фото предоставлено Корпорацией МСП

Александр Исаевич: Малый бизнес не только пережил шоки, но и успешно развивается

Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич в интервью «Деловой газете.Юг» рассказал, какие малые компании сегодня могут стать драйверами экономического развития, с какими трудностями сталкивается малый бизнес при масштабировании и какая черта характерна для представителей МСП из разных регионов России.

— Последние несколько лет были для предпринимателей непростыми: сначала пандемия, затем санкции. По вашим оценкам, как себя сейчас чувствует малый и средний бизнес? Можно сказать, что МСП адаптировались к новым условиям? С какими результатами они подошли к концу 2023 года?

— Последние года три-четыре жизнь подкидывает сюрпризы всем нам и нашим предпринимателям, в частности. Но малый и средний бизнес, в отличие от крупных предприятий, быстрее адаптируется к изменениям, в том числе негативным. А благодаря господдержке предприниматели смогли преодолеть трудности, связанные с последствиями санкций и негативными внешними факторами. В том числе за счет мобильности и способности к перестройке бизнес-процессов число МСП достигло 6,3 миллиона. И это рекордный показатель с момента создания реестра субъектов МСП в 2016 году.

Кстати, ошибочно принято считать, что малый бизнес – это в основном про торговлю. Конечно, ее доля велика, но сегодня наблюдается мощный рывок у МСП в сфере высоких технологий, IT-сфере и различных производствах, в том числе одежды, где активно появляются и развиваются российские бренды. В настоящее время в России три из четырех компаний, использующих технологические инновации и имеющих запатентованные разработки, относятся к МСП. Высок потенциал высокотехнологичных компаний, именно они могут стать драйверами экономического развития.

— В каких сферах сегодня наиболее активно развивается малый и средний бизнес в России в целом и на юге в частности?

— Об активности МСП можно судить по их показателям финансово-хозяйственной деятельности. За последний год (это 2022-й, т.к. данных за 2023 год пока нет) наибольший прирост показателей в секторе МСП отмечается в целом ряде крупных* сфер. Это разработка компьютерного ПО (рост дохода и отчисляемых налогов на 31%), туризм (рост дохода 29%, рост налогов 31%), деятельность профессиональная, научная и техническая (рост дохода 27%, рост налогов 20%). Также для данных отраслей характерен рост заработной платы в среднем более чем на 20% за год.

Среди предпринимателей ЮФО наибольшей активностью* характеризуются такие отрасли, как предоставление финансовых и страховых услуг (рост дохода и зарплат более чем в 2 раза), образование (70% и 15% соответственно) и издательская (полиграфическая) деятельность (рост дохода на 44% и зарплаты на 19%).

При этом надо отметить, что регионы ЮФО уступают в части роста дохода среднероссийским показателям (+10% против +14%). В то же время они опережают по росту заработной платы (+16% против +14%), а также — численности работников.

Что касается отечественных промышленных компаний, то в сфере обрабатывающих производств за год отмечается рост доходов субъектов МСП на 15% и объема уплаченных налогов на 18%, что может свидетельствовать о развитии данной отрасли в стране.

— Можно ли сказать, что западные санкции и уход иностранных брендов сыграли на руку отечественным производителям? Насколько активно малые предприятия занимают освободившиеся ниши?

— Наши предприниматели на практике использовали постулат «кризис – это время возможностей». Сейчас буквально во всех сферах, где освободились ниши, ранее занятые иностранными конкурентами, на их места уже пришли или приходят отечественные предприятия.

Чаще всего это товары народного потребления, производство одежды и все то, на что ежедневно есть спрос. Кроме того, когда крупный бизнес лишился зарубежных партнеров, он начал активно смотреть в сторону российских МСП. Также действовали и многие крупные компании с госучастием. В результате мы видим, что доля малых и средних предприятий в закупках по 222-ФЗ уже превысила 50%. И есть уверенность, что это показатель будет только расти.

— По вашим оценкам, стал ли малый и средний бизнес чаще обращаться за господдержкой?

