Даже в Китае подделывают: как работают ростовские гончары
фото из личного архива Ольги Човен

Даже в Китае подделывают: как работают ростовские гончары

Как ростовские керамисты переходят на отечественные материалы и почему в Китае подделывают работы ростовских гончаров

Пандемия коронавируса для многих стала толчком к развитию: кто-то в домашних условиях стал варить мыло или сыр, печь хлеб или ваять глиняные горшки.

Для мастеров гончарного дела из Ростова-на-Дону коронавирус стал временем испытания, на смену которому пришла волна западных санкций, лишивших их качественных материалов для работы.

Несмотря на это ростовские керамисты выпускают авторские изделия, которые как горячие пирожки разлетаются не только по России, но и по всему миру.

Как мастерам удается выживать в условиях кризиса сырья и при этом добиваться такой популярности, что даже в Китае стали подделывать сувениры из Ростова, читайте в материале «Деловой Газеты. ЮГ».

Фарфоровые кролики – «что-то очаровательное для дома»

За годы существования ростовского бренда керамической посуды CLAYSTREET, главным символом которого являются белые кролики, целевая аудитория проекта не изменилась. Однако сильно изменились покупательская способность аудитории, рассказал коммерческий директор компании Александр Сурженко.

Бренд создали в 2013 году, когда команда занималась декоративной плиткой, однако после приняли решение переключиться на создание фарфоровой посуды.

фото предоставлено Clay street
фото предоставлено Clay street
Как поделился представитель компании, начиналось производство фарфоровых кроликов с небольшой бытовки в селе Чалтырь, где то и дело выключалось электричество. Для производства керамики это равносильно смерти — электрические печи для обжига изделий должны работать все время. Вскоре производство переехало в небольшую мастерскую на улице Нансена в Ростове-на-Дону, а затем развернулось в помещении бывшей мебельной фабрики на пересечении Семашко и Красноармейской. Здесь же открылся и фирменный магазинчик изделий.

Изделия для женщин всех возрастов

Целевой аудиторией бренда являются женщины разных возрастов. Мужчины становятся активными покупателями изделий исключительно накануне праздников 8 Марта и Новый год. 

«Сегодня наши покупатели – люди, которые хотят принести что-то миленькое себе домой, порадовать себя. Очень часто это женщины, которые решили сделать подарок себе или кому-то из своих близких», — отметил Александр Сурженко.

Долгое время основным форматом работы мастерской было изготовление посуды на заказ: люди оставляли заказ и ожидали, когда посуду изготовят специально для них. 

«Когда наши изделия стали использоваться как декор, мы стали работать с блогерами и ребятами из «Дома 2». После чего мы резко набрали аудиторию в соцсетях. Тогда наша целевая аудитория резко изменилась – мы начали работать с Москвой и Санкт-Петербургом», — поделился коммерческий директор CLAYSTREET.

Работа с селебрити

Примечательно, что до ковида в компании не было ни отдела продаж, ни отдела маркетинга. А вот в пандемию продвижением и продажами занялись полноценно. 

Сегодня отдел маркетинга активно сотрудничает с блогерами и селебрити. На главной странице сайта с «ростовскими кроликами» можно увидеть шеф-повара Константина Ивлева, телеведущую Анфису Чехову, стилиста Машу Цигаль и других.

«При работе над отзывами в социальных сетях мы отмечаем, если наши изделия приобрел какой-то публичный человек. После чего мы выходим на него и предлагаем принять в подарок какую-то продукцию. На что он всегда реагирует положительно», — сказал Александр Сурженко. 

Пришлось тестировать новые материалы

С введением западных санкций производство керамической посуды ощутило определенные трудности. Большинство материалов, химических элементов и составов, которые закупали гончарные мастерские, были зарубежного производства. 

«Много времени в 2022 году мы потратили на то, чтобы научиться работать с другими материалами, проводили собственные исследования, подбирали нужные составы. Важно было держать руку на пульсе, чтобы сохранять качество производимой продукции. Многие керамические производства столкнулись со схожими трудностями», — рассказал Александр Сурженко.

фото предоставлено Clay street
фото предоставлено Clay street
Раньше для производства керамических изделий бренда использовались лишь зарубежные материалы. После введения санкций они стали недоступны, поэтому мастерской пришлось разрабатывать собственные материалы, что стало причиной некоторого увеличения стоимости самих изделий.

