От идеи до реализации: как открыть кофейню
фото: freepik.com

От идеи до реализации: как открыть кофейню

Рассказываем, сколько средств нужно на запуск своей кофейни и что важно учитывать при ее открытии

Натуральный кофе каждый день пьют 50% россиян, еще 32% делают выбор в пользу этого напитка несколько раз в неделю, такие данные приводит «Чек Индекс» со ссылкой на исследование Mediascope. 

Многие люди могут отказаться от полноценного завтрака, от трат денег на поход в кино или в театр, но только не от кофе. По данным РБК, в 2022 году жители Южного федерального округа в среднем тратили на кофе в заведениях 115 рублей. Лидером по величине среднего чека стал Краснодарский край (134 рубля), что связано с наличием в регионе морских и горнолыжных курортов. На втором месте по тратам – Ростовская область, там расходы на кофе в среднем составляли 119 рублей.

Сегодня в меню кофеен можно увидеть десятки наименований. Кто-то предпочитает строгий эспрессо без сахара, кто-то – классический капучино или мягкий латте, а кто-то – модный лавандовый раф. Самым популярным в 2023 году напитком в кофейнях, как выяснили аналитики АТОЛ, стал капучино, 51% всех покупок приходится именно на него. Еще 23% россиян предпочитают латте, а 19% выбирают американо.

Городские кофе-точки как бизнес-модель, несмотря на нестабильность рынка и во время пандемии коронавируса, и в условиях западных санкций, демонстрируют устойчивость. Разбираемся, как совместить свою любовь к кофе с желанием зарабатывать. 

Шаг за шагом – к кофейной мечте

фото: freepik.com
фото: freepik.com
Специалисты условно разбивают процесс создания новой кофе-точки на семь этапов: подготовка к открытию, поиск помещения, оценка вложений и поиск инвестиций, закупка оборудования и ингредиентов, разработка дизайна, найм и обучение персонала, рекламная кампания нового заведения.

1. Подготовка к открытию кофейни: регистрация бизнеса и выбор концепции 

Вы можете зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя (ИП), ООО или ЗАО – в зависимости от того, какого масштаба бизнес вы планируете создать. Зарегистрировать свое предприятие или себя в качестве ИП можно по старинке в налоговой инспекции. Но все чаще с этой целью предприниматели обращаются в МФЦ «Мои документы», к нотариусу или даже регистрируют бизнес через портал «Госуслуги».

При выборе концепции кофейни вы должны решить – будет ли ваша кофейня стационарной или вы будет продавать кофе на вынос. Желательно составить доску с фотографиями, где будут размещены примеры кофеен, которые вам по душе. 

2. Определяемся с локацией

На этапе поиска помещения нужно понять, хотите ли вы открыть кофейню в уютном помещении в центре города, где довольно большая конкуренция, но при этом и немалая проходимость. Либо вы можете стать единственной кофе-точкой в новом жилом комплексе на окраине города, где будет определенный спрос у местных жителей. 

Нужно просчитать потенциальный поток гостей – сколько человек могут к вам зайти в сутки.

3. Считаем деньги

Именно от численности суточного гостевого потока во многом и будет зависеть ваша доходность. Умножаем число потенциальных посетителей на стоимость чашки кофе. Из полученной суммы вычитаем зарплату сотрудников, себестоимость сырья и налоги – получаем чистую прибыль. Именно такой простой просчет позволит установить цену на готовый кофе. Но лучше, конечно, обратиться к специалистам с просьбой составить полноценный бизнес-план.

На этом же этапе необходимо понять, хватит ли вам собственных накоплений, нужно ли брать займы у родных и друзей. Либо же стоит обратиться за кредитом в банк или специализированные центры поддержки малого и среднего предпринимательства.

4. Дизайн помещения и фирменная айдентика

В условиях ограниченного бюджета можно ограничиться минимализмом и сделать оформление своими силами. Если же бюджет позволяет и хочется рассказывать друзьям, что кофейные столики, например, были изготовлены известным российским дизайнером, то стоит рассмотреть несколько эскизов визуализации. 

На этом же этапе нужно определить, какие элементы брендинга нужны: фирменная вывеска, логотип, кофейные стаканчики и сахарные пакетики с логотипом, брендированные фартуки, майки и чепчики для персонала. Цены на изготовление одобренных позиций нужно запросить в типографиях и выбрать разумное сочетание цены и качества. 

