фото: aleksandarlittlewolf / freepik.com

На завод — за впечатлениями, работой и инвестициями: зачем предприятия Кубани открывают двери для туристов

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2025 году проводит пятый конкурс по включению российских заводов и предприятий в федеральную программу «Открытая промышленность». Интерес к промышленному туризму растет с каждым годом: предприятия по всей России на себе ощущают плюсы от открытия дверей для туристов.

Участники круглого стола «Промышленный туризм: как привлечь кадры и экскурсии на завод», организованного Медиа группой РБК Юг и Северный Кавказ, поделились, зачем нужно открывать двери на заводы и фабрики, как промтуризм повышает продажи продукции предприятия, как экскурсия на производство помогает привлечь новые кадры и создать положительный образ ответственного работодателя.

Привлечь кадры, клиентов и инвесторов

В текущем году на участие в программе «Открытая промышленность» поступило более тысячи заявок. Это свидетельствует о том, что ежегодно интерес к программе сохраняется. Предприятия, прошедшие обучение ранее, продолжают отправлять на курсы своих новых сотрудников. Таким образом, увеличивается количество работников, занимающихся промышленным туризмом. Одновременно расширяется география проекта: в 2025 году к нему присоединились еще три региона Дальнего Востока и Сибири. Программа впервые была представлена участникам из Магаданской области.

«Мы видим повышенный интерес к программе промышленного туризма, который растет из года в год. В этом году мы делаем эту программу уже пятый год подряд. И, казалось бы, за первые четыре года все, кто хотел, уже обучились. Сначала предприятия с опасением, с огромной долей скептицизма вступали в данный проект. Для всех это был эксперимент: насколько промышленное предприятие, которое заточено на решение своих производственных задач, будет готово открыться и проводить экскурсии», – рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Анна Степанина.

По ее словам, сегодня все больше российских предприятий открывают свои двери для посетителей даже вне рамок программы «Открытая промышленность», регулярно приглашая школьников и студентов. Зачем завод приглашает гостей? Эксперты Агентства стратегических инициатив считают, что таким образом производство решает проблему кадрового дефицита и повышает свою привлекательность как работодателя.

«Существует очень много стереотипов, формированных в 90-е годы, что не будешь учиться – пойдешь работать на завод. Это все далеко в прошлом. Российские заводы технологичны и экологичны, они предлагают тот уровень зарплат, который сопоставим с современным уровнем экономики. Важно отметить, что карьерный рост на предприятии идет еще быстрее. Можно сколько угодно рассказывать школьнику, что такое химия и физика, но когда его один раз привели на завод и вживую показали, влюбили в эту профессию, то девятиклассник, который как раз думает, кем ему стать, он принимает решение о выборе этой профессии», – отмечает Анна Степанина.

Вторая задача промышленности – привлечение новых клиентов посредством туризма, что наиболее успешно реализуется в легкой и пищевой сферах. Как подчеркивает Анна Степанина, именно туристы становятся проводниками популярности предприятия и его продукции. К примеру, на одной из открытых для экскурсий донских виноделен туристы в среднем приобретают по две-три бутылки вина на человека.

«Для предприятий, у которых продукция ближе для потребителя, промышленный туризм – это прямой инструмент продаж своей продукции, своего бренда», – объясняет специалист.

Еще одним важным результатом промышленного туризма является создание благоприятных условий для развития деловых контактов. Анна Степанина особо выделяет среди посетителей производств три ключевые группы: обычных туристов, учащихся школ и инвесторов, заинтересованных в сотрудничестве.

Бизнес-визиты позволяют инвесторам детально ознакомиться с производственными процессами и установить необходимые связи. Так, в Ростовской области представители малого и среднего бизнеса, являющиеся членами объединения «Опора России», посещают предприятия, чтобы выстроить новые цепочки взаимодействия.

фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Кубань возглавила направление промтуризма на Юге

Предприятия Краснодарского края, подавшие заявку на участие в программе «Открытая промышленность» в 2025 году, жду результатов конкурсного отбора, сообщил директор Фонда развития промышленности Краснодарского края Дмитрий Цаплев.

Регион присоединился к проекту «Открытая промышленность» два года назад. Сегодня более 20 промышленных предприятий Краснодарского края принимают туристические группы. Свыше 90 предприятий предлагают специальные туры для школьников и студентов. Всего за полтора последних года кубанские предприятия посетили свыше 1,5 млн гостей.

По словам Дмитрия Цаплева, задача промышленного туризма Кубани – привлечь внимание людей и продемонстрировать индустриальные достижения Краснодарского края. Важнейшими целями региональной администрации являются восстановление престижа рабочих и инженерных профессий, а также продвижение товаров, выпускаемых местными производителями.

«Предприятия давно перестали ассоциироваться исключительно с тяжелыми условиями труда. Современные промышленные площадки оснащены роботизированными линиями и цифровыми технологиями, поддерживающими высокую производственную культуру. Наша цель — сделать предприятия открытыми для общественности, продвигая продукцию, произведенную в нашем крае», – подчеркнул Дмитрий Цаплев.

