Фото: предоставлено Светланой Столярчук.

Бизнес-наставники и где их искать

Эксперт рассказала, как развивается институт бизнес-наставничества в Ростовской области и сколько получают такие специалисты

Председатель комитета по наставничеству Ростовского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», бизнес-наставник, предприниматель с опытом работы более 30 лет Светлана Столярчук рассказала читателям «Деловой газеты. Юг», как работает механизм наставничества внутри больших предприятий и в бизнесе, чем наставник отличается от ментора и бизнес-ангела, а также в чем заключается суть проекта «Марафон с наставником».

Человек, помогающий достичь своих целей

— Кто такой наставник в широком понимании слова?

Наставник — это человек, имеющий жизненный опыт, обладающий мудростью, знаниями и информацией, владеющий методами и инструментами для передачи этой информации, желающий делиться своим опытом и знаниями. Бизнес-наставник является авторитетом для наставляемого, способствует его развитию, расширению его сознания и мировоззрения в целях получения наставляемым дополнительной прибыли и обретения свободы.

— Кто чаще всего становится бизнес-наставником?

— Бизнес-наставником, как правило, становится предприниматель с многолетним опытом построения бизнеса, в котором он сталкивался с решением определенных задач по стратегии развития, организационной структуре, описанию бизнес-процессов, методов мотивации своего персонала, правилам масштабирования и т. д. Опытный наставник также может поделиться с наставляемым своими связями в деловых кругах и бизнес-сообществах, помочь молодым предпринимателям развить свой личный бренд.

В нынешнее время наставничество очень сильно помолодело и приобрело новые формы и виды взаимодействия. Например, в нашем комитете по наставничеству очень много молодых специалистов по продвижению в социальных сетях и организации продаж товаров на маркетплейсах, а также наставников для экспертов помогающих профессий.

Они берут на себя право передавать знания в построении личного бренда и узких направлений бизнеса (написание ботов, воронок продаж, работа с нейросетями). За счет нишевой экспертности сейчас можно встретить очень молодых наставников (от 20 лет!), которые достаточно известны своими знаниями в узкой специализации.

Наставник как профессия

— Какие сейчас существуют проекты по развитию наставничества для бизнеса?

— В комитете по наставничеству уже действует несколько проектов по развитию компетенций наставника: федеральный проект «Марафон с наставником», международный форум «Личный бренд наставника», ежегодный Слет успешных предпринимателей и др.

25 апреля наш комитет совместно с федеральной комиссией провел международный форум «Личный бренд наставника», на котором мы говорили о качествах, ценностях и репутации, которые выстраивают и поддерживают авторитет наставника.

— Что из себя представляет проект «Марафон с наставником?»

— Проект «Марафон с наставником», по словам его автора, председателя комиссии «Опоры России» по наставничеству Владислава Самойлова, является уникальной платформой, обеспечивающей взаимодействие опытными и начинающими предпринимателями. Эта платформа позволяет участникам совершенствовать умения в области бизнеса и наставничества, предоставляя возможность выступать как в роли наставника, так и в роли подопечного, иногда совмещая обе функции.

Основная цель проекта — предоставить предпринимателям возможность для практического применения своих идей, безопасного тестирования бизнес-гипотез, осознанного установления приоритетов, принятия обдуманных решений и достижения поставленных целей наиболее эффективным и оперативным путем. Изначально проект был направлен на участников сообщества «Опора России» и задумывался как средство для саморазвития личности, прогресса в управлении бизнесом и повышения эффективности коллективов.

— Можно ли считать бизнес-наставничество отдельной профессией? Существует ли такая должность на крупных предприятиях?

— Бизнес-наставник может расширить сознание предпринимателя, предоставив новые перспективы, идеи и подходы к ведению бизнеса. Он может помочь предпринимателю осознать свои сильные и слабые стороны, развить лидерские качества, улучшить коммуникационные навыки, аналитические способности и креативное мышление.

У нас в обществе укоренилось понимание, что наставник — это человек очень взрослый, имеющий глубокие знания, опыт в какой-либо рабочей профессии. Почти во всех больших компаниях и на промышленных предприятиях выстроен институт наставничества, в рамках деятельности которого более опытные сотрудники в том или ином формате передают свои знания стажерам, менее опытным специалистам или новичкам.

В этом смысле наставник — это человек, который становится рядом и учит именно тем знаниям и навыкам, которыми он сам лучше всего владеет. Он обучает любого новенького, который хочет обладать знаниями.

— Оплачивается ли работа наставников?

