Мотивация игрой и пряниками: как развивать и поддерживать у детей интерес к учебе
фото предоставлено начальной школой «Счастливое детство»

Мотивация игрой и пряниками: как развивать и поддерживать у детей интерес к учебе

Эксперты рассказали, как правильно пробудить у детей интерес к образовательному процессу

Успех в учебе во многом зависит от мотивации ребенка. О том, какие факторы важны для ее формирования, как правильно пробудить у детей интерес к образовательному процессу, рассказали заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы «Счастливое детство» Любовь Солопова и руководитель службы психологической помощи Юлия Толкачева.

Оба специалиста отметили, что главным фактором успешной учебы и развития мотивации является психологическая готовность ребенка к школе.

«Часто родители говорят, что их ребенок готов к школе, что он умный, отдают его на ментальную математику. Но интеллектуальная готовность — это не готовность психологическая. Важно смотреть на уровень развития произвольного поведения. Чтобы ребенок сам понимал, чего он хочет и что ему делать», — рассказала Любовь Солопова.

Как отметила Юлия Толкачева, на формирование учебной мотивации влияет то, как ребенок с первого класса погрузился в учебный процесс, насколько это было ему интересно. Порой неприятие школы формируется еще до начала обучения, если ребенок услышал негативные отзывы от старших братьев или сестер. 

«В начальных классах важно, кто и как сопровождает учебу ребенка. Это и личность учителя, и поддержка родителей. Если в процессе обучения складываются напряженные отношения с учителем, происходят конфликты в семье, то ребенок в этот момент не чувствует себя в безопасности. Здесь не может быть и речи о мотивации к учебе», — поделилась Юлия Толкачева.

Для возникновения и сохранения мотивации в любом возрасте важны четыре фактора. Во-первых, ребенок должен находиться в безопасной и комфортной среде. Во-вторых, важно понимание целей работы и самостоятельная организация процессов. В-третьих, учащемуся важно чувствовать достижимость успеха. В-четвертых, он должен ощущать поддержку, рассказала Любовь Солопова. 

По словам Юлии Толкачевой, для развития мотивации у ребенка важно позволять ему чувствовать ответственность за собственную учебу. 

«Я советую не делать уроки с ребенком, а именно контролировать его. Проверять домашние задания, сбор рюкзака, подготовку к школе вечером. Да, это родители должны прививать. Но все остальное: ходить в школу, разбираться в каких-то моментах — это ребенок должен делать сам», — отмечает психолог. 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе добавила, что на интерес к учебе влияют все участники образовательного процесса «родитель — ребенок — учитель». «Если одно звено выпадает, то возникают проблемы с мотивацией».

Специалисты обратили внимание, что родители могут поддержать желание ребенка учиться поощрениями. Важно эмоционально хвалить, благодарить за достижения. Возможны вознаграждения в виде подарков, стендов успеха. Однако от наказаний в привычном понимании специалисты советуют воздержаться. 

«Наказания не совсем уместны. Я бы вводила санкции, если что-то пошло не так. И при этом заранее их озвучивала, чтобы ребенок знал, к чему готовиться. Я советую многим родителям писать правила для всей семьи и санкции для всей семьи. Перед тем как наказывать ребенка, надо его информировать о том, что его ждет в том или ином случае. И в правилах прописать поощрения, интересные ребенку», — советует Юлия Толкачева. 

«Можно выделить условия, которые способствуют развитию познавательного интереса у учащихся: чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся; обучение должно быть трудным, но посильным — разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать, чем младше ребенок, тем в более образной форме должен подаваться материал. В обучении должны создаваться возможности для творчества, на уроке создаваться ситуации успеха для учащихся», — отметила Любовь Солопова.

По словам специалистов, ребенок должен чувствовать успех, видеть результаты. Это важно для сохранения веры в себя. Не следует оскорблять ребенка, сравнивать с другими детьми, это приведет лишь к негативным последствиям.

Специалисты рассказали, как лучше поступать учителям и какие методики ведения уроков применять.

«Существует множество методик обучения детей. Сейчас часто используют проектную деятельность, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Важно, чтобы у детей был интерес к уроку, и его можно по-разному развивать. Проведите урок по сказкам так, чтоб дети стали героями произведения, пусть на них будет хоть один выделяющийся атрибут героя, играйте с ними», — рекомендует Любовь Солопова. 

Она отметила, что нестандартные уроки, имеющие нетрадиционную структуру, содержание и форму, помогают импровизировать учебные занятия, чем вызывают огромный интерес учащихся. Например, при изучении темы «Единица измерения, площадь, периметр», можно использовать тематику «Строим дом».

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму»  — эта китайская пословица должна стать девизом для каждого учителя. Очень важно научить детей работать с информацией об услышанном на уроке при подготовке докладов, проектов, рефератов. Не нужно нести в класс 15 страниц, найденных в интернете, а надо минимизировать информацию на полторы страницы, оставив только интересную самим ученикам. Пусть они выберут то, чем хотят поделиться с одноклассниками, и расскажут классу», — добавила заместитель директора. 

По словам Юлии Толкачевой, хорошо мотивирует учеников с применение технологии «эдьютеймента» — это технология обучения через развлечение, элементы игры, включающие в себя интерес, внимание и мышление. Создается атмосфера игры, где участники имеют возможность самостоятельно оценить компетенции друг друга, могут проявить свои лучшие качества, что позволяет каждому почувствовать себя успешным. А коллектив в результате таких занятий становится более сплоченным.

Оба специалиста отметили, что при потере у детей мотивации к учебе всегда важно найти конкретную причину и работать именно с ней.

«Потеря интереса к учебе не бывает внезапной. Родитель должен наблюдать, что происходит с его ребенком. На все есть свои причины, и родителю их важно понимать», — в заключение отметила Юлия Толкачева.

Информационный обзор редакции

Новости