«Ввоз материалов попал под санкции, а ввоз готовой иностранной керамики не попал. Сейчас даже гипс купить в Ростове – это проблема. Но все равно пришлось его покупать, что может сказаться на стоимости готовых изделий через пару месяцев. Каждый раз это настоящий аукцион», — отметил Александр Сурженко.

Сейчас бренд распространяет свои изделия не только в Ростове и России, но и в странах таможенного союза России. Даже в Китае делают подделки на ростовских кроликов.

Сам себе керамист

Гончарная мастерская Marumica изначально работала как студия с обучающими мастер-классами. Ее создательница Маруся Гризодуб совмещала эти мастер-классы с изготовлением авторской керамики. Но чем больше становилась школа, тем меньше времени оставалось на собственную художественную деятельность. Когда в штате было уже пять преподавателей, Маруся взяла на себя всю менеджерскую работу, поставив создание своей керамики на паузу. Все на свои места расставила пандемия.

«Во время ковида мы закрыли мастер-классы, перевезли мастерскую в помещение поменьше. Тогда я полностью перешла на изготовление своей керамики — как всегда мечтала, но не решалась. Так я стала работать одна».

Расходы на содержание большой мастерской сократились, а прибыль от продажи своих изделий быстро сравнялась с прибылью от работы студии. Собрав сайт, Маруся стала продавать изделия через него, а продвигать — через социальные сети.  Во время ковида год мастерская находилась в гараже, а позже переехала в помещение в центре города. 

С мастерской в квартире много сложностей: испарения от печки во время обжига очень вредные, а работа с глиной и глазурями производит много пыли. Хотя многие керамисты рискуют и начинают с такого квартирного варианта.

Итоги санкций: нехватка материалов, потеря зарубежных покупателей

Маруся Гризодуб отмечает, что самая большая проблема для керамистов сейчас — это поиск материалов для гончарки: глины, массы для лепки. Самая популярная недорогая и качественная масса приезжала в Ростов из украинского Славянска — сейчас поставки оттуда невозможны. А всеми любимые немецкие и испанские массы больше не привозят или везут в обход санкций и продают очень дорого.

Фото из архива Маруси Гризодуб
Фото из архива Маруси Гризодуб
«Из-за сложностей с материалами, себестоимость изделия выросла примерно в два раза. Глина стала дороже примерно в полтора раза. Из-за постоянных экспериментов с новыми материалами процент брака сильно увеличился. Зарубежные краски, которыми я пользуюсь и у которых, к сожалению, нет местных аналогов стали дороже примерно в три раза. Золото для росписи с 600 рублей за грамм подорожало до 1600 рублей», — отметила девушка.

Местные производители глины, добавила керамистка, конечно, очень стараются что-то придумать, но пока выходит не совсем удачно. В то же, по ее словам, за последний год в России появилось и развилось несколько очень хороших небольших производств глазурей для керамики. Так что этот вопрос местные производители полностью закрыли. Из готовых же зарубежных масс в России сейчас становятся популярны турецкие, корейские и китайские производители.

Но самой большой потерей для мастера, вызванной западными санкциями, стали зарубежные покупатели. Примерно половина керамики Marumica ранее продавалась через интернет и отправлялась по почте в США, Канаду и Европу. Спасает ситуацию тот факт, что у ростовского бренда очень лояльная аудитория — заказы от нее поступают и сейчас. Однако от части продаж все же пришлось отказаться.

Ростовский керамист Михаил Мальцев занимается изготовлением керамической посуды на протяжении восьми лет. Сначала это была домашняя мастерская, затем Михаил снял помещение и стал участвовать в работе различных мастерских, где проводил занятия для детей. Михаил отмечает, что работать только в своей мастерской у него пока не получается.

«Сейчас я работаю не только в своей мастерской, но и в цехе гончарной мастерской «Твоими глазами», которая изготавливает посуду для ресторанов. Также сотрудничаю с городской газетой как фотокорреспондент».

фото из личного архива Михаила Мальцева
фото из личного архива Михаила Мальцева
Свои керамические изделия мастер реализует на ремесленных ярмарках и фестивалях, поэтому зарабатывать получается лишь в сезон — то есть весной или осенью. Некоторые изделия продаются в частных магазинах. Сейчас в планах у керамиста изготовить больше изделий для магазинов, поскольку у самого не хватает времени ездить на ярмарки и продвигать свою керамику в соцсетях.

«Керамикой можно зарабатывать, но нужно научиться делать хорошо, а это годы практики, — отмечает мастер. — Если изделия впечатляют покупателя их купят и по более высокой цене». 