— В рамках компаний работники более опытного поколения, которые передают свои знания новичкам, часто получают определенные доплаты к своей заработной плате и разного рода премии. Если же мы говорим о бизнес-наставничестве, то здесь эта работа может строиться в нескольких форматах.

Если речь идет о разовых консультациях, то это может быть какая-то фиксированная оплата (от 500 рублей до нескольких тысяч рублей). В случае если это проектная работа, которая может длиться от одного месяца до полугода и более, и определена стартовая точка в начале работы и так называемая точка Б, в которую должны прийти совместными усилиями наставник и наставляемый, то это может стоить от 50 тыс. до 200 тыс. рублей в месяц и выше. Практика показывает, что у самых востребованных наставников стоимость участия в проекте доходит до нескольких миллионов рублей.

Наставники, менторы, коучи и бизнес-ангелы

— У слова «наставник» много синонимов: «ментор», «коуч», «тьютор»… В чем разница?

— Есть много зарубежных слов, близких к слову «наставник»: «ментор», «тьютор», «репетитор», «трекер», «коуч» и многие другие. Однако ближе всего по смыслу и методикам, применяемым в работе наставника и его наставляемого, — менторство. Ментор — это человек, который может использовать очень много инструментов для того, чтобы привести менти (наставляемого) в нужную точку, по которой у последнего был запрос.

Задача ментора — определить, какие именно инструменты подойдут наставляемому, как именно их нужно применить и в какой момент, чтобы достичь результата.

— Где в этом ряду бизнес-ангелы?

— В нашей стране известных бизнес-ангелов очень мало. Это люди, которые обладают большими капиталами и могут этими деньгами помочь молодому бизнесу преодолеть планку в развитии, быстрее достигнув результата.

Например, компании Apple, Amazon и Google развивались с помощью бизнес-ангелов: именно эти люди могут дать деньги без надежды на то, что их инвестиции окупятся. Они входят своими долями и деньгами в состав компании (как учредители или совладельцы) и по достижении определенного уровня развития компании забирают свою долю. После этого бизнес-ангелы выходят из состава учредителей или инвесторов.

— Получается, что бизнес-ангел — это только про деньги?

— На современном этапе бизнес-ангелы — это не только про деньги: сегодня эти люди дополняют финансовую составляющую в развитии молодого бизнеса своими знаниями и, самое главное, связями.

Связи — это те контакты, через которые молодой предприниматель может выйти в сообщество более высокого уровня. Там, где у него расширяется сознание, и там, где у него есть понимание, каким темпом, шагами и действиями можно быстрее достичь желаемого результата, совершив наименьшее количество ошибок. Именно там он попадает в окружение более успешных людей.

Сама энергетика этого общества очень быстро выносит предпринимателя на более высокий уровень развития и прибыли в компании. Поэтому сейчас бизнес-ангелы — это и деньги, и опыт, и связи. Это интересная структура, которая только начинает свое развитие в нашей стране.

Дмитрий Флоренко, основатель бизнес-сообщества REACTOR

К институту наставничества я отношусь по-своему. Мы в бизнес-сообществе REACTOR взяли шефство над тремя ростовскими университетами: ДГТУ, РИНХ и ЮФУ. Наша миссия — силами резидентов клуба передавать молодежи наш личный опыт и взгляды на многие ниши бизнеса. Так как работаем в разных отраслях — производство, услуги, торговля, — мы рассказываем, как проходили свой путь, какие были сложности, какие взлеты и падения, какие решения правильные, а какие явно провальные. Мы надеемся, что студенты пройдутся по нашему треку, не наступив на грабли, и меньше наломают дров по жизни.

У нас роль даже не наставников, а «светлячков», которые хотят подсветить путь студентов, чтобы он был менее тернист, чем у нас. Мы работаем в сегодняшнем дне и ориентируемся на то, как и кто сегодня нужен на рабочих местах. Конечно, российское вузовское образование качественное, но все же во многом оно оторвано от реальных рабочих процессов. Теория есть теория.

Мы же показываем реалии, чтобы ребята в рамках своего обучения сами дополнительно посещали курсы и приходили к нам на практику. Готовы их погружать, потому что никто другой так не заинтересован в том, чтобы молодежь приходила не только в большие компании федерального уровня, но и в локальные. Мы пока не придумали названия такому обучению. Просто связываемся с факультетами, университетами и инициируем встречу, а они в рамках своих образовательных программ называют эту работу каждый на свое усмотрение.

Анастасия Талызина

Новости