Игры с игристым: как поправки о шампанском повлияют на рынок алкоголя
фото: Alexander Naglestad / unsplash.com

Игры с игристым: как поправки о шампанском повлияют на рынок алкоголя

Эксперты рассказали, как поправки в закон о регулировании алкогольной продукции повлияют на производство шампанского и коньяка в России

В России в июле вступили в силу поправки к Федеральному закону о регулировании алкогольной продукции (№ 171-ФЗ), которые уточняют понятие «российское шампанское» и вводят термин «коньяк России». Эти изменения наделали шума на международном уровне. Некоторые импортеры приостановили поставки своей продукции в Россию.

Документ уточняет определения и устанавливает дополнительные требования для винодельческой продукции. Так, формулировку «игристое вино (шампанское)» заменили на категорию «игристое вино, включая российское шампанское». Понятие «шампанское» разрешили использовать только в отношении напитка, произведенного на территории России.

С инициативой по изменению закона № 171-ФЗ еще в 2017 году выступила группа депутатов Госдумы РФ. Законодатели тогда объясняли свою идею заботой об отечественной винодельческой отрасли и национальных производителях. Национальная экономика, по мнению депутатов — инициаторов поправок, не использовала высокий экономический потенциал винодельческой отрасли в качестве «эффективного инструмента развития южных регионов России». Якобы ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград.

Как ранее писал об этом РБК, поправки уточняли используемые в отрасли определения, в частности такие, как «винодельческая продукция» и «виноматериалы», относили коньячный спирт к виноделию, вводили понятия игристого вина (шампанского), российского коньяка и других напитков, включали малых производителей в программы стимулирования развития малого предпринимательства и содержали другие, в принципе, полезные положения.

Но правительство тогда не поддержало законопроект, указав в предварительном отзыве на большое количество нестыковок и нечеткость формулировок. Законопроект дорабатывался, в 2019 году был принят в первом и во втором чтениях. Но потом был снова возвращен ко второму. В итоге финальное рассмотрение прошло сразу в двух чтениях в июне 2021 года. Поправки получили свою финальную форму лишь ко второму чтению и не обсуждались с профессиональным сообществом.

Игра с игристыми винами

Как ранее рассказывал РБК один из авторов законопроекта депутат Госдумы Константин Бахарев, поправки к закону № 171-ФЗ были необходимы для поддержки российского винного производства и достижения единообразия требований к российской и зарубежной продукции. Он напомнил, что быстро развивающаяся винодельческая отрасль в России получила свой собственный регулирующий документ (закон № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии») только в 2019 году и он требует доработки.

Самой обсуждаемой и скандальной новацией стала необходимость убрать слово «шампанское» с бутылок импортного производства, точнее с контрэтикеток, расположенных на обратной стороне бутылки, а также из сопроводительной документации. Это стало причиной приостановки отгрузок в Россию продукции со стороны Moët Hennessy. Специалисты компании-импортера трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции. 

Скандал быстро вышел на международный уровень. Французский Комитет шампанских вин тут же призвал временно прекратить поставки вин в Россию. При этом сама Moët Hennessy уже согласилась маркировать свои напитки, поставляемые в Россию, как игристое вино вместо шампанского и возобновит поставки после корректировки информации на этикетках.

Как писал РБК, все это вызвано тем, что содержащееся в законе определение «игристые вина (шампанское)», которое раньше использовалось компаниями-импортерами (при ввозе и регистрации в системах учета, например в ЕГАИС), в результате поправок изменилось на «игристое вино, включая российское шампанское». Изменение терминологии в определениях и классификации винной продукции потребует от импортеров не только изменить информацию на бутылке, но и провести новую сертификацию продукции. 

Как отмечает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, новые термины и определения в том виде, в каком они прописаны, несут технические риски со стороны регуляторов. По оценкам эксперта, изменения потребуются для 20 тыс. наименований, что обойдется отрасли в 140–150 млн рублей. Как считает Ставцев, вопрос даже не в деньгах, а в том, что аккредитованная лаборатория не рассчитана на такие объемы обработки образцов, которые сначала еще нужно импортировать. Сколько недель она будет обрабатывать запрос всего рынка — неизвестно. А ведь еще требуются изменения в кодах ЕГАИС и ТН ВЭД.

В интересах российских виноделов

Определение «российское шампанское» в контексте закона также является неоднозначным. По регламентам, принятым в ЕС, название «шампанское» могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань по определенной технологии и из конкретных сортов винограда.

Кроме того, законодательные изменения вводят термин «коньяк России» — это определение может быть указано на этикетке продукции, произведенной на 100% из выращенного в России винограда. Поправки также создают систему подразделения коньяков по году выдержки: ординарные, марочные и др. Правда, закон в течение семи лет со дня его вступления в силу разрешает переработку или использование коньячного дистиллята, произведенного за пределами России, для производства коньяка. Однако, как и «шампанское», термин «коньяк» является защищенным географическим наименованием. Коньяком может называться только бренди, произведенный во французском департаменте Шаранта, где находится город Коньяк, давший название напитку.

В России, которая использует оба этих названия для производства собственной продукции, вопрос о правовой охране шампанского и коньяка поднимался после вступления в ВТО. Но тогда Федеральная служба по регулированию алкоголя разъясняла, что на кириллице термины определяют вид продукции, а не наименование места происхождения товара или географическое указание.  

Редакция «ДГ. Юг» обратилась за комментариями непосредственно к крупным отечественным производителям алкогольной продукции, которых коснулись законодательные изменения. Как отметили в пресс-службе ОАО АПФ «Фанагория», законопроект был принят без участия представителей профессионального сообщества. До приведения нормативных документов в соответствие с новым законодательством возможна приостановка производства. Например, российское шампанское уже не может быть произведено методом Шарма. При этом производители шампанского и коньяков в связи с законодательными нововведениями понесут определенные затраты. В первую очередь это внесение изменений в существующие нормативные документы на продукцию, переход на новые декларации соответствия, замена этикеток и необходимость в утилизации неиспользованного остатка старых этикеток.

Остальные участники рынка, к которым обращалась редакция, запрос издания проигнорировали.

По словам законодателей, нововведения приняты исключительно в интересах отечественных виноделов. Но, как у нас бывает, благие намерения часто оборачиваются дополнительными расходами для производителей. А оплачивают эти расходы, как правило, потребители.

Новости