Курсы валют
69.81
81.03

Рост тарифов и переход на «цифру»: как локдаун перестроил рынок грузоперевозок

Материал размещен печатным изданием "Деловая Газета. Юг"
26.02.2021 10:45
Участники рынка грузоперевозок рассказали «ДГ.Юг», как пандемия коронавируса изменила их работу и какие компании остались в выигрыше от сложившейся ситуации
Читайте нас на Яндекс.Новости

Массовая самоизоляция и переход бизнеса на удаленный режим работы в 2020 году серьезно повлияли на рынок грузоперевозок. В выигрыше оказались транспортно-логистические компании, сумевшие вовремя перестроиться.

По данным совместного исследования компании «СберЛогистика» и Института региональных проблем, Краснодарский край входит в топ-5 самых логистически развитых регионов страны. Кубань имеет выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия, здесь развитая экономика, высокая инвестиционная привлекательность, большая концентрация населения. Все это отлично сказывается на развитии логистики.

Как считает заместитель генерального директора по коммерции компании «СберЛогистика» Мария Зайцева, Краснодарский край — одна из крупнейших логистических точек юга России. Это регион с высокой плотностью и качеством дорожного покрытия, стабильно высоким транспортным потоком и показателями грузооборота по всем видам транспорта: автомобильному, аэропортовому, железнодорожному, морскому. Здесь расположен крупнейший по грузообороту порт. По информации «СберЛогистики» и Ingate, 63 % жителей Краснодара отправляли и получали посылки в 2020 году. Причем этот показатель почти на 5 % выше среднего по стране. Более 60 % клиентов компании самостоятельно относили посылки в пункты приема, 20 % прибегали к услугам курьеров, а 15 % воспользовались постаматами. В Краснодаре услугами «СберЛогистики» пользуются более 25 % предприятий и бизнес-структур. Чаще всего отправляют посылки весом 3–5 килограммов. Доля таких посылок в общем количестве отправлений составляет более 65 %. Доля перевозок крупногабаритных отправлений — 9 %.

Тарифы выросли в разы

В первый локдаун основные затруднения у транспортно-логистических компаний возникли в связи с ограничением авиаперевозок. Пассажирское авиасообщение между странами было приостановлено. Тарифы на авиаперевозки весь 2020 год менялись скачкообразно и могли расти в два-три раза. 

Как рассказал руководитель филиала компании «ПЭК» в Краснодаре Валентин Додонов, в марте — мае тариф на авиаперевозку грузов из Европы в Россию доходил до отметки 10 евро за 1 килограмм. Тарифы на авиадоставку из Китая во время локдауна выросли, но уже в середине июня начали снижаться. Тем не менее, в июне 2020 года они были выше, чем в июне 2019-го, на 10–15 % — порядка 4,5 доллара за килограмм против 3,5 доллара. К ноябрю ставки снова выросли — до 6–8 долларов за килограмм. В январе тариф на авиаперевозку из Европы в среднем составил 4–5 евро за килограмм. Цены на доставку из Китая варьируются: 6–7 долларов — из Шанхая и Пекина, 8–9 долларов — из Шенчьженя, Гуанчжоу, Гонконга.

Из-за роста тарифов многие логистические компании перемещали транспортные потоки с авиамаршрутов на автоперевозки или делали доставку по железной дороге. По словам Валентина Додонова, железнодорожные перевозки были стабильными, но в ноябре-­декабре возникли проблемы с нехваткой контейнеров, в первую очередь на китайском направлении. Это привело к взрывному росту тарифов. Например, на маршруте из Китая в Россию через Владивосток (море + ж/д) в ноябре-декабре морской фрахт вырос по некоторым направлениям в 5–7 раз. И рост продолжается. ПЭК удалось перестроить свою работу в соответствии с новыми реалиями. Например, сейчас компания продолжает находить решения по доставке грузов в условиях дефицита пустых контейнеров в Китае. В этом помогает филиал ПЭК в этой стране, который был открыт в 2019 году.

Сориентировались в ситуации

Несмотря на ограничения и связанные с ними сложности в работе, представители логистических компаний, опрошенные «ДГ. Юг», в целом отмечают рост объема перевозок по итогам 2020 года. Так, в ГК «Деловые Линии» объем перевозок по России в тоннаже вырос на 7 % по сравнению с 2019 годом, по ЮФО — на 9 %. 

Как рассказал директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич, у компании обширная география доставки — более 90 % населенных пунктов в России, а также Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Китай, Восточная Азия и Европа. Сеть терминалов насчитывает более 230 подразделений в 180 российских городах. В скором времени будет открыто еще несколько терминалов, в том числе в городах ЮФО. 

