Министр образования Кубани Елена Воробьева: Ученики могут влиять на то, какой будет современная школа
фото: admkrai.krasnodar.ru

Министр образования Кубани Елена Воробьева: Ученики могут влиять на то, какой будет современная школа

Министр образования Кубани Елена Воробьева рассказала, наблюдается ли дефицит кадров в школах региона, кто такие советники по воспитанию и чем они занимаются, насколько велик разрыв между сельской и городской школами и каким образом ученики могут влиять на развития образовательного учреждения

О новых кубанских школах, изменениях и приоритетах в образовательной сфере, поддержке педагогов и дополнительном образовании мы поговорили с министром образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Еленой Викторовной Воробьевой.

— Елена Викторовна, какие новости в сфере образования в новом учебном году?

— С 1 сентября в системе образования появился ряд ключевых нововведений как в обучении, так и в воспитании. Их главная цель — формирование единого образовательного пространства, эффективной обучающей, воспитывающей и развивающей среды с равными возможностями для каждого школьника.

Одним из приоритетных направлений работы в новом учебном году стало введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и усиление роли школы в воспитании детей и молодежи.

Важнейшей федеральной инициативой стал проект «Школа Минпросвещения России». Это систематизация всех лучших практик: единое календарно-тематическое планирование, единые подходы к составлению расписания уроков, критерии оценки, рекомендации по контрольным работам и домашним заданиям. Собран лучший опыт школ страны, создан идеал современной школы. С 1 сентября реализацию проекта начали 190 школ края.

Важным является то, что из закона «Об образовании в Российской Федерации» исключено понятие «образовательная услуга», в нем строго регламентирован перечень документов, подготовкой которых будут заниматься учителя. Это позволит сократить бюрократическую нагрузку на педагога и освободить время для непосредственной работы с детьми.

— Много говорят о том, что школа должна не только обучать, но и воспитывать.

— Укреплению воспитательного потенциала школы способствует введение новой должности советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. Среди важнейших задач советников — открытие школьных театров и спортивных секций, взаимодействие конкретной образовательной организации с общественными детскими движениями. Сегодня в школах Краснодарского края действуют детские объединения различной направленности: Российское движение школьников, Союз казачьей молодежи Кубани, Юнармия и другие. С 1 сентября в школах Кубани работают 1025 советников.

В рамках внеурочной деятельности классные руководители проводят еженедельные «Разговоры о важном». Центральными темами цикла внеурочных занятий стали патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология. Занятия также посвящены праздничным и памятным датам.

— Как поощряются детские инициативы?

— В школах появились центры детских инициатив. Здесь ребята могут обсуждать идеи и работать над собственными проектами, здесь же располагается рабочее место советника по воспитанию.

Президент Российской Федерации принял предложение финалистов конкурса «Большая перемена» и объявил о создании Всероссийского движения детей и молодежи. Оно участвует в воспитании, профориентационной работе, организации досуга подрастающего поколения. Его отличительной чертой стал принцип соуправления, то есть сами участники влияют на работу движения. И сама идея создания движения также принадлежит детям.

Школьники могут непосредственно влиять на то, какой будет современная школа. Так, школьники и их родители стали активными участниками программы «Модернизация школьных систем образования». Дети разрабатывали дизайн-проекты кабинетов, родительская общественность участвовала в контроле за ходом капитального ремонта и поставок оборудования. В школе № 27 Новороссийска выбрали дизайн-решение на конкурсной основе. Среди учащихся победила идея девятиклассницы Лены Коптевой, и именно ее проект лег в основу ремонта.

— Немного статистики. Сколько учеников 1 сентября сели за парты в этом году?

— В новом учебном году кубанские школы открыли двери для 760 тыс. ребят, в том числе 80 тыс. первоклассников. Всего в регионе 1249 общеобразовательных организаций, в сентябре открыли девять школ. Еще восемь введут в эксплуатацию до конца года. Общее количество новых учебных мест превысит 14 тыс.

