Перспективы роста: когда ждать восстановления экономики Кубани
pixabay.com

Перспективы роста: когда ждать восстановления экономики Кубани

Эксперты рассказали «ДГ.Юг», восстановится ли экономика Краснодарского края в 2021 году после коронакризиса

Пандемийный 2020 год серьезно пошатнул экономическую и финансовую устойчивость российских регионов, считают в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». 

Промышленное производство снизилось на 2,9 %, сильнее всего пострадали сырьевой сектор и сектор услуг. Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года превысил 700 млрд рублей.

От катастрофических падений финансовых показателей регионы спасла федеральная поддержка, объем которой вырос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом. Помимо этого, был оказан ряд антикризисных мер по сдерживанию долговой нагрузки в виде удлинения сроков предоставления кредитов УФК и возвращения выдачи дешевых бюджетных кредитов. Совокупный долг регионов вырос до 2,5 трлн рублей и составил 27,3% ННД.

Как отметили в агентстве, пониженные процентные ставки и возможность удлинить долговой портфель привели к небывалому росту активности на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. 

Эксперты не сомневаются в том, что ликвидация последствий кризисного года и восстановление ре­гио­нальных экономик будут затяжными и непростыми, а также потребуют дополнительных средств. 

Актуальные вопросы финансирования нацпроектов и социальных расходов закроют длинными облигациями, что позволит уменьшить давление на ликвидность бюджета.

По оценке «Эксперт РА», объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Возможен рост долговой нагрузки до 29 % ННД и сокращения объема трансфертов до 15 % по итогам 2021 года. 

После потрясений 2020-го в текущем году экономика начнет восстанавливаться, но ожидать роста к уровню 2019-го в сопоставимых условиях не придется. На выздоровление сфер розничной торговли и услуг окажет влияние отмена всех введенных ограничений. Начнет наращивать объемы сырьевой сектор в результате возвращения цен на уровень годичной давности. Ослабление ограничений сделки ОПЕК+ также поддержит нефтяную промышленность.

На региональные бюджеты в 2021 году будет оказывать влияние экономическая рецессия. Налоговые и неналоговые доходы регионов покажут рост, но незначительный, в пределах 3,5%.

Давление на региональные бюджеты также окажут выборные кампании различного уровня, в том числе выборы депутатов Госдумы, глав 11 субъектов РФ и депутатов местных парламентов, что не позволит сократить расходы. В текущем году федеральный центр продолжит поддерживать регионы, но уже в меньшей степени, чем в 2020-м. 

В федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, но межбюджетные трансферты в соответствии с федеральным законом о бюджете будут ниже уровня 2020 года. Вполне вероятно, считают эксперты, совокупный объем межбюджетных трансфертов будет на 15% ниже, чем в 2020 году. Дефицит регионов сохранится, но сократится. По оценке агентства, агрегированный дефицит составит около 400 млрд рублей.

По мнению экономиста Романа Иноземцева, ситуация в Краснодарском крае не сильно отличается от общероссийской, поэтому и ожидать восстановления экономики быстрее, чем в других регионах, в 2021 году не стоит.

Существенных изменений в крае можно ожидать, только когда будут отменены все запреты, введенные на фоне пандемии, восстановится спрос на нефть на мировом рынке. «Дело в том, что на Кубани работают несколько крупных НПЗ, которые ориентированы на экспорт и платили неплохие налоги в бюджет края. По итогам же прошедшего года выручка у них значительно уменьшилась, к примеру у Славянского НПЗ — почти на 30%. Думаю, такая же ситуация и на других предприятиях этой отрасли. Туристическая сфера уже несколько лет находится в стагнации, и пандемия только ухудшила показатели. На фоне закрытия авиасообщения с Турцией и откровенного политического протекционизма, возможно, эта сфера и будет в плюсе в этот летний сезон. Для сельского хозяйства Кубани тоже все складывается удачно. Обильные осадки зимой и весной будут способствовать высокому урожаю, в том числе зерновых. Соответственно, производители и экспортеры этой продукции получат больше прибыли. Восстановлению экономики региона в перспективе может помешать бедность довольно большой части населения. И эту проблему нельзя решить повышением пособия по безработице, какими-то единовременными выплатами на детей или разовыми мерами. Одна из серьезных мер воздействия — повышение производительности труда, то есть переучивание людей, а это требует времени — не год и не два. Эти факторы также влияют на темпы восстановления экономики края», — отметил эксперт.