5. Закупка оборудования и продуктов

Первое время можно не покупать дорогостоящее оборудование, а взять в аренду – «посмотреть, как пойдет». Далее определяемся с меню заведения и исходя из этого закупаем кофе, десерты и ингредиенты для приготовления напитков.

Сегодня владельцы кофеен предлагают покупателям большой выбор оригинальных кофейных напитков и необычных десертов. Поэтому, помимо классических позиций, не будут лишними в меню всевозможные рафы и холодный кофе. Компанию им могут составить авторские печенья и пирожные собственного приготовления.

Многие бариста при выборе кофейных зерен посещают специализированные ярмарки в Москве и Санкт-Петербурге, где пробуют кофе на вкус со всего мира. Это такие события как Coffee Tea Russian Expo, Международный фестиваль чая и кофе, фестиваль кофе, чая и шоколада «Чашка», а также «Вкус Петербурга. Чай и кофе». Другие же доверяют проверенным поставщикам.

6. Подбор персонала

Поиск бариста можно было бы поставить первым пунктом. От его мастерства зачастую зависит, вернутся ли к вам посетители или нет. Можно переманить хорошего бариста из другой кофейни, предложив ему более выгодные условия по зарплате или сделав бизнес-партнером. Он же может в последствии научить новых бариста себе на смену. Важно учитывать опыт участия бариста в чемпионатах по приготовлению  и обжарке кофе.

7. Продвижение 

Проведение рекламной кампании предполагает не только раздачу листовок около самого заведения или хождение аниматора в костюме кофейной кружки по улице. Среди рабочих вариантов — спонсорское участие нового кофейного заведения в больших фестивалях. Да, придется потратиться на бесплатный кофе для участников. Однако ваш логотип будет красоваться на баннере фестиваля, а целевая аудитория узнает о вас.


фото: freepik.com
фото: freepik.com
850 тыс. рублей – на создание кофейни в Ростове-на-Дону

Ростовский центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» подсчитал, сколько стоит открыть кофейню в донской столице, начиная от аренды помещения до закупки кофе и льдогенератора. 

Приводим средние цифры, которые в каждом отдельном случае могут разниться:

Аренда помещений на 3 месяца — 60 тыс. рублей.

Ремонт помещения — 30 тыс. рублей.

Кофемашина — 230 тыс. рублей.

Кофемолка — 44 тыс. рублей.

Миксер — 10 тыс. рублей.

Микроволновая печь — 20 тыс. рублей.

Льдогенератор — 14 тыс. рублей.

Темпер, питчер для молока, холодильная витрина для десертов — 125 тыс. рублей.

Вывеска — 30 тыс. рублей.

Мебель, витрина — 180 тыс. рублей.

Уголок потребителя, униформа, доска с меню — 10 тыс. рублей.

Фильтр-система — 35 тыс. рублей.

Расходные материалы, закупка кофе — 50 тыс. рублей.

Итого стартовый капитал, необходимы для запуска новой кофе-точки в городе: 850 тыс. рублей.

Совет эксперта 

Как рассказал директор кофейни Питькофе «Библиотека» (ООО «Рафинад») Давид Мардян, при открытии нового заведения большое значение имеет локация, возможность организации летней площадки, качественной вентиляции. 

Также будет преимуществом наличие парковки. Однако ключевой фактор, на который при выборе помещения рекомендует опираться Давид, это трафик. 

Фото предоставлено Питькофе «Библиотека»
Фото предоставлено Питькофе «Библиотека»
«После выбора локации большая команда начинает работать по своим направлениям: шефы планируют организацию кухню, как у них будут располагаться цеха, где будет устроено хранение, делают чертежи, заказывают оборудование. Дизайнер делает проект, под который разрабатываются планы электрики, сантехники, пожарной безопасности, вентиляции. Маркетинг продумывает точки контакта: от вывески и таблички с режимом работы на входной двери до табличек в санузлы, чекбуков и бейджиков. Информация о заведении добавляется в гео-сервисы, на сайт, в мобильное приложение», — поделился с нами Давид.

Фото предоставлено Питькофе «Библиотека»
Фото предоставлено Питькофе «Библиотека»
Он добавил, что оставаться «на волне» и не надоедать гостям помогают регулярные обновления, отражение актуальных трендов в меню и в упаковке.

«Когда у вас есть классный продукт, который соответствует потребностям гостя, задача маркетинга заключается в том, чтобы потребитель с этим продуктом встретился. Дальше происходит «магия» — и этот гость становится постоянным», — заключил Давид.

Читайте нас в социальных сетях