Выгодное сотрудничество: как защитить свои интересы при заключении договора с маркетплейсами
фото: freepik.com

Выгодное сотрудничество: как защитить свои интересы при заключении договора с маркетплейсами

Юрист для бизнеса и федеральный эксперт проекта «Народное право» Мария Верховская рассказала, на что следует обратить внимание при заключении договора с маркетплейсами, что делать, если не устраивают изменения условий работы и дело идет к суду

Сотрудничество с маркетплейсами в случае недостаточной информированности не всегда может быть выгодным для предпринимателей, они могут столкнуться со штрафами и неожиданным изменением условий работы, что грозит непредвиденными убытками.

Какие подводные камни есть в офертах популярных маркетплейсов, можно ли вносить в документы собственные изменения и что делать в случае судебных разбирательств с интернет-платформами, на семинаре в лектории «Мой бизнес» в Краснодаре рассказала предпринимателям юрист для бизнеса и федеральный эксперт проекта «Народное права» Мария Верховская.

Изучить оферту

По мнению эксперта, первое, что стоит сделать перед началом сотрудничества с тем или иным маркетплейсом, — тщательно изучить оферту.

Также следует знать, что договор и оферта — разные понятия. Как обратила внимание юрист, договор — это соглашение сторон, а оферта — приглашение заключить данный договор на определенных условиях. Оферта получает силу договора только после акцепта.

«Оферту необходимо изучать, и очень зря многие предприниматели этим пренебрегают. Стоит обращать внимание на все отсылки, положения и условия. Это поможет разобраться с процессом работы и выстраивать дальнейшее взаимодействие с маркетплейсом. Например, здесь можно вспомнить принятие оферты Wildberries на портале либо в момент первой передачи товара. Таким образом, когда поставщик начинает работать с соответствующим маркетплейсом и производит первую отгрузку, он автоматически принимает условия оферты. Здесь нужно быть очень аккуратным и не торопиться совершать действия», — отметила Мария Верховская. 

Она также обратила внимание на переход права собственности на товар. Этот этап особенно важен, так как с этого момента производимый продукт перестает принадлежать продавцу. Однако у каждого маркетплейса свои условия. 

«С момента перехода права собственности, товар принадлежит маркетплейсу. Если мы говорим о популярных интернет-площадках Ozon или Wildberries, то по условиям их оферты продукция остается собственностью продавца, как правило, до реализации товара покупателю либо маркетплейсу. Но все равно везде стоит обращать внимание на условия оферты, потому что договоры разные», – сказала эксперт.

Также, добавила Мария Верховская, следует обращать внимание на пункты подсудности и ответственности сторон. Эксперт отметила, что в условиях практически всех маркетплейсов предусмотрена подсудность арбитражному суду Москвы. 

«Большинство маркетплейсов зарегистрировано на территории Москвы. Поэтому, если вы из другого региона, в случае спора вам придется посещать московский суд», — сказала Мария Верховская.

Она добавила, что многие маркетплейсы часто устанавливают строгие меры ответственности для поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов, включая штрафы за нарушения и недосмотры. При рассмотрении оферты, сказала юрист, следует внимательно изучать и эти моменты.

Одностороннее изменение договора

Особое внимание, говорит юрист, следует уделить одному из ключевых пунктов в работе с маркетплейсами — изменениям условий в одностороннем порядке. Важно отметить, что интернет-платформы имеют право изменять условия сделки без согласия производителя. 

«Как раз в отношении данного пункта по всей стране недавно разгорелся очень крупный скандал с Wildberries. Маркетплейс внес изменения в свою оферту, владельцы пунктов выдачи заказов подверглись достаточно жестоким штрафам за возврат товаров. По этой причине по всей стране началась забастовка», — сказала Мария Верховская.

Она обратила внимание, что в таком случае маркетплейс направляет поставщику уведомление об изменениях в условиях в зависимости от их характера. «Если вы заметили, что скоро произойдет изменение оферты и не согласны с этим, то остается только расторгнуть договор», — отметила эксперт.

Она подчеркнула, что скорректировать условия или направить протокол разногласий невозможно. Если срок расторжения истек, то соответствующие условия вступают в силу. 

«Например, согласно правилам Ozon, важно, чтобы все партнеры находились в равных условиях. Если исполнитель отказался направить уведомление о расторжении договора, следует помнить, что за отказ от условий или расторжение сотрудничества может быть предусмотрена ответственность в виде штрафов, неустойки или иных последствий. Рекомендую ознакомиться с офертой конкретного маркетпейса, с которым вы планируете работать, и прочитать о последствиях расторжения договора», — сказала Мария Верховская. 

Расторжение договора

Если дело идет к расторжению договора с маркетплейсом, эксперт предлагает два варианта решения. 

«Первый — ничего не предпринимать, но он сопряжен с риском получения штрафов и обращения в суд. Часто поставщики ссылаются на то, что оферту нельзя изменить и они являются слабой стороной договора. В таком случае суд потребует доказательство того, что вы предпринимали усилия для изменения оферты», — подчеркивает юрист.

Второй вариант — попытаться изменить договор. Эксперт считает, что в любом случае необходимо предпринимать какие-то действия для изменения условий оферты. 

«Настаивайте на своих условиях, корректируйте договор или предлагайте изменения. Важен компромисс, чтобы соблюдать баланс интересов сторон. Даже если маркетплейс откажет вам, то вы пытались что-то изменить и сможете на это ссылаться в суде. Таким способом можно доказать, что маркетплейс навязал эти условия, а вы были вынуждены работать по ним», — объясняет юрист.

Она также отметила, что в офертах, особенно крупных маркетплейсов, может быть пункт о сохранении изначальных условий, об этом они предупреждают своих контрагентов, на что также можно ссылаться в случае необходимости.

Читайте нас в социальных сетях