Начальная школа «Счастливое детство»: учим детей учиться

Начальная школа «Счастливое детство»: учим детей учиться

Замдиректора по учебно-воспитательной работе ЧОУ НОШ «Счастливое детство» Любовь Солопова рассказала об изменениях в образовательной программе, адаптации к ней детей и влиянии дополнительных занятий на ее усвоение

Солопова Любовь Адамовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ НОШ «Счастливое детство», учитель высшей категории, отличник образования Республики Саха (Якутия), рассказала «ДГ. Юг» об изменениях в образовательной программе, адаптации к ней детей и влиянии дополнительных занятий на ее усвоение. 

— Любовь Адамовна, расскажите, на что влияет образовательная программа и как оценить ее эффективность? 

— Многие считают, что все образовательные учреждения работают по одному стандарту, но это не так. Сейчас существует более 10 программ для начальной школы. Все они соответствуют Федеральному стандарту, и каждая школа может выбрать программу, которая подходит именно для нее.

Мы, выбирая программу для своей школы, прежде всего учитывали ее эффективность, на которую, в свою очередь, влияет множество факторов: материальная обеспеченность школы, учебные пособия, управление учебным процессом, кадры и многое другое. Мы работаем по программе «Начальная школа XXI века». Эта программа предполагает, что мы должны научить детей учиться. Система учебного процесса построена таким образом, чтобы ребенок учился думать, а не заучивать, развивал свой кругозор, эрудицию. Он должен понять, как найти нужную ему информацию, как ее переработать, как применить. 

Чтобы оценить эффективность выбранной программы, нашим коллективом создана система педагогической диагностики, которая проходит все четыре года обучения детей. Уже в конце сентября дети пишут входную диагностику, в декабре — промежуточную, а в апреле — итоговую. В результате мы видим развитие ребенка в динамике и при необходимости можем вносить корректировки.

Вся деятельность ученика в нашей школе направлена на получение результата, а постоянный диалог помогает выстроить сотрудничество ученика и учителя. Дети учатся понимать и решать учебную задачу, анализировать, сравнивать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов), работать с моделями, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Обучающиеся являются равноправными участниками учебного процесса. 

— Как вы адаптируете тех, кто пришел на обучение после другой программы?

— Когда ребенок приходит в любую школу в первый класс или меняет учебное заведение, это всегда стресс для него. Для него, попавшего в новый коллектив, прежде всего важно, как его примут, как оценят. В нашей школе быстрее пройти процесс социализации помогают малокомплектные классы. Также наши педагоги постоянно находятся в диалоге с ребенком и помогают выявить пробелы, которые могли возникнуть из-за разницы в образовательных программах. Например, ребенок еще не знает таблицу умножения, а наши дети ее уже выучили или мы ушли дальше по математике или русскому языку. В этом случае учителем составляется индивидуальный план обучения. Педагог, чтобы подтянуть ребенка, занимается с ним дополнительно по предварительно согласованному с родителями графику. Обычно такой план обучения занимает не более двух недель. 

— Как дополнительные занятия (музыка, шахматы, робототехника) влияют на усвоение основной образовательной программы?

— Мы гордимся тем, что наша основная учебная программа дополнена внеурочной деятельностью.

Отмечу, что с 1 сентября 2021 года в силу вступил новый образовательный стандарт третьего поколения. Основное изменение в нем заключается в том, что уроки шахмат станут обязательными для всех начальных классов. Но у нас этот предмет уже включен в программу внеурочной деятельности. Получается, что мы работаем на опережение. 

Шахматы у нас проходят два раза в неделю, но с обязательным посещением. Эта игра развивает память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывает усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы — мыслить самостоятельно.

А два раза в год в холле школы мы проводим шахматные турниры. Ребятам это очень нравится. В конце учебного года на школьной линейке наградили победителя — вручили огромный шоколадный кубок. 

Мы также практикуем музыкальное воспитание, прививая любовь к музыке. Детей знакомят с различными музыкальными жанрами, рассказывают о композиторах. С помощью музыки мы развиваем воображение у ребят, когда они, прослушав мелодию рисуют то, что она им напомнила. Занимаются вокалом как искусством управлять своим голосом.

Из творческих направлений в нашей школе большим успехом пользуется кружок ИЗО. Ребята готовы рисовать даже больше, чем предусмотрено уроками, просят дополнительные занятия. 

Уроки каллиграфии: в первых и вторых классах проходит классическое обучение правильному письму, безотрывному — для формирования красивого почерка. В третьих и четвертых классах — уже письмо пером: каждый элемент прописывается отдельно, при этом письмо вдумчивое, пластичное, эстетически безупречное.

Что же касается робототехники, то она у нас начинается с третьего класса, но, возможно, в будущем дети будут изучать этот предмет и с первого. Как это мы сделали с программированием. Первоклашки с этого года работают в Scratch — это визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Получается, что два года малыши знакомятся с программированием, а с третьего класса уже собирают запрограммированных роботов.  

В планах у нас — делать проекты по робототехнике в рамках основной образовательной программы. Ее можно применять и в русском языке, использовать на уроках математики или литературы, предложив ребятам сконструировать из лего книжных персонажей и разыграть сценку. А, например, на уроке окружающего мира, при изучении рыб и земноводных, предложить создать из конструктора каждую стадию развития лягушки.

— А что вы делаете, чтобы детям, окончившим вашу школу, было проще адаптироваться к старшим классам любого другого учебного заведения?

В этом учебном году у нас были первые выпускники. Мы гордимся ими. Они покинули нашу школу с очень высокими результатами. Поступили в те учебные заведения, которые хотели. В конце года мы провели опрос среди наших выпускников: они полностью готовы к смене учебного заведения. Чтобы в другой школе адаптация прошла комфортнее, у нас есть свои «фишки». С нашими учениками работает большая команда педагогов-специалистов, каждый год у детей новый классный руководитель. Это готовит детей к тому, что в обычной школе у них будет множество педагогов. Тогда, попадая в пятый класс, ребята не испытывают стресс от того, что у них появляется сразу много учителей. А еще такая система позволяет профилактировать любимчиков и аутсайдеров. У каждого ученика есть возможность проявить себя и при этом получить уверенность в себе и повысить самомотивацию.

Новости