Бизнес переходит на цифру
фото: freepik.com

Бизнес переходит на цифру

Представители банковской сферы и телекома рассказали, какие цифровые инструменты были востребованы у МСП в 2022 году, что будет в тренде в 2023 году и почему для бизнеса будут особенно актуальны вопросы обеспечения информационной безопасности

Цифровизация стала неотъемлемой составляющей развития бизнеса, она помогает ускорить и оптимизировать процессы, повысить производительность.

По данным исследования, которое осенью 2022 года провел банк «Открытие», в прошлом году компании даже в условиях ограничений иностранных сервисов продолжили уделять внимание цифровизации.

Как показало исследование, большинство субъектов малого и среднего бизнеса России — 72% — имеют средний уровень цифровизации, 16% — высокий, 12% — низкий. По данным аналитиков компании «Мегафон», цифровые сервисы популярны в сфере торговли и услуг, у производственных и энергетических компаний.

Цифровой банкинг

Среди наиболее востребованных у предпринимателей цифровых сервисов — дистанционное банковское обслуживание. Сегодня есть возможность перевести на дистанционные каналы практически все операции, относящиеся к ежедневному банкингу.

По данным пресс-службы банка «Открытие» (ПАО), по рынку банковских услуг на данный момент дистанционные банковские сервисы используют 99% предпринимателей, 100 % корпоративных и 84% розничных клиентов.

«Малый и средний бизнес уже более 60 % банковских продуктов приобретает без визита в офис. Среди российских компаний растет использование цифровых технологий для обеспечения бизнес-процессов. Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, продолжается переход бизнеса в онлайн с использованием отечественных IT-решений», — отметили в пресс-службе.

Тренд на дистанционное банковское обслуживание бизнеса в 2023 году продолжит набирать обороты, считает руководитель «Абсолют Банка» (ПАО) в Краснодаре Денис Демьяненко.

«Как и раньше, для кубанского бизнеса крайне важна возможность удаленного открытия расчетного счета без посещения офиса банка. Плюс простота подключения интернет-банка. Например, отсутствие необходимости получать токен, возможность заменить его облачной электронной цифровой подписью», — отметил Денис Демьяненко.

Он добавил, что среди услуг, предоставляемых банками, высоким спросом у бизнеса пользуется выпуск банковских гарантий, который также осуществляется в онлайн-формате.

По словам руководителя «Абсолют Банка» в Краснодаре, в 2022 году объем выпущенных гарантий у организаций увеличился на 63%.

«Мы ожидаем, что в этом году тренд на прирост сохранится. Наибольшим спросом у кубанских предпринимателей в банках пользуются гарантии по госконтрактам в рамках федеральных законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Мы прогнозируем, что стабильным высоким спросом будут пользоваться онлайн-гарантии по Федеральному закону № 275-ФЗ (по гособоронзаказу). Госзаказ выходит на первый план в условиях контрсанкционной экономики», — сказал Денис Демьяненко, добавив, что, по прогнозу банка, доля гарантий по госконтрактам увеличится до 70% и более.

На втором месте по популярности, по словам Дениса Демьяненко, гарантии по коммерческим контрактам. Также устойчивый спрос отмечается на гарантии в пользу налоговых органов.

«Цифра делает процесс оформления гарантий в банках очень быстрым и простым: все проходит онлайн, время одобрения заявки — от одного часа, сам выпуск гарантии — от трех часов. Лимит устанавливается по минимальному пакету документов», — отметил Денис Демьяненко.

По его словам, сегодня бизнес может получить банковские гарантии не только в рублях, но и в юанях, тенге и армянских драмах.

Директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Южном регионе Сергей Штоль также отметил повышенный интерес бизнеса к получению гарантий в банках. По его данным, сейчас доля цифровых выпусков гарантий в Росбанке достигает порядка 60%.

«Цифровые продукты сегодня позволяют клиентам взаимодействовать с банками в удобном формате благодаря интернет­банкингу и мобильному приложению. Заявку на банковскую гарантию можно подать онлайн и получить ее без залога и поручительства, без открытия расчетного счета в банке. Как правило, решение клиенты получают в течение дня», — сказал Сергей Штоль.

Он считает, что в 2023 году компании еще активнее будут внедрять цифровые технологии в бизнес-процессы.

«Простота использования, скорость предоставления, мобильность доступа, что важно для любого бизнеса независимо от его размера и позволяет удешевить предоставление различных услуг, — все это и стимулирует бизнес быстрее переходить на использование цифровых технологий», — отметил директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка (ПАО) в Южном регионе.

Тренд на облачные решения

В компании «Мегафон» отмечают, что уход с рынка иностранных вендоров и необходимость срочной миграции на отечественный софт с сохранением непрерывности бизнес-процессов усилили кратный рост спроса предпринимателей на облачные решения. Продажи облачных продуктов в 2022 году в Краснодарском крае выросли в два раза по сравнению с 2021 годом.

«Облачными технологиями стали активно пользоваться как крупные коммерческие, так и государственные заказчики, соответственно, повысились требования, предъявляемые к облачным провайдерам в вопросах обеспечения информационной безопасности предлагаемых продуктов», — отметили в компании.

Спрос на безопасность

По данным исследования банка «Открытие», растет потребность бизнеса и в инструментах информационной безопасности. Число компаний, которые используют программы для защиты бизнеса, в 2022 году увеличилось в семь раз.

В «Мегафоне» добавили, что важным критерием стало наличие широкой полки решений кибербезопасности, которые провайдер может предоставить в дополнение к облачной инфраструктуре. Продажи таких продуктов выросли в регионе на 30% по сравнению с прошлым годом. По мнению экспертов компании «Мегафон», в 2023 году объем затрат на организацию киберзащиты продолжит расти.

«Чтобы избежать компрометации корпоративных данных и обезопасить свою IT-инфраструктуру, необходимо придерживаться комплексного подхода при построении системы защиты информационной безопасности», — отмечают в компании.

По данным аналитиков Group-IB, которые приводит «Газета.Ru», в 2022 году количество атак на бизнес с целью выкупа за расшифровку данных в России увеличилось в три раза. Главной угрозой для российских компаний в 2023 году, отмечают эксперты, останутся программы-вымогатели.

В компании «Мегафон» добавили, что сегодня бизнес все чаще привлекает сторонних экспертов для обеспечения кибербезопасности.

«В 2022 году спрос на аутсорсинг в этой сфере рос быстрее, чем рынок в целом, этот тренд в 2023 году сохранится. Сервисная модель набирает популярность, потому что предоставляет доступ к экспертизе, которая является дефицитной на рынке, а также обеспечивает прозрачность ответственности и критериев качества. Предприниматели, не имеющие облачной инфраструктуры, активно приобретают сервисы по кибербезопасности, доступные по облачной модели. Вероятно, в дальнейшем мы увидим гибридные модели, которые будут объединять собственную инфраструктуру информационной безопасности компании и сторонние сервисы кибербезопасности», — сказали в компании.

Информационный обзор редакции

Новости