Нейросеть победила человека

Нейросеть победила человека

Как с помощью искусственного интеллекта сделать бизнес-процессы более гибкими и эффективными? Можно ли высвободить рабочее время персонала на решение важных задач? Какие профессии уйдут, а какие появятся с развитием нейросетей? На эти и другие вопросы «ДГ. Юг» ответили специалисты в области ИИ

Искусственный интеллект (ИИ) уже не первый год используется в различных сферах жизни человека, и все относились к этому спокойно. Но все изменилось в начале сентября этого года, когда картина Джейсона Аллена выиграла в конкурсе художников. Рисунок был создан с помощью нейросети Midjourney и вызвал жаркие дебаты в обществе. Многие высказали мнение о том, что это стало переломным моментом — признаком грядущей катастрофы ИИ, которая приведет к массовому увольнению людей в творческих областях.

Иллюстраторы, дизайнеры, журналисты и даже разработчики программного обеспечения станут не нужны. Но так ли это? Оказывается, ответ не так прост. Объем рынка искусственного интеллекта в России по итогам 2021 года вырос на 28% и достиг 550 млрд рублей, говорится в отчете Центра компетенций Национальной технологической инициативы на базе МФТИ. Также, по данным Fortune Business Insights, объем мирового рынка ИИ достигнет 1394 млрд долларов США к 2030 году при среднегодовом темпе роста 20,1%.

Основным фактором, способствующим росту рынка искусственного интеллекта, служит спрос на интеллектуальные системы для повышения эффективности и производительности в таких секторах, как IТ и телекоммуникации, розничная торговля и электронная коммерция, банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, производство и автомобилестроение.

«Искусственные интеллект — собирательное понятие, под которым чаще всего понимают нейросетевые вычисления, то есть работу специальных алгоритмов. Они могут решать огромный спектр задач. В одном из продуктов нашей компании используются нейросети для AR-видеосвязи: мы накладываем подсказки, 3D-графику прямо на объекты в окружении человека. Это решение для взаимопомощи, с ним один человек может быстро объяснить другому необходимые действия, находясь на любом расстоянии. Реализуем пошаговые инструкции в дополненной реальности, которые лучше помогают, чем бумага или PDF, за счет наглядности», — рассказывает директор по стратегическим коммуникациям краснодарской компании Spider Group Алексей Лисовицкий.

Диалог с роботом

Голосовые человеко-машинные интерфейсы повсюду (с переменным успехом) заменяют живых консультантов, особенно в текстовых чатах. Да, на этом этапе развития технологии людей часто раздражают робо-помощники, которыми компании стараются отсечь звонки по простым вопросам, но если такой интерфейс научится поддерживать интеллектуальный диалог и лучше понимать клиента, то будут довольны все.

По мнению Михаила Денисова, сооснователя Newlogic.ai, компании — разработчика конструктора голосовых роботов, уже в ближайшие два-три года продажи и первичное взаимодействие с клиентами большинство компаний малого и среднего бизнеса поручат роботам на основе ИИ.

«Голосовой помощник может неплохо отвечать на стандартные вопросы, имитирует человеческую речь. Нами доказано, что 97% клиентов даже не догадываются, что говорят не с живым сотрудником, при этом возможность ошибочного ответа стремится к нулю. Добавим к этому, что робот не устает и не выгорает от рутины, поэтому подходит для обзвона холодной базы клиентов, проведения опроса или в качестве частичной замены сервисного центра. Ответы на стандартные вопросы можно поручить искусственному интеллекту, оставив сотрудникам исключительно работу с нестандартными ситуациями.

Стоимость таких сервисов-помощников зависит от объема работы. Например, если вы представитель малого бизнеса и вам требуется всего 50–100 звонков в день, то затраты на поддержку робота могут быть совсем небольшими, от 10 тыс. рублей в месяц», — уточняет сооснователь Newlogic.ai.

Пусть меня научат

В отчете Global Market Insights прогнозируется, что к 2030 году объем рынка ИИ в образовании превысит 80 млрд долларов США.

«Существует растущий спрос на управление образовательными платформами с помощью ИИ. Экономическая эффективность является основным фактором, способствующим принятию нейросетей бизнесом, занимающимся дополнительным образованием. Платформы такого типа помогают выпускникам учебных заведений найти работу, сопоставляя их резюме с требованиями работодателей и одновременно предлагая курсы для освоения навыков, необходимых для выбранной должности. Область подбора персонала также испытывает потребность в автоматизации базовой рутины, такой какпервичные собеседования, подбор и отсев сотрудников на ранних стадиях», — говорит кандидат технических наук, профессор РАЕ Юлия Клиндухова.

По мнению представителя Spider Group, как для бизнеса в сфере образования, так и для любого другого важна автоматизация документооборота: сортировка документов по теме, срочности, важности, поиск ошибок, ключевых слов, контроль дублей.

«Стоит упомянуть анализ больших данных, которые накапливаются компаниями и не поддаются ручному разбору. Такую задачу нельзя эффективно решить без подключения целых алгоритмических комплексов. Затем надстраиваются сервисы прогнозирования, которые помогают принимать решение на основе данных, следя за их объективностью, и заранее показывают сценарии возможного развития событий», — поясняет директор по стратегическим коммуникациям Spider Group.

