Эффект пандемии: как коронавирус повлиял на экономику Краснодара в 2020 году
pixabay.com

Эффект пандемии: как коронавирус повлиял на экономику Краснодара в 2020 году

Эксперты рассказали сайту «Деловая газета.Юг», каким образом пандемия отразилась на основных показателях социально-экономического развития города в 2020 году

Управление экономики Краснодара представило доклад об итогах социально-экономического развития города за январь – декабрь 2020 года. Согласно результатам исследования, несмотря на общую тенденцию к снижению показателей, ряд отраслей завершили год с положительным результатом. 

От меньшего объема продукции к большей прибыли

Как следует из доклада, в январе –декабре 2020 года в Краснодаре объем продукции, отгруженной крупными и средними промышленными предприятиями, превысил 189,2 млрд рублей. Этот показатель ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 27,8 млрд рублей, или на 12,8%. Сокращение в производстве и отгрузке объема продукции на 5,6% произошло среди крупных и средних сельхозорганизаций. За отчетный период было произведено и отгружено продукции на сумму 4,9 млрд рублей, ниже уровня января-декабря 2019 года. При этом по ряду отраслей наблюдался рост,  высокие темпы роста объемов отгруженной продукции отмечаются на предприятиях, занятых в производстве пищевых продуктов – в 1,4 раза, в производстве табачных изделий – на 14,6%, в производстве бумаги и бумажных изделий – в 1,2 раза, в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки – в 1,7 раза. 

Как отметил бизнес-консультант, профессор, партнер компании «Арка-групп. Оценка и консалтинг» Александр Полиди, сокращение объема отгрузки продукции стало следствием периода ограничений, связанных с пандемией.

«На сокращение объема отгрузки, конечно, повлияли и физические ограничения в производстве, и снижение спроса. Показатели сельхозпредприятий упали менее значительно, поскольку это консервативная отрасль, и здесь спрос является более стабильным. Что касается промышленности, это однозначно следствие ограничений пандемии не только на стороне производства, но и на стороне потребления. Эта отрасль чувствительна к физическим ограничениям и реагирует достаточно бурно на ограничения доступа к спросу. Проще говоря, перестают покупать продукцию, не потому что она не нужна, а потому что это делать невозможно, и таких отраслей в общем-то у нас достаточно много», — сказал он.

С тем, что основным фактором сокращения отгрузки производственной продукции является влияние пандемии коронавирусной инфекции, а также принятые карантинные меры, ограничивающие объем работы множества предприятий, согласен и старший менеджер «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко. «В условиях пандемии снизился спрос на отдельные категории продукции, например, автомобили, одежду и прочее. В отдельных случаях снижение производства и отгрузки носит причины, несвязанные с влиянием пандемии, например, переизбыток сахара на конец 2019 года», — отметил эксперт.

По словам Панасенко, в отраслях, связанных с влиянием природных факторов, таких как сельское хозяйство, снижение объема отгрузки также связано с «действительно сложным в природно-климатическом смысле годом». «Засухи, ветра и заморозки сократили объем урожайности, но при этом, результаты сбора урожая по итогам 2020 года более позитивные, чем предполагали эксперты в середине года», — прокомментировал он.

В то же время, как следует из аналитической записки, несмотря на сокращение объема отгруженной продукции, сальдированный результат (прибыль) крупных и средних предприятий в январе-ноябре 2020 года составил 155,7 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель 2019 года на 37,3 млрд рублей, или на в 1,3 раза. Убытки убыточных предприятий снизились на 31,9%. В то же время прибыль прибыльных организаций в январе-ноябре 2020 года превысила 172,9 млрд рублей, здесь темп роста составил 120,3%.

«Рост прибыли связан с повышением спроса и цен на отдельные категории товаров. Во время пандемии, значительно улучшили свое положение производители наиболее востребованной продукции – продукты питания, алкоголь, фармацевтика, медицинские изделия (маски, антисептики) и т.п.», — объяснил Евгений Панасенко.

Он также добавил, что значительно увеличилась выручка у предприятий, производящих материальные активы, которые традиционно являются приоритетными направлениями инвестиций во время кризисов – недвижимость.

Бизнес-консультант Александр Полиди отмечает, что на такой результат повлияло и сокращение издержек. «Издержки сократились не только на сырье, но и те постоянные издержки, которые финансировали предприятия независимо от объема продаж: это аренда, заработная плата, реклама, логистика. Уникальность ситуации в том, что издержки сократились быстрее, чем сократилась реализация», — сказал он.

Среди факторов, повлиявших на сокращение издержек, эксперт назвал и то, что многие предприятия стали внедрять более экономичные и эффективные системы управления. Кроме того, положительное влияние на положение предприятий оказала государственная поддержка. «Предприятия пусть и не такую большую, но получали господдержку, и она позволила им частично компенсировать потери. В первую очередь, это структурные меры господдержки, например, льготные кредиты, отсрочки, налоговые каникулы, реструктуризация долгов. Все эти вышеназванные факторы в совокупности и сыграли в пользу того, что прибыль не сократилась», — прокомментировал Полиди.

Положительная динамика по итогам сентября-декабря 2020 года отмечается в сфере строительства. По данным аналитической записки, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», превысил 31,9 млрд рублей, рост в сопоставимых ценах составил 13,5%. По состоянию на 1 января 2021 в Краснодаре ввели в эксплуатацию 1869,8 тыс. кв. метров жилья, это на 0,9% выше уровня 2019 года.

