фото предоставил Игорь Жук

«Серотонин»: как работа в Китае вдохновила жителей Краснодара запустить свой бренд одежды

Основатель бренда «Серотонин» Игорь Жук рассказал «Деловой газете. Юг», как они с супругой после работы в Китае пришли к идее производства одежды, какие инвестиции потребовались, какие есть минусы работы с маркетплейсами и как дефицит кадров мешает в развитии бизнеса

Житель Краснодара Игорь Жук прошел путь от продавца в сетевом магазине одежды до основателя собственного модного мужского бренда «Серотонин». Главным помощником в воплощении идеи стала его супруга Наталья.

Дорога была не самой прямой, семейный бизнес столкнулся с рядом сложностей, причиной которых, как признается Игорь, стали ошибки на старте. Сейчас супруги, ориентируясь на полученный опыт, планируют «перезагрузить» бренд.

Навеяно жизнью в Китае

Жизнь Игоря еще со студенческих времен, так или иначе, была связана с модной индустрией. Все началось с заказов одежды у портных, потому что качество и фасоны вещей на рынках и в магазинах его не устраивали. После Игорь строил карьеру в этой сфере — из продавца вырос до руководителя одного из крупных одежных ретейлеров Краснодарского края.

Идея самостоятельно заняться производством одежды Игорю и Наталье пришла в период жизни в Китае. Супруги прожили там четыре года по работе, Игорь занимался размещением и контролем оптовых заказов на изготовление одежды.

«В Китае родилась идея отшивать одежду под собственным брендом. Стартовать было разумно с небольших объемов, но китайские фабрики работают только с большим оптом. Какое-то время я вынашивал идею открыть собственное производство в Китае. Но в 2016 году мы с женой вернулись в Россию с решением открыть собственное производство в Краснодаре, учитывая накопленный опыт и наличие профильного образования у моей жены, посчитали эту идею целесообразной. Горели желанием шить именно свой продукт под собственным брендом», — поделился Игорь.

фото предоставил Игорь Жук


От фабрики — к бренду

Первым этапом к запуску своего бренда для супругов стало открытие швейного цеха. Как рассказал предприниматель, они взяли в аренду помещения в 500 кв. метров, установили четыре швейные машинки и наняли сотрудников. Так появилась «Швейная фабрика № 23».

Поначалу молодые люди работали на контрактной основе, чтобы до запуска своего бренда набить руку на пошиве одежды и собрать профессиональную команду. Однако процесс производства затянул супругов, и идея с собственной линией одежды отошла на второй план.

К этой мысли они вернулись, когда наладили стабильное швейное производство, работающее на контрактной основе. По словам Игоря, открытие швейной фабрики в 2016 году обошлось им в 2 млн рублей. Затраты на свой бренд были эквиваленты. Как отметил предприниматель, на разработку полноценной коллекции на один сезон, пошив партий изделий и продвижение уходило порядка 2-2,5 млн рублей.

фото предоставил Игорь Жук


Изначально под брендом «Серотонин» супруги выпускали и мужскую, и женскую линии одежды. За первую отвечал Игорь, за вторую — его супруга.

«Процесс создания одежды творческий, а меня все время переполняют идеи. Постепенно я перетянул одеяло на свою сторону, а жена отвечала за процесс пошива», — делится основатель «Серотонина».

Целевой аудиторией бренда Игорь считает мужчин в возрастном диапазоне от 25 до 40 лет. Продажа онлайн помогает реализовывать товары по всей стране, но основная география продаж — Краснодарский край, Москва и область, а также Санкт-Петербург.

Услуги пошива одежды владельцам рекламировать не приходится — клиенты сами их находят. А вот «Серотонин» продвигают через контекстную рекламу и социальные сети.

фото предоставил Игорь Жук

Вопрос в кадрах и маркетинге

Самым важным и сложным в процессе запуска своего бренда Игорь считает построение системы аналитики. Он признается, что сам на этом этапе допустил ошибку. Супруги ставили цель создавать качественный продукт из материалов высшего качества, проводить регулярное тестирование новой ткани, добиваться идеальной посадки и при этом не завышать цену.

Ошибка заключалась в том, что основным каналом сбыта при этом они изначально выбрали маркетплейс. «Основная задача продавца на маркетплейсе не качество и фасон, а попасть в целевую цену, если ты хоть немного не попал в вилку цен, то вероятность оказаться на первой странице в выдаче товаров, ничтожно мала. В топе всегда будут товары, которые приносят больше прибыли самому маркетплейсу», — объяснил предприниматель.

Поэтому супруги приняли решение уйти с площадки маркетплейса и сосредоточить усилия на продажах товар через собственный сайт. Однако, как отметил Игорь, в этом случае необходимо много вкладываться в маркетинг и не только финансово. Эта работа отнимает еще и много времени, поэтому пока наладить стабильные продажи супругам не удалось.

«Объемы продаж сейчас оставляют желать лучшего, так как клиентов на сайте еще нужно привести, вплотную заняться маркетингом, на что обычно не хватает времени, ведь параллельно нужно заниматься фабрикой и пошивом продукции под заказ, — делится предприниматель. — Но могу сказать, что когда читаешь положительные отзывы на свою продукцию, понимаешь, что все делаешь не зря».

фото предоставил Игорь Жук

В числе основных проблем Игорь также называет дефицит кадров. Как отмечает предприниматель, средний возраст швеи 50+, а молодые люди не особо хотят работать за станком.

«Выпускники профильных образовательных учреждений — это максимум дизайнеры. Уход части иностранных брендов спровоцировал цепную реакцию, каждый второй имеет свой бренд одежды, отсюда бум на швейные предприятия, которых открывается очень много, а квалифицированных специалистов на всех не хватает», — поясняет Игорь.

По наблюдениям основателя бренда «Серотонин», спрос на отечественные бренды одежды сейчас сильно вырос, но дефицит швей мешает в удовлетворении этого спроса. Именно поэтому основная конкуренция возникает в борьбе за квалифицированные кадры.

Еще одной ошибкой при создании своего бренда Игорь считает запуск под него собственного производства. «Производственный процесс довольно сложный, отнимает много времени и убивает творческий порыв, поэтому если ваша цель — создание бренда одежды, то идите в аутсорсинг», — советует предприниматель.

Желая предостеречь начинающих модельеров от ошибок, он призвал разделять понятия собственного производства и дизайна одежды. По его мнению, совмещать обе эти деятельности очень энергозатратно.

«Для меня собственное производство и дизайн одежды находятся в параллельных плоскостях. Если вы готовы чинить оборудование, разбираться с поставщиками бракованного сырья, быть психологом на полставки для собственного персонала и вообще универсальным специалистом и разбираться во всем, и еще после этого заниматься дизайном, тогда да, можно открывать свое производство», — сказал основатель бренда «Серотонина».

На данный момент супруги приняли решение не выпускать новые модели на сезон осень-зима, вместо этого они занимаются развитием швейной фабрики. «Сейчас идет реструктуризация сайта бренда на новой платформе, в рамках которой сайт приобретет ряд инструментов, способствующих продвижению и продажам», — заключил Игорь Жук.

Анастасия Матевосова

Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Информационный обзор редакции