По словам Александра Лашкевича, более чем в два раза увеличилось количество заказов в маркетплейсы. Отдельный рост спроса наблюдался на услуги по логистике для интернет-магазинов и гипермаркетов. В связи с перестройкой работы компаний в режиме самоизоляции увеличилась доля доставки груза до адреса. При этом и после смягчения ограничений адресная доставка остается востребованной. Выросло количество перевозок товаров народного потребления, мебели, оборудования, средств индивидуальной защиты, продуктов питания и электроинструментов.

В компании «СДЭК» за 2020 год объем перевозок увеличился на 37 % в сравнении с 2019-м. Как рассказал директор подразделения в Краснодаре Иван Бучнев, в самом начале ограничений произошел резкий спад количества посылок на 25–30 % и появилась острая необходимость в оптимизации затрат. Однако уже через пару недель на компанию обрушилась лавина заказов и объем отправлений существенно вырос. За две-три недели компания получила такой рост, который в обычные дни происходит за три-четыре месяца. В итоге выросла нагрузка на логистику: 70 % заказов закрепилось за курьерской доставкой до дверей получателей. Хотя до пандемии 2020 года доля таких заказов составляла 40 %. Как следствие, посылки доставлялись с трех-четырехдневной задержкой. Необходимо было быстро адаптироваться. 

«Мы расширили штат: привлекли еще 150 сотрудников для работы в сортировочном центре, а сам сортировочный центр перевели на круглосуточный режим, усилили смены на 15–20 %, — прокомментировал Иван Бучнев. — Чтобы нагнать сроки, упущенные по курьерской доставке, мы ввели информационное сопровождение заказа во время транспортировки. То есть, пока сотрудники кол-центра созванивались с клиентом для уточнения условий, курьер находился на маршруте с заказом. Кроме того, мы ввели опцию получения заказа через курьера напрямую от отправителя, минуя склад и сортировочный центр. Когда в связи с пандемией было закрыто авиа­сообщение, мы заменили его альтернативными логистическими маршрутами — наземным транспортом через соседние города. В итоге объем курьерской доставки по сравнению с январем-февралем 2020 года увеличился на 70 %. При этом показатели доставляемости к концу мая составили почти 90 %».

По международным перевозкам из Китая компания вышла примерно на тот же самый объем, что был в 2019-м. Как рассказал директор по развитию «СДЭК-Китай» Андрей Побежимов, несмотря на то, что сработал отложенный спрос после частичного снятия ограничений и количество грузов увеличилось, сократились технические возможности везти эти грузы, причем всеми видами транспорта. В несколько раз снизилось количество перевозок автотранспортом. По требованию китайских властей при пересечении границы передача прицепа должна происходить бесконтактно. На сегодня 90 % всех авиационных перевозок из Китая производится грузовым авиатранспортом. Цены на авиаперевозки взлетели в четыре-пять раз. Морской фрахт с середины 2020 года тоже оказался недоступен. Когда возобновился спрос на морские перевозки, рынок стал испытывать серьезный дефицит контейнеров. На этом фоне цены на морской фрахт взлетели в 10 раз. Если в начале 2020 года фрахт морского контейнера из Шанхая во Владивосток стоил 870 долларов, то сегодня грузополучатели готовы платить за него по 8–9 тыс. долларов на том же самом участке, привел пример собеседник «ДГ. Юг».

«Мы вовремя поняли, что ситуация лучше не станет, и начали заключать договоры с авиакомпаниями, которые используют грузовые воздушные суда. Тем самым обеспечили себе возможность регулярной отправки грузов вне зависимости от наличия пассажирских бортов, — рассказал Андрей Побежимов. — Также мы заключили договоры с перевозчиками, которые обеспечивают фрахт морских контейнеров, и зарезервировали за собой минимальный объем на каждую отправку. Мы специализируемся в большей степени на направлении e-commerce. Но в 2020 году запустили новое направление СДЭК B2B — отправка и таможенное оформление коммерческих грузов. Это было сделано в интересах наших клиентов на территории России».

Между взлетами и падениями

По итогам 2020 года вырос объем перевозок в компании «ПЭК». Например, в краснодарском филиале он увеличился в среднем на 5 %. Правда, как отметил Валентин Додонов, в течение года наблюдалось как падение, так и увеличение объема не только в самой компании, но и по рынку в целом. Так, в апреле из-за локдауна объем LTL-перевозок (сборные грузы. — Прим. ред.) резко упал, потому что многие организации и предприятия временно приостановили работу. Сокращение объемов было также связано с введением в некоторых регионах ограничений на передвижение транспорта, в том числе грузового. 