За семь лет число школьников увеличилось на 190 тыс. За это время в регионе значительно нарастили темпы строительства. Муниципалитеты Кубани активно участвуют в федеральных и краевых программах, благодаря которым строят новые и модернизуют существующие школы.

В прошлом году начали строить 12 школ, в этом году — уже 17 объектов. Всего с 2015 года открыли 66 новых школ, создано почти 43 тыс. новых мест. В 2023–2024 годах запланировано ввести еще более 32 тыс. мест.

— Цифры вдохновляющие. А как вы оцениваете обеспеченность школ новым оборудованием?

— Оснащаем школы современным оборудованием благодаря нацпроекту «Образование». Наша задача — сделать так, чтобы маленькая сельская школа не уступала по уровню оснащенности городской.

В 2022 году в сельских школах открылось 136 «Точек роста». Центры естественно-научного и технологического профиля оборудованы на базе школьных кабинетов и оснащены цифровыми лабораториями по физике, химии, биологии, учебными роботами и конструкторами.

Всего в крае работает 465 таких центров. Школьники могут в современных условиях изучать программы по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей и получать дополнительное образование, научиться играть в шахматы или создавать видеоролики, презентации и мини-фильмы.

— Сегодня жизнь неотделима от технологий. Какие направления в цифровом образовании работают в кубанских школах?

— Расскажу на конкретных примерах. Начал работу центр цифрового образования «IT-куб» в СОШ № 4 Тимашевска. С прошлого года такие центры начали создавать на базе общеобразовательных организаций. Первый открылся 1 сентября 2021 года в краснодарской гимназии № 87. Два центра цифрового образования «IT-куб» работают на площадках учреждений дополнительного образования: краевого Дворца творчества в Краснодаре и Центра творческого развития и гуманитарного образования Сочи. На сегодня в центрах занимается более тысячи детей.

В «IT-кубе» школьников знакомят с основами программирования и интернет-технологиями, учат разрабатывать приложения для мобильных устройств, конструировать роботов и управлять ими. Также детей обучают компетенциям, которыми должны обладать современные молодые специалисты: коммуникативности, креативности, критическому мышлению и командной работе.

Школьный «Кванториум» открылся на базе нового учреждения в Анапе. Технопарк оснастили цифровыми лабораториями по физике, биологии, химии и экологии, наборами для создания и программирования роботов, для проектирования инженерных систем, лабораторным комплексом для изучения робототехники, 3D-моделирования и промышленного дизайна, станками лазерной резки с числовым программным управлением, паяльными станциями.

С 2021 года детские технопарки также открываются на базе общеобразовательных организаций. С прошлого года функционирует «Кванториум» в школе № 7 города Ейска. Технопарки на базе учреждений дополнительного образования работают в Краснодаре и Новороссийске. В сельские школы в течение года выезжают четыре мобильных технопарка, каждая такая машина в год охватывает около тысячи школьников.

— Краснодарский край относится к регионам с преобладанием сельских школ. Сельская и городская школа — насколько велик разрыв?

— Одна из задач реализации национального проекта «Образование» — ликвидировать разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами. В Краснодарском крае около половины школ расположено в сельской местности. Совместно с администрацией муниципалитетов продолжаем работу по формированию современной образовательной среды в сельских школах, условий для занятий школьников физической культурой и спортом, занимаемся вопросами технической и транспортной оснащенности сельских школ, поддержки талантливых учеников и привлечения педагогов.

Для обновления материально-технической базы в сельских школах создаем «Точки роста». Помимо создания современной инфраструктуры, их открытие предполагает переподготовку учителей и повышение их квалификации.

Для реализации программ дополнительного образования технической направленности в школы районов выезжают четыре мобильных детских технопарка «Кванториум». Это специализированный автомобиль с современным оборудованием, которое позволит школьникам изучать программирование, робототехнику, виртуальную и дополненную реальность, беспилотники, 3D-технологии. Каждый автомобиль в течение года охватывает около тысячи школьников.

