Фото: предоставлено Евгенией Благининой.

Бизнес и маркетинг: практикующий маркетолог рассказала, как создать эффективную стратегию развития

Объясняем, что такое стратегический маркетинг и как создать план по развитию бизнеса

В рамках вебинара Центра «Новый Ростов» практикующий маркетолог, директор агентства Mityakova_Digital Вероника Митякова рассказала о том, как сформировать клиентский поток, спрогнозировать результаты и разработать план действий по развитию своего дела.

Фото: сайт Центра «Новый Ростов».

Разбираемся в стратегическом маркетинге

Стратегический маркетинг предполагает создание плана по развитию бизнеса на долгосрочный период. Это поможет правильно применять ресурсы для роста прибыли вашего дела.

«Задача стратегического маркетинга – определить результаты, которые вы хотите получить на отдельном промежутке работы, подобрать инструменты для реализации этого», — отметила Вероника Митякова.

Чтобы обеспечить долгосрочное развитие компании, необходимо пройти плановый переход от стратегии к тактике. Важно придумать несколько гипотез, а после этого подстраивать свой бизнес под реалии, в которых он находится.

«Когда вы прописываете стратегию, не зацикливайтесь на одном варианте, это всего лишь предположение. Из нескольких гипотез успешной может стать лишь одна», — считает эксперт.

Основные этапы формирования стратегии

По мнению Вероники Митяковой, стратегия очень важна для бизнеса, ведь периодически его преследуют кризисные моменты, например, пандемия. К изменениям многие были не готовы, но благодаря выстроенному плану действий руководители смогли скорректировать дальнейшую динамику роста компании.

Стратегию развития советуют разрабатывать сроком на год или более.

  • Планирование

Необходимо определить целевую аудиторию, проанализировать предложения конкурентов, выявить основные тенденции развития рынка и подобрать качественные инструменты для продвижения.

  • Реализация

На этапе реализации предприниматель применяет выбранные инструменты для популяризации своего продукта.

  • Оценка и контроль

Вести контроль можно по показателям, которые компания получает в течение определенного периода работы.

«Переход от стратегии к тактике развития бизнеса обеспечивает его долгосрочную работу», — рассказала Вероника Митякова.

Шаг 1: Определение целевой аудитории                                                  

Целевую аудиторию важно четко конкретизировать, чтобы наладить целенаправленную работу вашего бизнеса.

«Описание клиента не должно быть коротким. Например, формат «мужчина, 30 лет, доход – выше среднего» нам не подходит. Это только начало формирования аудитории», — делится Вероника Митякова.

Для более точного описания следует использовать метод Майкла Шеррингона «5W»:

What? / Что за товар продается?

Who? / Кто может стать покупателем?

Why? / Почему клиент должен выбрать именно Вас?

When? / Когда клиент может совершить покупку?

Where? / Где должна располагаться ваша площадка?

«Например, ваш магазин находится в центре Ростова. Это значит, что аудитория может обратить внимание на яркую вывеску и начать взаимодействовать. Важно ответить себе на вопрос: что вы делаете, чтобы привлечь покупателей? Нужно всевозможные варианты для себя рассмотреть», — отмечает Вероника Митякова.

Шаг 2: Анализ конкурентов

Существуют разные виды конкурентов. Прямые – те, кто работает с той же целевой аудиторией и предлагает тот же продукт. Потенциальные – микрокомпании с быстрым ростом. Косвенные – те, кто работает с той же аудитории, но предлагает похожий продукт.

«Очень важно анализировать маркетинговое предложение ваших конкурентов, а не просто знать их. Удивляюсь, что 90% предпринимателей этого не делают», — делится Вероника Митякова.

При анализе конкурентов нужно сравнить предложения компании, ценообразование, условия работы, уровень продаж и технологии, которые используют в производстве.

Для получения наиболее точных данных, можно провести SWOT-анализ. Это анализ, позволяющие разобраться в сильных и слабых сторонах, а также возможностях и угрозах бизнеса конкурента.

«SWOT-анализ показывает, что влияет на бизнес, и какие кризисные моменты нам следует проработать», — рассказывает эксперт.

Шаг 3: Исследование текущих и потенциальных клиентов

«На данном этапе мы уже выдвинули различные гипотезы по целевой аудитории, теперь необходимо использовать всевозможные инструменты, чтобы больше узнать об интересах реальных клиентов», — советует Вероника Митякова.

При начале работы важно получать обратную связь от клиентов, чтобы усовершенствовать свои недостатки. Отзывы на Интернет-ресурсах, анкетирование в этом помогут.

«Попросите оставить отзыв не только лояльных клиентов. Именно это поможет вам узнать о реальных проблемах бизнеса и удержать посетителей», — отмечает Вероника Митякова.

Шаг 4: Оценка тенденций развития компании

На этом этапе проанализируйте настоящий и будущий рост бизнеса. Например, вы можете рассмотреть различные предложения по финансированию, изменению формата.

Шаг 5: Выявление тенденций развития рынке

Для грамотного ведения бизнеса необходимо отслеживать спрос и предложение на рынке.

«Посмотрите, какие товары уходят, какие приходят на продажу. Например, мы сегодня не можем игнорировать тенденцию развития ИИ в бизнесе», — рассказывает Вероника Митякова.

Шаг 6: Определение конкурентных преимуществ и УТП

УТП — уникальное торговое предложение. Помните, что необходимо формулировать УТП четко и ясно. То, что вы продаете, должно быть понятным для заказчика. Более того, уделите внимание цене и ценности продукта:

«В эпоху информационной перегрузки и клипового мышления старайтесь говорить так, чтобы вас поняла целевая аудитория», — советует Вероника Митякова.

Шаг 7: Постановка целей маркетинга и продукта

Нужно прописать цели по развитию: сколько вы хотите продавать, сможет ли бизнес выдержать наплыв клиентов при повышении оборота продаж, затрат на содержание сотрудников и развития маркетинга.

Шаг 8: Подбор инструментов для реализации продукта

После того, как руководитель определит тактические цели по развитию, подберите специальные инструменты для продвижения. Например, разработайте рекламные акции, настройте продвижение через соцсети, сотрудничайте с популярными блогерами.

Грамотно выстроенная маркетинговая стратегия позволит бизнесу быстро адаптироваться к новым реалиям и принесет владельцу высокую окупаемость.

Алина Гафарова

Новости