Александр Чулков: Негативные факторы 2022 года не сказались на бюджете Краснодара

Александр Чулков: Негативные факторы 2022 года не сказались на бюджете Краснодара

Директор департамента финансов администрации Краснодара Александр Чулков рассказал об итогах 2022 года для бюджета города, мерах по укреплению доходной базы, а также о муниципальном долге и том, за счет чего город рассчитывает в 2023 году избежать его роста

Доходы бюджета Краснодара на 2023 год запланированы в объеме 63 млрд рублей, что на 20 млрд рублей больше, чем годом ранее. С чем связан такой рост, какие меры город принимает для укрепления доходной базы и за счет чего планирует избежать роста муниципального долга в 2023 году, рассказал директор департамента финансов администрации Краснодара Александр Чулков.

— 2022 год был очень непростым и нестабильным. Как вызовы прошлого года сказались на бюджете города, были ли трудности?

— Действительно, год был непростым. Небывалое санкционное давление, геополитические вызовы — это все отразилось и на Краснодаре, поскольку он является частью глобальной экономики.  

Самым сложным для города и его бюджета был апрель, когда мы недополучили порядка 323 млн рублей от запланированного. Такая ситуация сложилась в связи тем, что государство для поддержки физлиц в непростых условиях приняло решение рассматривать документы на предоставление налогового вычета не в течение трех месяцев, а в течение двух недель. Одномоментно мы не получили сумму в бюджет, но это позволило поддержать население. 

В дальнейшем в течение года таких провалов в доходах не было. В целом планы по бюджету на 2022 год мы перевыполнили на сумму порядка 1,9 млрд рублей. Это больше, чем мы рассчитывали. Можно сказать, что на бюджете Краснодара негативные факторы 2022 года не сказались. Спасибо всем налогоплательщикам — физлицам, юрлицам, индивидуальным предпринимателям — за то, что в непростых условиях своевременно и в полном объеме перечисляют средства во все уровни бюджетов. 

— В бюджете на прошлый год закладывались доходы на сумму 43,7 млрд рублей, в этом году — на 20 млрд рублей больше. За счет чего получилось увеличение?

— На 2023 год у нас действительно рекордные цифры. Планируемые доходы — 63 млрд рублей, расходы — 65 млрд рублей. Рост связан с развитием города, строительством новых школ, детских садов. В следующем году в эксплуатацию введут около 10 школ, 21 детский сад. В городе одномоментно строят порядка 60 объектов. Такого никогда не было, соответственно, как и подобных расходов. Только своими силами город не смог бы запустить такую стройку, нам помогают федерация и край. Чем больше объектов в строительстве, тем больше средств из вышестоящих бюджетов к нам поступает. За счет этих денег мы видим рост бюджета на 20 млрд рублей.

— Вы сказали, что планируется собрать 63 млрд рублей доходов, расходы составят 65 млрд рублей, получается дефицит 2 млрд рублей. За счет чего планируете его покрывать?

— В настоящее время этот дефицит существует на бумаге, фактически он пока не сложился. В решении о бюджете на 2023–2025 годы предусмотрено покрытие дефицита за счет привлечения коммерческих, то есть банковских, кредитов. 

Ориентировочно необходимость привлечения коммерческих кредитов может возникнуть где-то в конце сентября — начале октября 2023 года. Тогда, по моему видению, возможен кассовый разрыв, то есть своих возможностей уже не хватит. Однако формирование бюджета — это живой процесс, в течение года вносятся различные изменения. Поэтому надеюсь, что мы либо сможем обойтись без привлечения коммерческих кредитов, либо отложим их к концу 2023 года. 

— Какая сумма кредита может понадобиться?

— Учитывая перешедшие с 2022 года остатки, думаю, из той суммы порядка 1–1,5 млрд рублей мы сможем направить именно на погашение дефицитов, чтобы не брать коммерческих кредитов. Соответственно, в таком случае нам потребуется занять у банка 500 млн рублей или меньше. 

Всю свою работу мы сосредоточим на том, чтобы не брать взаймы. Вы знаете, что мы с этим боролись годами и наконец в марте 2022 года рассчитались с последним коммерческим кредитом. Поэтому снова наращивать долговую нагрузку в нынешних экономических условиях не хочется. 

— Пять лет назад у Краснодара была внушительная долговая нагрузка, какой показатель сейчас? 

— Около пяти лет назад у Краснодара было почти 10 млрд рублей коммерческих кредитов. Сегодня у нас 4,95 млрд рублей, из который 1,6 млрд рублей приходится на облигации и порядка 2,5 млрд рублей — на бюджетный кредит от администрации Краснодарского края. Последний мы взяли до 2027 года под 0,1% годовых. 