Робототехника, таск-менеджмент, вождение транспортных средств, личная и общественная безопасность, контроль и распределение ресурсов, контроль качества, бьютификаторы в фотоприложениях на ваших смартфонах — нет такой сферы, в которой нельзя было бы эффективно применить искусственный интеллект хотя бы к одному аспекту.

Для любой компании такая автоматизация в итоге может стать ключевым фактором победы над конкурентами. В финансовом секторе искусственный интеллект внедряется повсеместно, но осторожно, поскольку здесь необходимо учитывать вопросы регулирования обращения с данными, а также результаты потенциального появления ошибок.

«Решения для финансовых организаций предлагают как крупные вендоры, к которым трудно подойти к небольшими проектами, так и стартапы, которые рады недорогим пробным внедрениям. Большие предлагают комплексы, маленькие делают бизнес на точечных болях аудитории. Компании вроде нашей Spider Group могут разрабатывать решения на заказ или интегрировать продукты других поставщиков, собирать из них комплексы. Чек в заказной разработке зависит от сложности задачи и базируется на стоимости привлекаемых к ней специалистов. Разумеется, технология не выкатывается на важные задачи до апробации с доказательствами эффективности, но идеальных решений не бывает, как не бывает вечных двигателей. Важно помнить об этом и относиться к технологии как к технологии, а не как к панацее или чему-то божественному. Если мы говорим, что нужно отслеживать рабочие метрики сотрудников-людей, то тем более обязательно нужно следить за работой алгоритмов, улучшать их и устранять ошибки. Особенно если речь идет о многофункциональных роботах, отвечающих за целые связки процессов», — подытоживает Алексей Лисовицкий.

ИИ вместо дизайнера

Уже сейчас многие рабочие места автоматизируются. Новостные и контент- агентства прибегают к помощи ИИ для корректуры, убирая из процесса работу людей- корректоров. Дизайнеров и иллюстраторов для некоторых проектов также заменили нейросети. Беспилотные автомобили уже здесь, как и роботы-такси. В будущем автобусы также станут автономными — без водителей. Вероятность того, что автомобильный сектор в будущем будет полностью автоматизирован, составляет 98%. Но ИИ не только заменяет людей, но и порождает новые профессии.

«Одна из самых быстро развивающихся профессий на сегодняшний день — криэйтор. Вся суть работы криэйтора — создать или полностью уникальный контент, или уникальную композицию чужих работ, приобретенных за деньги. Представьте, что перед вами как криэйтором стоит задача создать тысячи коротких анимационных роликов для продуктов заказчика. Ролики должны быть яркими, креативными, на фоне должен играть фрагмент популярной мелодии, а название товара должно быть читаемо. При этом бюджет у заказчика довольно скромный. Вместо покупки большого набора картинок-фонов криэйтор генерирует фоны при помощи нейронной сети DALL-E от OpenAI, или Imagen от Google Brain, или Midjourney от одноименного стартапа. Вместо траты внушительной суммы на лицензию на яркие хиты Майкла Джексона и «Биттлз» криэйтор запускает MuseNet тех же OpenAI (Aiva Amper) и получает уникальную музыку, не подверженную искам правообладателей. О том, что в современном мире нет острой необходимости заказывать профессиональную озвучку, думаю, не стоит и упоминать. Сервисы в духе Text- to-Speech от Google уже завоевали интернет, прочитывая текст с качеством, порой даже превосходящим профессиональных дикторов: интонациями, энергетикой речи», — говорит  ведущий инженер московского исследовательского центра Huawei Дмитрий Хизбуллин.

Для бизнеса критической является лицензионная чистота контента. К примеру, между загрузкой ролика на YouTube и его публикацией проходит несколько минут. Что происходит в это время? ИИ-алгоритмы YouTube разбирают ролик на аудио и видео и ищут совпадения по огромной базе лицензионного контента правообладателей. Если в ролик попала хотя бы секунда условного Billie Jean, он будет заблокирован. Такого не случится, если отдать часть креативных задач на аутсорс генеративным нейронным сетям. Особенно если речь идет о многофункциональных роботах, отвечающих за целые связки процессов», — подытоживает Алексей Лисовицкий.

По мнению Дмитрия Хизбуллина, внедрение ИИ не означает, что художники, аниматоры и вообще представители искусства останутся без работы, так как с приходом нейросетей появляется новая профессия — промптер (prompter), то есть тот, кто подбирает удачную фразу, дающую на выходе незаурядные картинки, а также профессионально оценивает ее художественную ценность.

«В целом, надо не забывать, что ИИ — бездушный инструмент и может использоваться не в самых благих целях. Понемногу начинает проявляться противостояние ИИ-агентов с диаметрально противоположными функциями. Голосовые спам-боты звонят на телефон, а отвечает им голосовой бот-консьерж. В городах появляются сети камер с распознаванием лиц, а люди пытаются избежать распознавания, наклеивая себе на лица специальные ИИ — сгенерированные паттерны. В ответ на появление технологии Deep Fakes, подменяющей лица, появляются сервисы для детектирования «отфотошопленных» фотографий. Алгоритмы SEO пытаются искусственно поднять сайт в поисковой выдаче, а поисковые движки, которые сегодня практически все основаны на нейронных сетях, честно ранжируют выдачу. Текстовые спам-боты в соцсетях и «Телеграме» воюют против ботов- модераторов. Предполагаю, что противостояние ИИ-агентов в дальнейшем будет набирать обороты», — подытоживает эксперт.

Новости