Написать новеллу о создании своего бренда и представить ее на сцене, поделиться с публикой личным опытом и самому переосмыслить собственную историю — об этом сторителлинг-проект «Бизнес в тексте».
В сентябре 2023 года проекту исполнится год, за это время участие в нем приняли десятки авторов. Как правильно создать интересную презентацию о своем бизнесе, чем сторителлинг отличается от спектакля, нужно ли оканчивать литературные вузы и курсы, чтобы стать писателем, «Деловой газете Юг» рассказал создатель проектов «Бизнес в тексте», «Люди в тексте», а также клуба «Деловая квартира», ростовский предприниматель и режиссер и life-драматург Евгений Винников.
Как все начиналось
До того, как создать свой сторителлинг-проект Евгений Винников занимался образовательным театром, где в спектакли «вшивался» образовательный материал на разные темы. Два из действующих спектаклей были посвящены людям дела.
С наступлением пандемии коронавируса частному театру пришлось искать пути выхода на свою аудиторию, не выходя из дома. «После ковида люди соскучились по общению и мероприятиям. Мы думали — что победит: страх или доверие? И мы не испытали сложностей в проведении мероприятий, когда стали снимать ограничения. Нам надо было снимать зал на 100 человек, чтобы собрать хотя бы разрешенные 50% зала — 50 человек», — сказал Евгений Винников.
Все ранее существовавшие спектакли проекта создавались на основе реальных историй людей дела. И они были востребованы у аудитории.
«Тогда я стал рассказывать в онлайне, что такое сторителллинг, как писать истории и для чего, что такое прикладной сторителлинг. С апреля 2020 года я полностью ушел в эту сферу и продолжил погружаться после пандемии. В результате в настоящий момент образовательного театра как такового не существует, больше трех лет я занимаюсь бизнес-сторителлингом, где и образовался новый театр. Театр историй и текста», — сказал основатель проекта.
Большая часть аудитории театра Евгения Винникова была предпринимательской, то есть вполне платежеспособной. Соответственно, первыми авторами нового проекта тоже стали предприниматели.

Кто-то пишет о бизнесе, а кто-то — прорабатывает больные точки
Среди 15 первых новелл половина историй получились о доме, родных, друзьях, а остальная — про бизнес. Поэтому-то и произошло разделение на два подпроекта — «Бизнес в тексте» и «Люди в тексте». К проекту стали присоединяться не только предприниматели, но и директора школ и домохозяйки, юристы и экономисты.
«Задача прикладного сторителлинга — чтобы эту историю можно было приложить к решению какой-то задачи: одна идея вдохновляет персонал, другая — продает не продавая, третья служит историей для обучения сотрудников», — пояснил Евгений Винников.
Когда предприниматели приходят в проект, чтобы писать свои истории, поделился основатель «Бизнес в тексте» и «Люди в тексте», то только 60% из них пишут о бизнесе. Остальные же 40% пишут о проблемах с родителями и родными, как они находили себя по жизни.
После нескольких занятий люди смотрят на линию своей жизни, хватаются за голову и говорят: «А где же в этой жизни я?». Людям важно выписать историю своих отношений, чтобы их отпустило, отметил Евгений Винников, таким образом, порой написанная история имеет еще и терапевтический эффект. В других же случаях получается продающая товар история.
По словам Евгения, в прикладном сторителллинге есть два пути: можно определить сначала задачу, которую нужно решить. А уже потом под нее подбирать историю. Например, человеку нужно выступить на бизнес-форуме. Соответственно, история подбирается под этот бизнес-форум. А можно наоборот — вспомнить сперва события из прожитого, проанализировать, понять, о чем они и какие задачи могут решить, а потом уже осознанно применять.
Мастерские по созданию историй обычно проходят в течение 3-5 дней. Иногда организуют выездные мастерские в горах или на море. Обычно такие мероприятия проводят, когда нужно прописать полную историю бренда.
«Во-первых, это терапия. Во-вторых, отработка навыков родного языка. В-третьих, развитие письменной речи — текста. В-четвертых, обучение навыкам драматургии, чтобы выражать и готовить свою речь. Участники осваивают технику эмпатии — понимания людей», — перечисляет эффекты создания историй о самих себе Евгений.
Благодаря работе над историей и проработкой ее персонажей, участники начинают лучше разбираться в психологии. Евгений, психолог по образованию, и сам стал лучше понимать людей, когда выучился на режиссера, стал понимать мотивы поступков персонажей.
На форумах и в ресторанах
Со своими историями участники проекта выступают на форумах. Раньше они показывали проект на презентации и листали слайды, а сейчас выходят и рассказывают свои истории. После их выступления люди заходят на сайт их брендов и заказывают продукцию.
«Выступления на других площадках наши авторы историй инициируют в основном сами. Приглашения выступить или подготовить спикеров к выступлениям часто поступают из других городов. Например, ассоциация «Деловая Удмуртия» пригласила нас подготовить крупных предпринимателей к выступлению на форуме», — рассказал Евгений.
Он пояснил, что сейчас участники проекта не получают зарплаты. По договоренности большинство оставляли деньги в депозите — на развитие проекта и организации мероприятий.
На всех мероприятиях проекта на сцене присутствует пишущая машинка — как символ писательского мастерства, авторства. Эта печатная машинка работающая. Евгений печатает на машинках пригласительные, афиши и сертификаты проекта. Для этого он использует красивую состаренную бумагу.