«Вялотекущая стагнация идет в стране и регионе уже давно, темпы экономического роста падают с 2007 года, рост реальных доходов населения прекратился в 2013 году. Чтобы выйти на доковидные показатели, надо в корне переломить ситуацию в экономике края, принять радикальные меры. В год выборов этого никто делать не будет, поэтому и возвращения к показателям 2019 года в этом году не будет. Вполне возможно, что цифры и динамика улучшатся, но только по сравнению с данными по 2020 году. Здесь еще один тревожащий момент: инфляция растет опережающими темпами, большими, чем прогнозировали специалисты Центрального банка РФ. Тут же еще есть нюанс: инфляция разная по темпу для разных групп населения. Для людей с низким доходом инфляция идет стремительно, им не хватает уже на продукты питания. Для тех, кто входит в группу населения со средним и с высоким доходом, рост цен практически не заметен, пока их заработок покрывает все потребности. Это довольно сложная ситуация, главное, чтобы она не вышла из-под контроля, иначе может произойти все, что угодно. Драйвером инфляции является налоговая политика руководства страны. Сейчас идет второй этап налогового маневра в ТЭК, акцизы растут, и, соответственно, повышается цена на топливо. Это за собой тянет увеличение цен на все товары и услуги. Государство пошло по курсу увеличения косвенных налогов, не заплатить которые невозможно. А это трансформируется в устойчивую и динамичную инфляцию. Цены будут расти и в этом, и в последующих годах», — считает Роман Иноземцев.

Руководитель направления консалтинга компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко рассказал «Деловой газете. Юг», что сегодняшний кризис сильно отличается от всех предыдущих причинами и поражением определенных направлений экономики. 

«Что мы видим в сухом остатке? Бизнес, ориентированный на предоставление услуг широкому кругу населения, попал в очень тяжелое положение, многие компании закрылись. Вместе с тем компании, которые обеспечивали движение продуктов и логистику товаров, активно расширялись все это время и развивались. В крае произошла переориентировка баланса сил. Логистика, компании, связанные с интернет-торговлей, наращивают свою долю рынка и будут развиваться в обозримом будущем именно на Кубани. Ведь не случайно Wildberries принял решение о строительстве крупнейшего на юге России распредцентра именно в Краснодарском крае, а не на Ставрополье или в Ростовской области. Экономисты этой компании все просчитали и признали рынок региона самым перспективным. С одной стороны, это хорошо, а с другой — не очень. Много небольших предприятий в этой нише уйдут, не выдержав конкуренции с гигантом. Но перейдем к макроэкономическим факторам. В этот кризис на фоне пандемии и закрытия границ нарушилась цепь поставок (Supply chain), формировавшаяся последние 30 лет. Простой пример. Заказанный товар из Китая раньше шел 2–4 недели, сейчас он может вообще не прийти или его доставят с опозданием на 3–4 месяца. Это хороший сигнал для отечественных производителей, в том числе краснодарских, — они имеют шанс встроиться в эту цепь, получить развитие. Власти края помогают путем организации промплощадок, дополнительного финансирования через Фонд промышленности, Фонд развития малого бизнеса. Это стимулирует производство товаров, которые в среднесрочной перспективе могут компенсировать то, что раньше поставлялось из-за границы. Динамика происходящих процессов мне очень нравится — все инструменты начинают работать. Инвесторам предлагают готовые промплощадки с коммуникациями, механизм сопровождения проектов, что дает огромное преимущество промышленности. Она в перспективе может стать локомотивом региональной экономики. Пока у нас есть подушка безопасности — туризм при закрытых границах. Доходы от него позволяют вкладывать в промышленность и сельское хозяйство, пока не откроют границы и люди не повезут свои деньги в другие страны. Сейчас сложилась ситуации, когда у довольно большой группы населения скопилось много денежных средств. Насмотревшись новостей, люди начинают скидывать денежную массу на продукты, на покупку недвижимости, в частности квартир. Этим частично и объясняется рост цен, хотя рост себестоимости тоже имеет большое влияние. Одна арматура за год подорожала на 120%. Косвенные налоги тоже тянут цены вверх. Инфляция, кстати, — это неплохой драйвер для экономики, важно только, чтобы она не вышла из-под контроля и не «убила» спрос. Нужен баланс между покупательской способностью и себестоимостью», — отметил Евгений Панасенко.

Новости