— Сегодня можно сказать, что российский малый бизнес не только пережил шоки, обусловленные общей конъюнктурой нескольких прошлых лет, но и успешно развивается, смотрит вперед и видит перспективы для масштабирования. Такие выводы можно делать на основе увеличения объемов привлечения МСП кредитных средств в целом, и росту инвестиционного кредитования, в частности.

Так, за счет кредитно-гарантийных инструментов Национальной гарантийной системы (оператор – Корпорация МСП) малый и средний бизнес за 10 месяцев смог привлечь в свое развитие 880 млрд рублей в виде кредитов.

Здесь важно, что в числе лидеров по этому показателю находится реальный сектор экономики. Именно в нем создают рабочие места, он вносит заметный вклад в экономику. И в 2023 году государство стало больше поддерживать производственный бизнес. По данным за три квартала, они получили льготных кредитов и поручительств на 360 млрд рублей. Доля господдержки от всего объема кредитования данного сегмента составила уже 31%.

— Какие проблемы для малых предпринимателей сегодня наиболее острые?

— Один из главных запросов МСП – это доступные средства. Особую актуальность он приобретает на фоне повышения ключевой ставки и удорожания коммерческих кредитов.

— Сегодня много говорят про перспективы креативных индустрий. В своем ТГ-канале вы не так давно упомянули, что готовите проект по поддержке дизайнеров и производителей.

— В этом вопросе не хотелось бы бежать впереди паровоза. Идея создания такого проекта обсуждается. Мы хотим сделать такой продукт, который был выгоден каждой стороне, решившей участвовать в этом проекте. Нужно немного терпения, о его запуске мы обязательно сообщим.

— Ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов обозначил три приоритетных направления поддержки МСП. В их числе — стимулирование вновь создаваемого бизнеса. По вашим оценкам, какие основные препятствия возникают у малого и среднего бизнеса в начале пути, что может помочь их преодолеть?

— В середине этого года были обозначены направления поддержки МСП до 2030 года. В качестве приоритетов было выделено несколько направлений. И среди них есть начинающие предприниматели. Здесь самое главное — помочь им выжить в первые два года. Ведь именно в первые два года закрывает свой бизнес половина начинающих предприятий. Также в качестве приоритета названы растущие МСП. По статистике, из них только 3% переходят из разряда микро- в малые. Причины, как правило, связаны с барьерами роста: повышением налоговой нагрузки, усложненной отчетностью, дополнительным вниманием контрольно-надзорных органов. Надо помочь им справиться с этими моментами, подставить плечо в виде господдержки.

Отдельная категория – растущие МСП из приоритетных отраслей. К ним относятся обработка, туризм, IT, инжиниринговые центры, малые технологические компании. Почему важно им уделять внимание? Потому что в них сконцентрированы квалифицированные кадры, добавленная стоимость. На этих секторах предлагается сфокусировать ресурсоемкие меры поддержки: льготное кредитование, «зонтичные» поручительства и др.

Ну и помощь требуется тем, кого предлагается выделить в отдельную категорию МСП+. Это предприятия, которые формально уже не подпадают под определение субъектов МСП. При этом они еще не перестроились под условия работы крупного бизнеса, а преференций, льгот, доступа к господдержке уже нет. Это так называемые «шоки роста», которые мешают дальнейшему развитию. Таких компаний немного, но они эффективно функционируют и готовы развиваться.

— Вы много общаетесь с представителями бизнеса из разных регионов России, разных сфер деятельности. По вашим наблюдениям, есть ли у российских предпринимателей какая-то общая черта?

— Одной из ярко выраженных общих черт является целеустремленность. Ведь что такое малый и особенно микробизнес? Это сравнительно не очень большие деньги, но очень много забот. И заниматься этим могут только люди, которые точно понимают, чего они хотят добиться. Во время поездок по регионам, на встречах с представителями местного бизнеса мы видим как раз таких людей. У них есть огонек в глазах, они хотят добиться результата. На таких людях держится вся МСП-отрасль. И государство подставляет им свое плечо, предоставляя всю возможную поддержку.

* Данные по крупным отраслям, в которых занято значительное число МСП

Новости