Лайф-драма, автофикшн, стендап и театр — в чем разница
Автор сторителлинг-проекта проводит четкую линию между сторителлингом и другими жанрами самопрезентации
«Мы работаем в жанре «лайф-драмы», а на Западе это «авто-фикшн». Но он все-таки несколько отличается от того, чем мы занимаемся. Авто-фикшн — это когда описывают свою жизнь как в дневнике. У нас же анализу событийного ряда уделяется большое внимание. Мы работаем не в жанре романа, а новеллы, рассказа. В среднем длительность каждого выступления — 15-20 минут. Есть новеллы и по 30 минут, а есть по 6 минут. Рекорд — 50 минут», — поделился Евгений.
Среди мастеров короткого рассказа он отмечает Сергея Довлатова, Евгения Гришковца, Антона Павловича Чехова, Эдгара Аллана По и Вуди Аллена, а также российских авторов Славу Сэ и Александра Цыпкина.
С уважением сторителлер относится к стендапу. Но оценил творчество ростовских любителей острого словца Евгений не сразу, а только побывав на выступлениях.
«Я их недооценивал, пока сам не посетил. Даже молодые ребята шутили очень качественно. Меня поразило, что каждый вечер они собирают полный зал, а в воскресенье проводят даже по два мероприятия», — сказал Евгений.
Он добавил, что далеко не все новые форматы выступлений на ростовской сцене можно отнести к сторителлингу, как к жанру (а не форме). Для него сторителлеры — это люди, которые текстом, голосом передают народную мудрость. В древности это были гусляры, баяны, сказители. Если стендап — это рассказ историй с иронией, то, например, миниатюры — это уже театр, потому что там происходит демонстрация картинкой. Если же у зрителей включается воображение, без демонстрации действа, то в таком случае это рассказываение, а не показывание истории.
Литературный сериал и собственное издательство
Осенью на публике представят новый литературный сериал «Вино и тексты» из 32 историй, которые написали 30 авторов. 8 вечеров по 4 автора.
«Интересная история — она как хорошее вино, имеет свою выдержку, послевкусие и полезные микроэлементы — поясняет Евгений. К этим событиям мы хотим привлечь наших донских виноделов и сыроделов. Выходить такие «серии» сериала будут в камерной обстановке каждое воскресенье при участии 20-30 гостей», — сказал Евгений.

Кроме того, Евгений готовит собственную книгу «Аморальные истории», где не будет историй без смыслов.
Нужно ли учить быть писателем
По мнению Евгения Винникова, для того, чтобы стать если не писателем, а хотя бы автором увлекательных текстов, не обязательно оканчивать специальные курсы, нужно просто садиться и писать. Развивать насмотренность, внимательность. Читать «как писатель» художественные произведения, анализируя приемы и подходы в написании текстов у мастеров слова. Этого уже будет достаточно, чтобы по-другому заявить о себе, своих идеях и мыслях. Ведь мало, кто из известных писателей специально учились писательскому мастерству в каких-либо мастерских, курсах, институтах.
«Когда им нужно было писать, они просто садились и писали. А потом оттачивали», — резюмирует Евгений.
Также Евгений считает, что Ростов — достаточно консервативный город. Особенно это заметно после знакомства с Уралом, где в городах созданы целые литературные кварталы — один литературный музей на другом. Там это смотрится естественно.
В Ростове же несколько другие приоритеты, не всегда связанные с литературой и культурой в целом. Купеческий город, одним словом, предпринимательский, говорит Евгений Винников, потому проект «Бизнес в тексте» здесь очень актуален.