Я за то, чтобы всяческими способами избежать увеличения долговой нагрузки, так как еще пять-шесть лет назад мы только на проценты тратили около 1 млрд рублей. Сейчас все усилия направлены на возможность обходиться своими силами, придерживаться разумной экономии и оптимизировать расходы.

— Почти половина доходов бюджета Краснодара — налог на доходы физлиц (НДФЛ). Если говорить о бизнесе, то в каких отраслях и видах налога возможен прирост, где видите потенциал роста в этом году?

— Да, действительно, НДФЛ является основой бюджета. Примерно 42–45% в местный бюджет поступает от налога на доходы физических лиц. 

Если говорить про бизнес, то можно сказать, что город у нас торговый и больше заточен на сферу услуг, строительство — реальной сектор экономики. Безусловно, промышленность есть, но в приоритете остаются перечисленные выше отрасли. Поэтому какой-то прирост мы видим именно в этом секторе экономики. 

Кроме того, год от года повышается заработная плата работников муниципальных, государственных учреждений, что тоже отражается на росте суммы налога на доходы физических лиц, который зачисляется и в краевой, и в наш местный бюджет. 

— По вашему мнению, все предприятия переживут 2023 год? Есть ли прогноз, насколько увеличится или уменьшатся налоговые поступления в бюджет от бизнеса? 

— Бюджет 2023 года мы запланировали с небольшим ростом по сравнению с прошлым годом. Выпадающих доходов и массовых закрытий предприятий мы не ожидаем. Есть большая поддержка бизнеса как на федеральном уровне, так и на уровне краевого центра. 

Возможно, какие-то предприниматели решат свернуть свою деятельность или переформатировать бизнес, но это явление однозначно не будет носить массовый характер.

— Мы уже говорили, что большая часть доходов города — это НДФЛ, а также налог на прибыль, земельный налог и налог по упрощенной системе налогообложения. Какие меры принимаются на уровне города для укрепления доходной части бюджета и повышения собираемости налогов?

— Самый простой способ увеличить доходы бюджета — повысить налоговую ставку, например, по земельному налогу или налогу на имущество физических лиц, которые являются местными налогами. Однако очевидно, что сейчас не время увеличивать налоговую нагрузку ни на население, ни на бизнес. Поэтому основная задача — всеохватно работать с администрированием налогов, максимально взыскивать те средства, что причитаются бюджету. 

Конечно, есть легальные пути минимизации налоговой базы, но это обусловлено Налоговым кодексом. Наша задача — пресечь попытки ухода от налогов в серую или вообще черную зону. 

— Как в целом повысить собираемость налогов?

— Здесь важен момент финансовой грамотности. Гражданам стоит разъяснять, почему и сколько надо платить налогов, а также рассказывать, куда в последующем идут эти деньги. Это работа в том числе и местной власти. 

— В прошлом году Краснодар победил в конкурсе проектов по представлению бюджетов для граждан. Насколько активно сейчас жители Краснодара интересуются бюджетом и участвуют в публичных слушаниях? 

— Бюджет для граждан — это как раз инструмент, который помогает людям понять, как распределяют средства, на что они идут. Мы делаем его в формате PDF-документа и при помощи наглядной визуализации, схем и графиков пытаемся доступно и простым языком рассказать о той же самой программе развития образования, развития дорог и др.

Этой работой мы занимается уже десять лет, и, по моему мнению, она востребована. Судя по количеству скачиваний бюджета для граждан с официального портала администрации Краснодара, интерес у людей есть. Да и в целом в ходе публичных слушаний по проекту бюджета от жителей поступает много вопросов. И это здорово, когда людей волнует, как будет развиваться территория, где они живут.

— В 2020 году Краснодар выпустил муниципальные облигации. Тогда вы говорили, что это очень действенный инструмент, который необходимо использовать и дальше. Есть ли в планах снова выпуск муниципальных облигаций?

— Действительно, этот инструмент показал, что он работает и может использоваться для финансирования дефицита бюджета. Тогда мы все привлеченные средства — 1,6 млрд рублей — направили в дорожный фонд. 

Стоит ли использовать этот инструмент в нынешних условиях? Тут я в силу своей профессиональной осторожности повременил бы. Для того чтобы привлечь деньги в бюджет за счет выпуска облигаций, мы должны заинтересовать инвестора и предложить ставку выше, чем по депозитам в коммерческих банках. Выпуск облигаций ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, ведь нам потребуется больше средств, чтобы выплачивать купонный доход. 

Даже если облигации выпустить, привлеченные средства в силу наших внутренних документов пойдут на финансирование дорожного фонда. Тем не менее 2 млрд рублей дефицита бюджета, о которых мы говорили, требуются не на развитие дорог, а на другие инфраструктурные проекты. Поэтому сейчас вопрос выпуска новых облигаций не прорабатывается.

Новости