Фэшн-индустрия активно развивается среди бизнес-направлений в 2023 году, в том числе благодаря популярности маркетплейсов. Дизайнер Татьяна Орган рассказала «Деловой газете. Юг», с чего начать создание бренда одежды, как найти первых покупателей и какие ниши сейчас в тренде.
По ее мнению, сейчас фэшн-пространство открыто для новых решений и производителей, поскольку рынок находится в режиме импортозамещения.
Концептуальность, плюс-сайз и база
Татьяна Орган считает, что главный тренд в фэшн-индустрии – наличие концепции бренда. «Это тренд общемировой и необычный, и если новый модный бренд начинает свой путь с острой концептуальности, то он однозначно будет привлекать очень большое внимание и позволит отстроиться от конкурентов, потому что он такой один — уникальный», — отметила дизайнер.
Она уточнила, что подобная концепция хорошо будет восприниматься молодыми людьми в возрасте до 25 лет, поскольку они хотят выделиться и ищут свой уникальный путь. Однако, по словам дизайнера, сейчас понятие «молодой» расширяется и охватывает более старший возраст. «Если создавать бренд, то лучше ориентироваться на концептуальность, особенно если дизайнер смелый и это ему близко», — сказала Татьяна Орган.
По словам предпринимательницы, определиться со своим стилем в создании бренда поможет время, поскольку в течение всего пути дизайнер находит новые решения. В процессе работы, уверена Татьяна Орган, дизайнер найдет якорные точки, которые в последующем станут фирменным стилем.
«Определяться со своим стилем нужно практическим путем естествоиспытателя, и у каждой коллекции будет разная история, разный взгляд, будет меняться возраст, мировоззрение, внутренняя личность дизайнера и, соответственно, будет меняться стиль», — поделилась мнением создательница бренда.

«База всегда будет хорошо потребляться, особенно если ее будут делать на плюс-сайз. Но и тут замечу, что плюс-сайз женщины и мужчины очень смелые в моде, поэтому они все больше с удовольствием начинают покупать концептуальные вещи», — сказала эксперт.
Она заявила, что в 2023 году в фэшн-индустрии есть ниши, которые интересны с точки зрения коммерции, в том числе сфера плюс-сайз. Кроме этого, учитывая режимы импортозамещения, легкими для старта нишами Татьяна Орган считает нижнее белье, детскую и спортивную одежду, а также одежду для отдыха, например пижамы.
«Они очень прибыльны, в них есть дефицит, и в принципе выгодно заходить в те ниши, в которых есть дефицит», — советует предпринимательница.
Создание и распространение бренда
По мнению Татьяны Орган, при создании своего бренда не обязательно открывать производство. Она уточнила, что фэшн-рынок делится на производителей и бренды, и их путь в реализации различается.
«Чтобы открыть производство одежды, достаточно будет и 100 тыс. рублей, и 350 тыс. рублей. Соцконтракт как раз можно получить на эту сумму. Этого достаточно, чтобы купить базовый набор оборудования, закупить ткань и снять помещение. Но создать свой бренд — это не создание производства», — заявила дизайнер.
Она отметила, что производители выпускают привычную одежду, но если они решают создать и продвигать свой бренд — это получится в редких случаях. В то же время личные бренды могут работать без собственного производства на аутсорсинге, быстрее реализовывая продукцию.
«Они весь свой фокус внимания направляют на то, чтобы продвигать свой бренд, создавать коллекции, а производством занимаются другие. Это действительно очень круто, когда есть такая специализация. Поэтому, когда ты создаешь свой бренд, необязательно иметь производство», — говорит Татьяна Орган.
Она уточнила, что можно ограничиться экспериментальным цехом, однако есть возможность иметь большую долю рынка, и при этом отшивать товар на производствах других фабрик. Эксперт отмечает удобство такого подхода в разной специализации швейных цехов — их можно выбрать в зависимости от нужды бренда. «Именно специализация наиболее эффективна для создания либо бренда, либо производства», — комментирует предпринимательница.

Однако уточнила эксперт, если личный бренд сильный, то первыми покупателями будут подписчики, узнавшие о создателе из блогов или соцсетей.
Татьяна Орган советует при распространении фэшн-бренда по возможности рассказывать о нем все, что только можно, большому количеству людей. Вырисовывать своего рода сериал о своей деятельности, поскольку людям интересны подобные взаимодействия.
«Показывайте деятельность максимально большому количеству людей в офлайн и онлайн, участвуйте в любых мероприятиях и пользуйтесь любой возможностью рассказать о своем бренде», — советует эксперт.
Говоря о маркетинговых приемах в фэшн-индустрии 2023 года, Татьяна Орган выделяет презентации, модные показы, которые можно делать в коллаборации с бизнес-сообществами. Самым главным трендом она считает продвижение в сообществах по интересам, поскольку объединение людей общих увлечений является само по себе тенденцией.
«Также обязательно молодому бренду участвовать в конкурсах дизайнеров. Рынок сейчас освободился, и байеры, которые имеют офлайн-магазины, сейчас ищут новые имена и концептуальные марки, им нужно просто позволить найти вас, ваш бренд», — поделилась предпринимательница.
Она отметила, что, открывая свой бренд, стоит задуматься над бизнес-образованием, поскольку рано или поздно производство будет масштабироваться.
Главной ошибкой начинающих брендов Татьяна Орган считает запуск производства при отсутствии регистрации товарного знака. «Я категорически не советую использовать название и фирменный стиль, если вы еще не защитили свою интеллектуальную собственность», — подчеркнула эксперт.
Плюсы, минусы фэшн-индустрии и мультибрендовые магазины
Предпринимательница и создательница бренда Татьяна Орган выделила плюсы и минусы фэшн-индустрии. Главными преимуществами она называла эстетичность бизнеса, востребованность сферы, а также отсутствие «потолка». «Вы всегда будете развиваться и придумывать что-то новое», — сказала дизайнер.
Из недостатков эксперт выделила маленький кадровый ресурс. По ее мнению, индустрии не хватает квалифицированных швейных специальностей, в связи с чем дизайнер может придумать что-то революционное, но не всегда получится это воплотить. Еще одним минусом Татьяна Орган считает неверное представление об индустрии.
«Некоторые люди думают, что каждая неделя это фэшн-вик, то это не так. На самом деле, если вы собираетесь создать свой бренд, то вы должны быть готовы очень много трудиться. Когда создают свой модный продукт, то думают, что самое трудное — пошить свою первую коллекцию, но это даже не половина дела», — говорит предпринимательница.

В сфере офлайн-продаж в настоящее время локальные дизайнеры могут продавать свои товары в мультибрендовых магазинах, однако, по словам Татьяны Орган, такие торговые площадки сейчас не так актуальны, как онлайн.
«Например, мультибрендовый шоурум, который сдает в аренду рейлы, на которых дизайнеры выставляют свою одежду. Конечно, это хороший канал продаж, чтобы иметь свое пространство, где можно представить свои бренды, но не совсем актуальный. Онлайн-площадки и соцсети остаются основными для продвижения бренда», — заключила эксперт.