Эффективность в действии: как разработать и внедрить KPI-систему в компании
фото: freepik.com

Эффективность в действии: как разработать и внедрить KPI-систему в компании

Эксперт по постановке и внедрению управленческого учета и финансового планирования с нуля Ирина Кокшарова рассказала, как KPI-система поможет повысить эффективность и мотивацию сотрудников, а также улучшить качество работы

Ключевые показатели эффективность (KPI) – это система метрик, которые помогают оценить работу сотрудников и достижение компанией своих целей. Как с помощью KPI повысить производительность, улучшить качество труда и услуг на вебинаре от центра поддержки предпринимателей «Мой бизнес» рассказала бизнес-практик, эксперт по постановке и внедрению управленческого учета и финансового планирования с нуля Ирина Кокшарова. 

Как отметила эксперт, изначально считалась, что введение системы KPI должны осуществлять HR-специалисты. Однако, по мнению Ирины Кокшаровой, не каждый из них обладает достаточными знаниями о стратегических целях бизнеса и финансовых показателях, а также не всегда может корректно интегрировать данную систему, чтобы она способствовала успеху компании. 

Поэтому, считает эксперт, если KPI-систему внедряет собственник бизнеса или финансовый директор, это является дополнительным фактором для удачной реализации.

«Прежде чем приступать к внедрению KPI, необходимо разобраться, что такое управленческий учет. Так как любой бизнес должен иметь четко поставленную цель. Когда она определена, можно разобрать и план ее достижения», — рассказала Ирина Кокшарова. 

По мнению эксперта, для начала стоит понять, на каком этапе находится бизнес сейчас, чтобы определить направление движения. В этом поможет оцифровка, учитывающая все имеющиеся показатели. Это позволит получить подробную информацию о текущей ситуации компании. 

После этого, рассказала Ирина Кокшарова, приходит понимание, как достичь бизнесу поставленной цели и мотивировать сотрудников. В этой ситуации система KPI является дополнительным инструментом управленческого учета.

Для чего нужна система KPI

KPI-система, отмечает эксперт, позволяет платить не за проведенное на работе время, а за результат. Использование KPI важно, поскольку статистика свидетельствует о том, что даже топ-менеджеры нуждаются в постановке целей и задач. Так, 88% сотрудников считают, что для них это необходимо, 5% работают хорошо всегда, а 7% показывают низкие результаты. 

Для чего KPI компаниям

KPI предоставляют возможность определить заработную плату сотрудников в зависимости от их вклада в компанию. Это способствует мотивации, а также достижению финансовых и других бизнес-целей.

Для чего KPI сотрудникам

•    Сотрудникам нужны мотивация и контроль, оценка их деятельности;

•    KPI дает возможность влиять на сумму заработной платы – заработать больше, делая больше;

•    KPI дает ощущение причастности сотрудника к общему результату компании;

•    Внедрение системы KPI увеличивает процент достижения целей до 90-95%, а в некоторых случаях до 100%.

Этапы разработки KPI

•    Определить порядок разработки – кто кому, в какой последовательности;

•    Определить периодичность мотивации;

•    Разделить зарплату на постоянную и переменную часть;

•    Определить количество показателей переменной части;

•    Определить сами показатели KPI, а также индивидуальные и коллективные показатели;

•    Распределить данные показатели по весам и установить границы;

•    Определить плановые значения показателей и установить порог значения KPI;

•    Установление ответственных и сроки за отчет и согласование;

•    Обучение персонала.

Ирина Кокшарова считает, что KPI можно сформировать абсолютно для любого сотрудника. Рекомендуется по всей компании вводить данную систему поэтапно, начиная с отдела продаж и руководителей компании. 

Важность KPI 

Эксперт обращает внимание, что система KPI особенно важна для продающих отделов. Например, топ-менеджерам, маркетологам, сотрудникам сервисных подразделений – закупки, логистика, а также обеспечивающим подразделениям (ИТ, АХЧ, бух/фин, юристы).

По словам Ирины Кокшаровой, периодичность мотивации может быть годовая, полугодовая, квартальная и ежемесячная.

«Годовые и полугодовые KPI применяются в основном для топ-менеджеров компании, которые связаны контрактами и итоговыми результатами. Также полугодовые и квартальные подойдут для руководителей отдела продаж и сотрудников, а ежемесячное премирование рекомендуется для всех остальных сотрудников», — поделилась эксперт.

Она добавила, что показатели KPI должны быть конкретные, измеримые, достижимые, значимые и ограниченные во времени. Если все сходится, то данную систему можно использовать на практике.

Выбор KPI и установка целевых значений 

По мнению Ирины Кокшаровой, надо описать какие KPI могут быть для той или иной должности, а также, что необходимо улучшить сотрудникам. 

•    Опишите финансовые цели для данной должности;

•    Опишите проблемные, узкие места данной должности, что нужно улучшить (скорость доставки или ответа службы поддержки, удовлетворенность клиентов и т.п.);

•    Проведение анкетирования сотрудников;

•    Проранжируйте KPI по степени важности;

•    Выберите KPI с максимальным количеством баллов;

•    Исключите сложные, нерелевантные KPI, которые трудоемко считать.

Эксперт подчеркивает, что KPI-система не должна быть чрезмерно высокой, но и легко достижимой. Установка мотивации лучше всего определяется методом аналитики, проб и ошибок. 

«Устанавливайте верхние и нижние границы. Например, обозначьте, что сотрудник получит премию уже от 50% сделанной работы, но если показатель ниже этого результата, выплат не будет. Кроме того, вы должны понимать какими способами сотрудники могут переиграть систему. Обычно слишком высокий результат – это чудо, или ошибка планирования», — заключила Ирина Кокшарова.

Читайте нас в социальных сетях