Сейчас в регионе идет модернизация промышленного портала, на котором скоро откроется новый раздел «Витрина Кубани» — виртуальная площадка, представляющая товары местных производителей. Уже в конце 2025 года здесь появится специальный раздел «Промышленный туризм», позволяющий желающим подавать заявки на посещение предприятий региона.

Кроме того, Фонд развития промышленности сотрудничает с такими ведомствами, как министерство курортов, министерство культуры и министерство образования, совместно разрабатывая комплексные туристические маршруты и инициативы.

«Мы разработали стандартизированную форму для подписания соглашения между туроператорами, агрегаторами и предприятиями, чтобы была такая понятная система взаимоотношений, что они от этого получают, что они должны предоставить. Со своей стороны, мы будем обеспечивать групповое посещения школьниками, студентами и туристами. И здесь будут два направления экскурсий – бесплатные и платные. Мы будем обсуждать совместно с туроператорами и теми предприятиями, которыми видят для себя цель проводить платные экскурсий», – отметил Дмитрий Цаплев.

Как предприятия Кубани реализуют программу промтуризма

Примером успешного развития промышленного туризма может служить компания «КНАУФ Гипс Кубань». Как отмечает технический директор предприятия Дмитрий Колонистов, экскурсионную деятельность они начали еще в 2019 году. С тех пор, не считая «пандемийных» периодов, производство посетили более 1,5 тыс. человек.
От экскурсий для профильных специалистов – прорабов, мастеров и строительных блогеров – компания планомерно перешла к системной работе с подрастающим поколением.

«Мы берем школьников и рассказываем все, показываем наши производства, как это все работает, как работает система управления проектами. В конце мы показываем презентацию про навыки будущего и про профессии, которые в будущем будут нужны», – делится опытом Дмитрий Колонистов.

Эта просветительская работа, по его словам, решает сразу две важные задачи: формирует имидж современного предприятия и создает кадровый резерв, препятствуя «утечке мозгов» в крупные города. Результаты такого подхода уже видны: за несколько лет порядка 25 человек из ребят, которые ранее бывали на экскурсии, вернулись для работы на предприятие.

Популярность направления подтверждается высоким спросом: как отмечает представитель компании, очередь на экскурсии расписана примерно на два месяца вперед.

фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Генеральный директор фабрики «Коровка из Кореновки» Игорь Московцев подтверждает растущий интерес к промышленному туризму. Только за прошлый год производство посетило около 1,5 тыс. человек самых разных возрастов. Для него это продолжение старых традиций.

«Я свое детство так примерно и провел. Нас в школах действительно водили на такие экскурсии. Я посетил и молзавод в Пятигорске, и кондитерскую фабрику, и ковровую фабрику, и сувенирную. И вот из этого всего и формируется представление о той самой будущей жизни, обучении, которое человек сам выбирает», – рассказал Игорь Московцев.

Особенность их предприятия, по словам Игоря Московцева, – в удачном сочетании промышленного и гастрономического туризма. Он убежден, что возможность лично увидеть процесс, «пощупать» и попробовать продукт – наиболее эффективный способ демонстрации его преимуществ и формирования доверия к бренду.

Развивалось это направление естественно: первые экскурсии проводились для сотрудников и их детей, а сегодня стали важным инструментом работы с партнерами.

Промышленный туризм для предприятий Юга становится не просто данью моде, а стратегическим инструментом, который решает комплекс задач – от формирования кадрового резерва до укрепления партнерских отношений и создания прозрачного, открытого имиджа компании.

фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Новые туры – новые гиды

По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, за последние два года обучение в акселераторе программы «Открытая промышленность» прошли порядка 25 кубанских предприятий, по результатам было запущено четыре промышленных тура.

«Первым туром стал тур “Индустриальный калейдоскоп. Причерноморья” – достаточно интересный маршрут, по которому я лично вместе с коллегами журналистами проехался. Мы на себе смогли оценить, какой продукт будет показываться нашим, нашим уважаемым гостям, туристам – и за этот продукт мне не стыдно. В этом году на финале акселератора в Тобольске мы презентовали уже четыре промышленных тура.

Промышленные туры активно появляются и пополняются новыми предприятиями самых разных отраслей. Сейчас практически все зоны и направления Краснодарского края охвачены этими турами», – рассказал Дмитрий Хмелько.

Министр подчеркнул, что промышленный туризм помогает повысить узнаваемость предприятий, привлекает на них молодежь – школьников и студентов. Кроме того, такой вид туризма способствует распределению потоков отдыхающих. Одним из перспективных направлений он назвал комбинированные туры, сочетающие пляжный отдых с экскурсиями на производственные площадки.

Власти планируют создать сеть информационных центров в крупных отелях и популярных зонах отдыха на морском побережье. Особое внимание уделят подготовке квалифицированных гидов для производственных экскурсий.

Анастасия Талызина, София Купченко

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях