Банкиры подводят итоги года, среди наиболее популярных трендов многие отмечают растущий спрос на цифровые каналы связи и банковские гарантии, рост объема безналичных платежей и растущий интерес к банковским депозитам.
Светлана Гладкина, директор управления продаж малому бизнесу Юго-Западного банка Сбербанка:
Мы фиксируем растущий спрос на банковские гарантии для малого бизнеса на площадке Сбербанк-АСТ. В первую очередь, это связано с ростом числа участников тендеров, в которых предприниматели Юга России и Северного Кавказа принимают участие. Чаще всего гарантии получает бизнес, работающий в сферах ремонта и строительства автомобильных дорог, оказания услуг, доставки продуктов питания. С начала 2021 года мы одобрили и выдали 9547 гарантий на общую сумму более 9 млрд рублей. Средняя сумма одной гарантии, полученной в Юго-Западном банке малым бизнесом, составила около 944 тысяч рублей.
Сервис банковской гарантии для клиентов Сбера (ПАО) удобен быстрыми сроками рассмотрения заявки (в рамках ФЗ-44, ФЗ-223 ФЗ и ПП-615 это 3 минуты) и упрощенным пакетом документов, который необходимо предоставить при её подаче (чаще всего, нужен только паспорт). Клиент не получает деньги, не платит ежемесячно долг и проценты за пользование кредитными средствами. Срок предоставления гарантии может достигать более 60 месяцев и большинство процессов по получению банковских гарантий бизнесом проходят в цифровом формате: от подачи заявки через «СберБизнес» до одобрения и получения самой гарантии. Если же клиенту нужен бумажный вариант, то он может его получить в офисе банка.
В случае, если бизнес нарушит условия контракта при наличии действующей банковской гарантии, заказчик имеет право обратиться по гарантии к банку за возмещением. Раскрывшаяся таким образом гарантия становится кредитными обязательствами для компании-клиента, которые нужно вернуть банку в трехмесячный срок. Если же заказчик расторг договор и отношения по нему прекратились, гарантия может быть возвращена банку досрочно.
Сергей Яценко, руководитель Абсолют Банка в Краснодаре:
В розничном направлении мы запустили виртуальную карту Visa Digital. Обновили мобильное приложение банка и сделали версию для смартфонов Huawei. С каждым месяцем набирает популярность электронная регистрация сделок с недвижимостью на вторичном рынке – как ипотечных, так и без использования заемных средств. Модернизируется также и личный кабинет наших клиентов в МСБ. Там они могут оформлять не только банковские гарантии, в том числе, и по госконтрактам, но и воспользоваться услугой цифрового факторинга.
Онлайн-сервисы наши клиенты активно используют практически во всех ключевых направлениях банковского бизнеса, в том числе, в сегменте ипотечного кредитования. Сегодня подавляющее большинство заявок от агентств недвижимости и застройщиков мы получаем дистанционно, 95% заемщиков делают заказ оценки квартиры на сайте банка через онлайн-систему SRG. Ожидаем, что доля заемщиков, использующих онлайн-сервис «Ипотека под ключ» от Абсолют Банка (ПАО), в первой половине 2022 года достигнет 25% от общего числа. Более 86% наших заемщиков вносят ежемесячный платеж и частичное досрочное погашение кредита через мобильное приложение «Абсолют Mobile» или интернет-банк «Абсолют Online». За год в 2 раза увеличился спрос на справки в электронном виде. При этом «цифра» не подразумевает отказ от гибких решений и индивидуального подхода к сложным задачам. Это по-прежнему наше важнейшее преимущество, которое высоко ценят клиенты и партнеры среди застройщиков и риэлторов. Тенденция к «ускорению» ипотечных процессов – общерыночная. Отмечу, что Абсолют Банк – лауреат премии «Финансовая элита-2020» в категории «Банки» в номинации «Цифровые сервисы в b2b-сервисах» и лауреат премии инноваций Digital Leaders Awards в номинации «Трансформация года» за реализацию проекта полностью цифровой дистанционной ипотечной сделки.
Летом 2021 года Абсолют Банк значительно упростил онлайн-оформление банковских гарантий. Теперь для их получения в рамках госзаказа и по коммерческим контрактам крупных негосударственных корпораций необходимо предоставить всего два документа: скан-копии документа, удостоверяющего личность (единоличного исполнительного органа юридического лица или лица, действующего по доверенности (абз. 13 ст.3 ФЗ № 115 от 07.08.2001) и бухгалтерской отчетности. Кроме того, срок банковской гарантии по заявкам на участие в конкурсе был увеличен до 366 календарных дней.
Также были запущены банковские гарантии онлайн по коммерческим контрактам. Этот продукт востребован у МСБ по всем регионам, в том числе и на Кубани.
Предсказуемость и качество услуг — наши ключевые преимущества. За повторной услугой по банковским гарантиям к нам возвращаются более 75% клиентов. Также работающие с нами компании высоко ценят возможность оформления гарантий в цифровом формате. В online все закупки становятся прозрачными, простыми для анализа и контроля. Компаниям не нужно готовить и передавать из рук в руки стопки документов и заверять их у нотариуса.
В условиях пандемийных ограничений увеличивается интерес жителей Кубани к онлайн-депозитам. Доля вкладов, которые наши клиенты открывают дистанционно, в интернет-банке или мобильном приложении, уже преодолела планку 70%.
Сюзанна Подмазова, директор территориального офиса Росбанка в Краснодаре:
Банки стараются упростить процесс их оформления. Например, создали онлайн-системы для обработки заявок и скоринг-модели оценки клиента, модели дистанционного оформления гарантии. Так мы избавляем предпринимателя от необходимости собирать большое количество бумажных документов и ездить в офис, что оказалось особенно актуально в условиях пандемии. Сегодня срок оформления и рассмотрения онлайн-заявок варьируется от часа до нескольких дней. Внедрение таких технологий позволяет банку снизить операционные расходы, а сокращение себестоимости приводит к удешевлению продукта для клиентов.
Что касается частных клиентов, сейчас как раз период роста ставок по вкладам и, конечно, спрос растет.
Росбанк (ПАО) оперативно отреагировал на рыночную ситуацию и адаптировал предложения для клиентов. Мы подняли ставки по депозитам и сберегательным счетам, что нашло очень хороший отклик у клиентов. Ожидаем, что интерес к вкладам и сберегательным счетам, по которым сейчас тоже есть очень привлекательные предложения, сохранится, как минимум, до окончания периода высоких ставок, и, по нашему мнению, это должно затронуть практически весь 2022 год. Тем не менее, подчеркну, что в последнее время клиенты (даже в момент роста ставок по депозитам) все больше придерживаются диверсифицированного подхода к формированию своего портфеля сбережений, активно используют различные инвестиционные инструменты.
ПАО Сбербанк, Москва, 117312, ул. Вавилова, д. 19, ОГРН 1027700132195
ПАО Росбанк, 107078, город Москва, Маши Порываевой улица, 34, ОГРН 1027739460737
АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д.18 ОГРН 1027700024560
16+