При создании компании предпринимателю необходимо учитывать много различных нюансов. Один из них — название фирмы. Открывая юрлицо, не все задумываются о правовой стороне этого вопроса. Однако есть важные моменты, которые нужно знать, чтобы не получить иск о понуждении изменить фирменное наименование.
Что стоит учитывать при выборе юридического наименования и как его защитить, «Деловой газете. Юг» рассказал управляющий партнер юридической компании «Прайвеси Групп» Алексей Голубев.
Название компании с юридической точки зрения
Фирменное наименование — это имя, которое используется для идентификации компании, продукта или услуги. В повседневной жизни для обозначения фирменного наименования чаще всего используют слово «бренд» — это торговая марка, содержащая в себе фирменное наименование, столь известное, что оно часто становится именем нарицательным.
Юридические лица участвуют в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при регистрации компании. Какой-либо специальной регистрации фирменного наименования не требуется.
Что учесть при выборе названия компании
Как отмечает Алексей Голубев, выбор фирменного наименования должен быть осознанным и продуманным. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, чтобы название было уникальным и не похожим на другие. Также необходимо избегать использования слов, которые могут быть защищены законом, например названий известных брендов или торговых марок.
Кроме того, в России запрещено использовать в качестве фирменного наименования коммерческих организаций или их частей полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов госвласти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Под запретом также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, полные или сокращенные наименования иностранных государств, а также их производные, полные или сокращенные наименования общественных объединений.
Следует отметить, что нельзя включать в фирменное наименование слово «российский» и производные от него без официального разрешения. Как показывает судебная практика, данное положение распространяется и на сокращение «рос», если оно образовано от слов «Россия» или «российский», производное от наименования «Россия», «Российская Федерация». Сокращение «рос», поясняет Алексей Голубев, чаще всего используется в наименованиях организаций, в которых Российская Федерация является участником, либо в названиях организаций, осуществляющих государственные функции или особо значимую деятельность для государственных интересов (например, Росреестр, Роспатент, Роскосмос, Роснано и прочие).
Кроме того, при указании фирменного наименования не стоит ссылаться сразу на несколько организационно-правовых форм, используемых обществом. ФНС России считает, что подобные действия могут ввести в заблуждение участников гражданского оборота относительно видов деятельности общества.
Как защитить фирменное наименование
Правовой защите фирменное наименование подлежит с момента регистрации коммерческой организации, то есть с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Это значит, что при возникновении спора за наименование (например, при схожести до степени смешения) право на защиту получит то общество, запись о регистрации которого была внесена в ЕГРЮЛ первой, вне зависимости о того, какое из обществ приступило к деятельности раньше.
Использовать право на судебную защиту фирменного наименования может только его правообладатель — само юридическое лицо, лица, являющиеся его представителями в силу закона (единоличный исполнительный орган), лица, имеющие соответствующие полномочия, предоставленные обществом. Это означает, что участник или учредитель вне зависимости от размера его доли не может самостоятельно от имени общества обратиться за защитой нарушенного права.
В случае нарушения права на фирменное наименование истец может требовать с нарушителя в судебном порядке изменить тождественное или сходное до степени смешения название или прекратить его использовать в отношении аналогичных видов деятельности. Кроме того, истец может просить пресечь действия, нарушающие его право на фирменное наименование или создающие угрозу нарушения, если ответчик применяет сходное доменное/сетевое обозначение. Помимо этого, можно требовать возмещения причиненных убытков.
Примечательно, что при этом выбор способа прекращения нарушения исключительного права принадлежит не истцу, а ответчику.
При этом обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора закон требует только в том случае, когда истец заявил иск о возмещении убытков и стороны дела являются юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями. Указанные споры относятся к компетенции арбитражного суда.
Также для защиты нарушенного права на фирменное наименование правообладатель может обратиться в ФАС, если предметом спора является использование сходного обозначения, которое имеет признаки недобросовестной конкуренции.
В случае если третье лицо использует ваше фирменное наименование в качестве товарного знака, тождественного до степени смешения, при реализации однородных товаров и/или услуг, можно обратиться в Роспатент. Если право на фирменное наименование возникло раньше даты приоритета регистрируемого товарного знака, эти обстоятельства являются основанием для отказа в государственной регистрации.
Из судебной практики
В 2022 году суд обязал зарегистрированное в Сочи ООО «Росан» изменить фирменное наименование по заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю.
На тот момент с даты регистрации компании прошло порядка 20 лет, запись в ЕГРЮЛ была внесена в 2002 году. В своем иске налоговый орган указал, что в названии компании используется устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, производное от «Россия», которое вызывает у потребителя стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности организации. При этом, как подчеркивается в материалах суда, разрешение на включение в свое фирменное наименование слова «Россия» и производных от него ООО «Росан» не получало. Арбитражный суд Краснодарского края иск налоговой инспекции удовлетворил.
До степени смешения
Арбитражный суд Краснодарского края в 2022 году рассмотрел иск агентства защиты интеллектуальных прав ООО «Инко» к ООО «Инко консалтинг» о запрете использования фирменного наименования и обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками истца.
Как следует из материалов суда, в 2019 году ООО «Инко» стало известно о том, что в Краснодаре осуществляет деятельность консалтинговая компания ООО «Инко консалтинг». При этом, как утверждал истец, компания использовала на своих страницах в социальных сетях и доменных именах обозначение inco, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.
Как следует из материалов дела, истец был зарегистрирован в ЕГРЮЛ ранее, чем ответчик, поэтому его право на фирменное наименование возникло раньше. Основываясь на этом, суд принял решение запретить ответчику использовать спорное обозначение в доменных именах и фирменном наименовании, а также постановил взыскать в пользу истца 150 тыс. рублей компенсации за допущенное нарушение исключительных прав.
Не все однозначно
Однако бывают случаи, когда ответчику удается сохранить название после судебного спора. Так, в 2022 году ООО «Фрогос», основанное еще в 2011 году, получило иск с требованием Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю изменить фирменное наименование.
Налоговый орган посчитал, что часть слова «гос» в наименовании компании ассоциируется со словом «государство». Арбитражный суд Кубани требование инспекции поддержал.
Хотя ответчик объяснил, что наименование «Фрогос» представляет собой сочетание первых трех букв фамилий основателей и сотрудников Фроловых и Гостевых, арбитражный суд региона эти доводы не принял.
Как аргументировал суд, в контексте спора о фирменном наименовании имеет значение не лингвистическое значение спорного словесного элемента, а общее впечатление, создающееся у потребителя.
В то же время апелляционная инстанция посчитала, что краевой арбитраж сделал ошибочный вывод и не дал надлежащей оценки доводам ответчика. При этом истец не представил доказательств того, что слово «Фрогос» образовано соединением сокращения от слова «государство» и другого слова или его части. В результате 15-й арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления налоговой инспекции. Кассационная инстанция в последующем оставила это решение без изменений.