Цифровая помощь: как технологии помогают в работе медучреждений
фото: freepik.com

Цифровая помощь: как технологии помогают в работе медучреждений

Эксперты рассказали, заменит ли искусственный интеллект врачей, как нейросети помогают расшифровывать анализы и какими инновационными сервисами пользуются современные клиники

Новые технологии стали неотъемлемой частью современного мира. Помимо торговли, строительства и развлечений, они применяются еще и в медицине: на 3д-принтерах печатают протезы, а пациентов записывают на прием с помощью чат-ботов. 

По данным МТС, с начала 2023 года медицинские клиники Краснодарского края стали в 2 раза чаще использовать цифровые сервисы в своей работе: медучреждения автоматизируют рутинные процессы и работу с клиентами, а также контролируют качество обслуживания с помощью технологий. 

О том, какие возможности открывает цифровизация медицине и почему не стоит ожидать появления роботов-врачей, «Деловой Газете.Юг» рассказали эксперты в области технологий и здравоохранения.  

Технологии и здоровье

Как отметила директор по работе с корпоративными клиентам МТС в Краснодарском крае Елена Усенко, сейчас в сфере медицинских услуг самыми популярными запросами на цифровые сервисы являются:

—    Выделение многоканального номера для записи и контроля качества обслуживания;

—    Перенос информации в облачные сервисы;

—    Автоматизированная проверка соискателей с помощью Big Data.

Также популярностью пользуются виртуальные АТС, объединенные с базами данных клиник: с помощью таких сервисов можно настраивать программы лояльности и автоматизировать смс-рассылки пациентам. Сегодня такие решения очень популярны у аптечных сетей.

Более того, от клиник все чаще поступают запросы на организацию систем удаленного контроля и мониторинга для наблюдения за работой персоналом, организации безопасности медицинских объектов, контроля доступа в отдельные помещения. Отдельным пунктом идут задачи по организации и поддержке систем микроклимата в специальных помещениях, например, лабораториях и инкубаторах.

По словам Елены Усенко, клиники начинают активно использовать автоматизированные системы на основе искусственного интеллекта для первичных коммуникаций с пациентами. Например, голосовой робот, который в состоянии выполнять часть функций персонала клиники на ресепшене.

Как поделилась исполнительный директор клиники «Евромед» Анастасия Сулим, где внедрили подобный сервис, разработка помогла сэкономить до 50% рабочего времени сотрудников, занятых в ежедневном процессе обзвона клиентов.

Искусственный интеллект взял на себя подтверждение, перенос и отмену записи к врачам, а также формирование отчетов занятости профильных специалистов.

«Отчеты по обработанным звонкам показывают результативность работы голосового помощника: он существенно оптимизировал работу с расписанием, снял нагрузку с операторов колл-центра, освободив их для принятия других, более сложных задач», – сказала Анастасия Сулим.

Управляющая сети клиник «Здрава» Мария Мостовая отметила, что теперь практически любая клиника может позволить себе медицинскую информационную систему, в которую будут встроены блоки CRM, колл-трекинг и актуальный справочник учреждения.

Она подчеркнула, что в последние годы технологии стали более доступными для  использования в разных отраслях и теперь могут интегрироваться с глобальной сетью для дистанционного управления из любой точки мира. 

«Современная операционная обязательно должна находиться в зоне Wi-Fi, и думаю, что совсем скоро привычным станут голосовые команды в адрес роботов, типа «включи рециркулятор!», — сказала Мария Мостовая.

фото: freepik.com
фото: freepik.com

Как отметила руководитель сети клиник, сегодня нейросети также обучают для расшифровки результатов диагностических исследований, таких как КТ, МРТ и рентгенография. По ее словам, в будущем эти сервисы ускорят диагностику и помогут клиникам справиться с проблемой нехватки медицинских кадров на этапе первичной инструментальной и лабораторной диагностики.

«Сквозная аналитика, которая пришла из сферы продаж, уже стала частью в медицинской среде. Отличие продуктов для медицины состоит в том, что здесь аналитике подвергается клиническая практика и медицинская документация. Как следствие, мы можем прогнозировать заболеваемость и эпидемиологическую обстановку», — поделилась Мария Мостовая.

Кстати, про кадры в медицине и не только в ней. «Сегодня любого соискателя можно проверить с помощью больших данных перед тем, как приглашать на собеседование. В такой чувствительной отрасли, как медицина, необходимо быть особенно щепетильными в вопросе подбора кадров, чтобы не нанять людей, которые могут навредить работе и репутации компании», — отмечает Елена Усенко. 

Заменят ли новые технологии врачей?

Технологии сейчас, скорее, служат медикам в качестве помощников, и врачи используют голосовой ввод при заполнении медкарты, оформлении протоколов по результатам обследований при открытии больничного листа. При этом цифровые сервисы не заменяют врачей, а лишь помогают специалистам сэкономить время для более важной работы.

«Нередко медикам приходится сокращать время приема пациентов из-за заполнения бумаг, а технологии распознавания речи позволяют автоматически заполнять документы с помощью голосового ввода. Софт может вносить необходимые данные в систему, анализируя и расшифровывая речь врача или пациента, после этого врачу останется лишь проверить корректность данных», — рассказали специалисты.

Как отметила управляющая сети клиник «Здрава» Мария Мостовая, инструменты, бесспорно, экономят время и оптимизируют рабочие процессы. В то же время, по ее мнению, в погоне за технологичностью и экономией важно не потерять душевность человеческого отношения. В медицине, в отличие от других сфер, врачи имеют дело не с клиентами, а с пациентами, из-за чего каждый отдельный требует особого внимания, сказала Мария Мостовая.

Автор: Дарья Коробская

Информационный обзор редакции

 
Новости