Михаил признается, что с материалами для керамических изделий стало сложней: привычные немецкие глины и глазури в Россию больше не привозят. Однако им на смену пришли китайские и корейские глины, а также глазури отечественного производства. У мастера остался запас немецких и испанских материалов, но, чтобы себя обезопасить, керамист стал тестировать корейские глины.

Гончарная школа по франшизе или коворкинг для гончаров

Школу гончарного мастерства «Колокол» ее хозяйка Ольга Човен открыла во время пандемии – «по наитию».  

«Когда я начинаю просчитывать все риски досконально, то это меня останавливает от решительных действий. Тогда я горела желанием создать атмосферное пространство, которое бы стало островком уюта и тепла. Когда в моей жизни появилась керамика, то два стремления соединись и воплотились в гончарной школе».

Ольга решила взять готовый проект – франшизу воронежской известной марки «Колокол». 

«Мы с ребятами-основателями имеем совпадение по ценностям, поэтому я воспринимаю этот бизнес как то, что я бы сама создала точно так же. Несмотря на то, что на старте у всех один и тот же комплект рекомендаций, в будущем у тебя формируется свой уникальный путь. У нашей «колокольной семьи» есть сообщество, есть возможность сравнить, кто как ведет свой бизнес. Мы обмениваемся опытом: кто как принимает мастеров на работу, как выстраивает систему мотивации, как происходит тест глин», — сказала Ольга Човен.

Во франшизе существует бренд-бук, в котором написано, как подбирать помещение, как отремонтировать помещение, как набрать команду и как распределить обязанности среди мастеров. Создатели франшизы сами производят гончарное оборудование – печи для обжига и гончарные круги. Поэтому его можно купить с хорошей скидкой.

фото из личного архива Ольги Човен
фото из личного архива Ольги Човен
Конкуренции среди гончаров не существует

Работа в гончарной школе показала, что конкуренции среди школ как таковой не существует – она есть только в голове. 

«Один и тот же мастер показывает во время занятия восьмерым детям, у которых по две руки, по пять пальцев на каждой руке и одинаковый комок глины, а в результате получается абсолютно разные кружки, — приводит пример Ольга. — То же самое можно увидеть и в «колокольной семье», где по абсолютно одинаковой базе запущен проект, в результате получают разные бизнесы: разный подход, разные системы мотивации». 

Нет конкуренции и среди керамистов в Ростова, считает основательница гончарной школы: другие материалы, другое помещение, другой подход к обучению и коммуникации с посетителями.

Пересела с «Мерседеса» на «Инфинити»

Введение санкций очень сильно повлияло на себестоимость продукции и трудозатраты. В это время в школе появился штатный технолог, который тестирует новые массы. Обновляет пробники с глазурями. 

«Раньше ты на зарубежной краске работал, а сейчас пошел и купил «Гамму» — да, они не такие яркие, но ты можешь продолжать делать, потому что на эксплуатационные характеристики это не влияет», — отметила Ольга Човен.

фото из личного архива Ольги Човен
фото из личного архива Ольги Човен
Раньше в мастерской использовались немецкие массы. Ольга сравнивает их качество с автомобилем «Мерседес». Перейдя на французские массы, мастер словно пересела на «инфинити».

«Да, пришлось включить смекалку и адаптивность, но если ты не адаптивный — то ты не предприниматель», — добавила Ольга Човен.

Переход от детей к взрослым, от школы – к коворкингу

Многие родители сегодня, отмечает керамист, не готовы платить за образование своих детей. Граждане, родившиеся в СССР, привыкли получать образовательные услуги даром. 

«Когда ты что-то бесплатно получаешь, то ты это перестаешь ценить. И к нам часто приходят родители, не готовые вкладывать деньги в развитие своих детей. Финансирование отделения керамики в ростовском Доме творчества прекратилось, и оно закрылось.  Теперь перед родителями стал выбор: платить деньги или оставить ребят без занятий».

фото из личного архива Ольги Човен
фото из личного архива Ольги Човен
В связи с чем гончарная школа намерена немного изменить свою целевую аудиторию – она немного подрастет, отмечает Ольга. Сейчас в разработке находится новый проект – специально для взрослых.

У керамиста и основателя гончарной школы есть идея создать коворкинг для гончаров, где каждый желающий мог бы прийти и арендовать гончарный круг и печи для обжига. Также в планах у Ольги Човен создание керамической посуды, которая стала бы «лицом Ростовской области» — сувенирами, которые было бы не стыдно привезти с Дона.