В целом, по данным Росстата, перевозки автотранспортом за январь — июнь 2020 года составили более 2,4 млрд тонн — на 2 % меньше, чем было перевезено за тот же период 2019-го. Но после резкого падения в апреле уже в мае спрос на перевозки сборных грузов в России начал восстанавливаться, отмечает Валентин Додонов. Так, индекс системы «Платон», формируемый на основе данных госсистемы взимания платы, показал, что пробег 12-тонных фур на федеральных трассах в апреле упал на 20 %, а в октябре 2020 года сравнялся с показателем 2019 года. 

В итоге ПЭК, которая внесена в перечень системообразующих предприятий Минтранса, сумела по итогам года прирасти в объемах грузоперевозок. Начиная с первого локдауна и до сих пор наблюдается значительный рост экспресс-перевозок для e-commerce. Например, объем курьерской доставки ПЭК в период с марта по май вырос в 2,7 раза (на 176 %). Отношение курьерской доставки к самовывозу в 2020 году составляло 90 % к 10 %. В связи с ростом e-commerce ПЭК дополнила штат курьерами-водителями, оптимизировала маршруты доставки и закупила 65 грузовых машин, в том числе малотоннажных, которые заняты на внутригородской доставке. В июле компания привлекла порядка 200 новых партнеров-перевозчиков, которые заняты на «первой» и «последней» милях, что было связано с ростом спроса.

Перешли на «цифру»

Переход сотрудников многих компаний на удаленку повлиял на активное развитие цифровых клиентских сервисов в логистике. Понятно, что за столь короткий срок создать с нуля IT-системы было невозможно. Поэтому в выигрыше оказались компании, которые внедряли цифровые технологии еще до пандемии и смогли быстро адаптироваться к ситуации. Например, в ГК «Деловые Линии» автоматизировано около 60 % процессов, связанных с организацией доставки. Развитие получили и клиентские онлайн-сервисы. 

«Наши клиенты теперь могут в режиме онлайн отследить детальный статус заказа, посмотреть персональную статистику по сохранности перевозок и соблюдению сроков доставки, а также задать вопрос менеджеру по видеозвонку прямо из личного кабинета, — пояснил Александр Лашкевич. — Кроме того, мы запустили сервис, который позволяет внести изменения в заказ через верифицированный номер телефона — без посещения терминала и заполнения бланков».

Благодаря собственному большому автопарку «Деловые Линии» продолжали оказывать транспортные услуги без сбоев и ввели бесконтактную доставку. А чтобы обезопасить клиентов во время пандемии и поддержать необходимый отправителям уровень деловой активности, в компании разработали и внедрили специализированную услугу — доставку груза объединенными партиями по расписанию. Это решение стало популярным среди клиентов, перешедших на удаленку, поскольку дало возможность сотрудникам приезжать на работу только в те дни и то время, когда конкретно требовалось получить груз.

«Рост объемов грузоперевозок в сегменте LTL и в экспресс-перевозках произошел в том числе благодаря быстрому реагированию транспортно-логистических компаний на изменившиеся условия работы. Пандемия помогла ускорить цифровизацию многих процессов, — прокомментировал Валентин Додонов. — Например, уже в июне ПЭК запустила электронную торговую площадку, которая стала основным инструментом взаимодействия с нашими партнерами-перевозчиками. Распределение заказов происходит через тендеры и аукционы. Сейчас на этой площадке аккредитовано 200 партнеров-­перевозчиков. Все процессы на площадке оцифрованы, включая обмен документами, отслеживание грузов и т. д.».

Кроме того, уже более двух лет в ПЭК действует Центр управления перевозками (ЦУП), позволяющий прогнозировать и моделировать маршрутизацию логистики. Этот инструмент очень помогал в условиях изменяющихся грузопотоков в первый локдаун. С помощью ЦУП контролируется каждый рейс: проведение погрузочно-разгрузочных работ, своевременность отправки и прибытия автомобилей, а также фиксируется объем остатков на каждом из складов. По данным ПЭК, прогресс по оптимизации себестоимости перевозок с использованием ЦУП составил порядка 2 %.

Как отметил Валентин Додонов, у компании широкая инфраструктурная сеть на всей территории России, а у «Авто-ПЭК» — собственный автопарк на 2,3 тыс. единиц техники. Инфраструктурная сеть состоит из 200 складов в 140 городах России, а также 16 3pl-складов общей площадью 150 тыс. квадратных метров. В 2020 году для клиентов сегмента e-commerce компания запустила сеть пунк­тов выдачи заказов. Сейчас открыто 759 пунктов в 75 регионах. Также в 2021 году ПЭК запустила направление FTL — доставку генеральных грузов.  

Расставили логистические сети

В автоматизацию бизнес-процессов инвестирует компания «СберЛогистика». Как отметила Мария Зайцева, прошлый год дал очень мощный тренд на дистанционные покупки. В целом по России доля доставки посылок из интернет-магазинов составила более 70 %. Это приведет к увеличению объемов доставки и, как следствие, к росту грузоперевозок «СберЛогистики» в Краснодарском крае. 