Для создания условий для занятий физической культурой и спортом капитально ремонтируем спортивные залы в сельских школах. В 2022 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» проведен капитальный ремонт в 10 спортзалах в сельской местности.

Кроме того, в крае уделяется внимание привлечению в сельскую местность профильных специалистов. Для этого программой «Земский учитель» предусмотрена единовременная компенсация в размере 1 млн рублей учителю, прибывшему на работу в село, поселок либо город с населением до 50 тыс. человек. Благодаря этой программе в сельские школы на конкурсной основе уже трудоустроились 159 педагогов. В текущем году было открыто 49 вакансий в школах региона. К 2025 году в рамках программы планируется привлечь еще 154 педагога.

— Давайте поговорим о педагогических кадрах. Как сделать так, чтобы в школу хотели идти работать?

— Проблема нехватки и обновления кадров по-прежнему актуальна. В регионе реализуется целый комплекс мер ее преодоления через развитие сети педагогических классов, целевой прием в вузы, федеральный проект «Земский учитель», повышение престижа профессии, создание современных условий труда, наличие мер социальной поддержки педагогов, в том числе на муниципальном уровне.

В результате доля вакансий сократилась в два раза по сравнению с прошлым годом. Наиболее востребованы учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики и иностранного языка.

Подготовку специалистов педагогического профиля в крае ведут восемь вузов и шесть педагогических колледжей. Общий контингент студентов по данному направлению подготовки составляет более 19 тыс. человек.

Молодые люди проявляют большой интерес к педагогическим специальностям. Об этом свидетельствует высокий конкурс в педагогические вузы: по уровню популярности в прошлом году это направление было третьим. В этом году конкурс на некоторые факультеты был больше десяти человек на место.

В целях повышения престижа педагогической профессии в крае развивается сеть классов педагогической направленности. Педагогический профиль представлен двумя направлениями: социально-педагогическим и психолого-педагогическим. По итогам прошлого учебного года край входит в тройку лидеров по стране по количеству классов социально-педагогической направленности. Всего открыто 377 классов в 251 школе края.

— Расскажите о мерах поддержки кубанских учителей.

— Существует ряд федеральных и региональных мер социальной поддержки педагогов.

Так, на федеральном и краевом уровне оказывается поддержка классным руководителям. По поручению президента РФ Владимира Путина с 1 сентября прошлого года классным руководителям выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в сумме 5 тыс. рублей из федерального бюджета. На Кубани классные руководители с 2014 года также получают краевую надбавку в размере 4 тыс. рублей.

На краевом уровне поддерживаем молодых педагогов. Это ежемесячная стимулирующая выплата молодым специалистам в размере 3 тыс. рублей в течение трех лет с даты трудоустройства в школу. В ряде муниципальных образований существуют дополнительные меры социальной поддержки молодых педагогов.

В прошлом году премиями поощрили педагогов, подготовивших выпускников, которые получили 100 баллов на ЕГЭ. Учителя получили выплаты в размере 115 тыс. рублей. По решению губернатора такая премия станет ежегодной.

На августовском совещании губернатор также объявил о новой мере поддержки педагогических работников: к 1 сентября все учителя Кубани получили краевую выплату в размере 5 тыс. рублей.

С этого года начали предоставлять краевую социальную выплату в сумме 1 млн рублей педагогам, врачам и социальным работникам на первоначальный взнос по ипотеке. Такую поддержку получили 300 учителей. Мера оказалась востребованной — поступило более тысячи заявок от педагогов. По решению губернатора выплаты продолжатся и в 2023 году.

Ежегодно награждаем и наставников одаренных школьников, обсуждаем с ними развитие и совершенствование системы выявления, поддержки и развития талантов детей.

Все эти меры направлены также на повышение престижа педагога. Для того чтобы подчеркнуть особый статус педагогических профессий, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня в школах края работают 43 тыс. педагогических работников, в том числе 37 тыс. учителей.

Новости