«Что касается сферы строительства, в этой отрасли в меньшей степени, чем в потребительском секторе, вводили ряд ограничений. Также строительство — это достаточно консервативная сфера из-за того, что здесь наблюдаются длительные производственные циклы —  длительные сроки ввода объектов. Мы увидим скорее всего в 2021 году тенденцию спада почему, потому что те, объекты, которые не были начаты в прошлом году, отразятся на этом годе. В свою очередь, те объекты, которые были начаты в 2019 году и продолжены в 2020 году, удержали отрасль от упадка», — сказал он.

Евгений Панасенко, в свою очередь отмечает, что покупка недвижимости – классическая реакция населения во время экономических кризисов, нацеленная на сохранение собственного капитала. 

«Увеличение спроса также связано с влиянием изменений в фискальной политике, такие как налогообложение дебетовых вкладов, а также планируемое введение нормы об обязательном подтверждение источников доходов при покупке дорогостоящего недвижимого имущества. В ситуации снижение привлекательности хранения денежных средств в банках и нежелательным раскрытием сведений о доходах, значительная часть населения с большей уверенностью приняла решение о приобретение недвижимости в 2020 году», — сказал он.

 Согласно отчету, оборот розничной торговли по итогам января-декабря 2020 года составил 244,5 млрд рублей, здесь рост в сопоставимых ценах составил 7,4%.

«Такой результат можно связать с двумя явлениями: во-первых, повышение спроса на продукты питания, бытовую технику, строительные материалы и прочее во время периода самоизоляции; во-вторых, повышение цен на отдельные категории товаров, связанное, в том числе, с колебаниями валютных курсов. Так, например, цены на некоторые категории сельскохозяйственной продукции выросли в диапазоне от 20% до 70%, хотя себестоимость производства, значительно не изменилась. Также произошел рост цен в сегменте недвижимости более чем на 15%», — прокомментировал Евгений Панасенко.

Как отметил Александр Полиди, в период ограничений карантина просела промтоварная розница, в то время как продовольственная розница смогла продолжить работу в таких условиях.

«Продуктовые магазины, супермаркеты — они как работали, так и работали. Можно отметить, что эта отрасль достаточно быстро восстанавливается, она очень инерционная, здесь действует такое понятие, как отложенные покупки. Отложенный спрос начинает быстро восстанавливаться. А вот спад доходов населения, который был зафиксирован в прошлом году, его последствия мы будем наблюдать уже в текущем году», — сказал эксперт.

Показатели безработицы

Уровень регистрируемой безработицы в краевой столице по состоянию на 1 января 2021 года составил 6,6% от численности трудоспособного населения, в то время как на 1 января прошлого год этот показатель составлял 0,3%.

«Мы пережили достаточно тяжелый экономический кризис, по крайней мере его самый пик. Карантинные меры, обеспечив безопасность значительному числу населения, в тоже время привели к закрытию и снижению доходов значительного числа предприятий. Множество компаний были вынуждены сократить численность рабочего персонала, а некоторые и вовсе были ликвидированы», — прокомментировал Евгений Панасенко.

Как отметил Александр Полиди, такой взрывной рост безработицы помимо периода ограничений также связан с миграционным фактором. «В нашем городе большая часть занятости формируется за счет миграционного притока, а из-за того, что люди из-за пандемии оказались в сложном положении, в частности, мигранты были вынуждены бросать свои места и переезжать туда, где у них есть жилье или другими словами финансовая безопасность. Если обобщить взрывной рост безработицы объясняется тремя факторами: это миграционный фактор, период ограничений и большой удельный вес малого бизнеса в структуре экономики нашего города. Именно в малом бизнесе мы наблюдали наиболее драматичные последствия ограничений, малый бизнес наиболее пострадал от этого и внес очень большой вклад в рост безработицы», — прокомментировал Полиди.

Итоги и прогнозы

По словам экспертов, в целом как и для многих других городов РФ, для Краснодара 2020 года оказался непростым в плане экономического развития. Как отмечает Александр Полиди, многие ограничения в связи с пандемией в Краснодарском крае были введены первыми в стране и зачастую держались дольше, чем в других регионах.

«Не нужно забывать, что в структуре валового продукта нашего региона и города, очень большой удельный вес занимает потребительская отрасль. Из-за ограничений отрасль была отрезана от потребителя, конечно, это привело к спаду. Я не стал бы говорить, что мы прошли период ограничений легче, чем другие города и регионы РФ, а в отдельных случаях и сложнее. Например, в нашем городе отрасль малого бизнеса гораздо больше, чем в других в других городах страны, и здесь спад был более серьезным» — сказал он.

«Конечно, не обошлось без потерь, но в целом экономика Краснодара достаточно стойко пережила наиболее тяжелый период кризиса, кроме того, бюджет города Краснодара на 2020 год был перевыполнен – 102%», — прокомментировал Евгений Панасенко.

По мнению Александра Полиди, в случае оптимистического сценария город сможет отыграть потери только к 2022 году, а в случае умеренного сценария – 2023 году.

«В этом году экономика города не сможет отыграть все те потери, которые понесла, хотя бы потому, что волна отложенного спроса прошла и теперь формируется новый спрос, который формируется в условиях спада. Это, в том числе, и сокращенные доходы населения, год наступивший не позволит отыграть все понесенные потери», — отметил он.

Говоря о прогнозе по восстановлению экономики, Евгений Панасенко отметил, что нужно учитывать особенности Краснодара. «В экономике города преобладают производства продукции с конечным потреблением, что в совокупности с активной муниципальной и государственной поддержкой и взаимодействием, а также обилием трудовых ресурсов, должны обеспечить быстрые восстановление», — заключил эксперт.

Новости