Сегодня на территории региона открыто 39 пунктов выдачи заказов и установлено 37 постаматов, в том числе в круглосуточных зонах отделений «Сбера». В планах «СберЛогистики» — открыть в регионе 65 пунктов выдачи заказов и около 250 постаматов.

«Чуть больше чем за год мы охватили всю Россию, и сегодня компания развивает крупнейшую в стране собственную сеть приема и выдачи посылок на базе отделений «Сбербанка» в 800 городах и партнерскую сеть пунктов выдачи заказов в 26 тыс. населенных пунктов, — рассказала Мария Зайцева. — Мы располагаем собственными курьерскими службами, складской инфраструктурой, включающей в себя пять складов класса А общей площадью более 100 тыс. квадратных метров. В ближайшее время увеличим количество пунктов выдачи в отделениях «Сбера» до 2,5 тыс., а число постаматов вырастет до 10,5 тыс. Сейчас наши силы сконцентрированы на развитии сервиса на территории нашей страны. Поэтому пока мы не планируем доставку в другие страны».

«Период ограничений, связанных с пандемией, компания прошла достаточно успешно, — констатирует Иван Бучнев (СДЭК). — Мы понимали, что необходимо искать пути решения в автоматизации процессов, чтобы предоставлять полный сервис для клиентов и работать быстрее. В кратчайшие сроки мы реализовали бесконтактную доставку для клиентов, а также предоставили возможность производить бесконтактную оплату. Все эти инструменты будут востребованы не только во время пандемии. В Краснодарском крае обороты нашей компании в 2020 году выросли почти на 50 % в сравнении с 2019-м». 

Крупные станут сильнее

В 2021 году сфера торговли станет значительно более ориентирована на внутренний рынок. Соответственно, объемы грузоперевозок между регионами, в том числе в Краснодарском крае, возрастут, прогнозирует Мария Зайцева («СберЛогистика»). В первую очередь вырастут поставки товаров первоочередного потребительского спроса: одежды, промышленных товаров, техники.

Иван Бучнев (СДЭК) отмечает тренд на консолидацию. Крупные игроки становятся сильнее и поглощают небольшие компании. Мелкие же компании вынуждены уходить с рынка за счет автоматизации и повышенных требований к качеству. К тому же многие компании теперь предпочитают делать дополнительный «буфер» своих складских запасов. Например, СДЭК в 2020 году увеличила свои складские мощности в целом на 15 тыс. квадратных метров. Внутригородская логистика развивается вместе с магазинами шаговой доступности. Это предполагает и ночные доставки, и кросс-доки внутри самих городов. Также развивается новый формат магазинов — dark store. Переживает бум направление e-commerce. Происходит активное развитие логистических компаний, оказывающих услуги для интернет-магазинов.

«Пандемия, безусловно, усилила несколько трендов, которые развивались в логистике, — резюмирует Валентин Додонов. — Прежде всего, это рост сегмента электронной коммерции. В 2020 году, по данным Data Insight, рынок e-commerce вырос на 44 %. Всего за год было доставлено 883 млн отправлений, это на 35 % больше, чем в 2019 году. По прогнозу аналитиков Data Insight, с 2019 до 2024 года этот сегмент будет прирастать на 33 %».

Вместе с новыми потребностями рынка меняется и качество логистики. Услуга становится комплексной: транспортные компании берут на себя весь спектр услуг с момента оформления заказа покупателем и до получения покупки. Вместе с ростом электронной коммерции в 2020 году значительно выросли объемы продаж маркет­плейсов. 

Еще один мощный тренд, получивший импульс к развитию в 2020 году, — цифровизация отрасли. Финансовая нагрузка на транспортные компании растет, и выход можно найти в повышении эффективности, в том числе благодаря применению цифровых инструментов, таких как система управления складом и транспортом, электронный документооборот, цифровизация процесса подбора перевозчиков. В перспективе нескольких лет планируется отказаться от бумажных накладных и путевых листов, заменив их электронными документами, внесенными в единую базу. Как считает Валентин Додонов, использование электронных транспортных документов будет способствовать повышению прозрачности рынка, развитию добросовестной конкуренции в отрасли. По итогам 2020 года на рынке транспортной логистики в целом усиливается «обеление» и остаются лишь добросовестные игроки.

Дмитрий Райв

Ирина Паукште, основательница модного дома

Автор YouTube-канала «Модные практики» рассказала сайту «Деловая газета.Юг» о том, почему она перешла от обычной работы в ателье к собственным видеокурсам кройки и шитья

Смотреть видеосюжет онлайн

Пожалуйста подождите, идет обновление страницы