Создатель ростовских проектов Кластер С52 и Пространство Р5 Александр Кулешов в 2022 году открыл в столице Дона «Не бизнес клуб». Заседания проходили каждую неделю в городском антикафе «Циферблат», где обсуждали скрытые проблемы и запросы. Темы проговаривались каждым участником встречи с точки зрения своего личного опыта.
Обсудить проблемы с адекватными людьми
Задачей подобных мероприятий было найти близких людей для достижения поставленных целей.
«В рамках «Не бизнес клуба» проводились собрания на тему психологических проблем предпринимателей, — рассказывает Александр. — Что было супер-актуально после пандемии. Тогда все ощущали потребность в сообществе адекватных людей, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы».
Среди форматов встреч и совместных мероприятий были круглый стол, презентация проекта, мастермайнд-практика и тимбилдинги — как локальные, так и выездные.
Бизнесмены круглого стола
Основным форматом клуба был круглый стол. Именно на этих встречах проходили обсуждение и погружение в насущные темы и за счет формата и атмосферы сообщества. Во время обсуждения можно было почувствовать новые возможности и прикоснуться к знаниям и опыту каждого участника, получив ответ на свой запрос.
Среди тем круглых столов были заявлены следующие: «Объемное видение в проектной деятельности», «Деньги: инструмент или необходимость», «Системность в деятельности», «Рутина, и как в ней существовать», «Субъективные убеждения и страхи», Амбициозность и дауншифтинг«. Все темы были подобраны по запросам членов клуба.

Со временем для самого Александра Кулешова эти заседания «Не бизнес-клуба» переросли в более углубленную историю. Он не стал заниматься инфобизнесом, а прошлые темы уже стали не актуальны для обсуждения. Последний пост в Telegram-канале клуба — от 14 сентября 2022 года.
«Мне это не очень близко, да и людям не очень нужно, — признался предприниматель. — Продавать лекции — это как продавать воздух. Кому-то, может, и нужно обучаться, развиваться… Но обучение и инфобизнес — это совершенно разные вещи. Поэтому я ушел в трекинг предпринимателей и технологических стартапов. А наше бизнес-сообщество распалось на несколько частей».
Первая часть прошлого бизнес-сообщества занялась спортом. Так был создан «Не футбольный клуб». В него вошли люди, которые больше увлечены спортом, чем бизнесом.
Вторая же часть сообщества стала вместе путешествовать, сплавляться на байдарках и плотах. Предприниматели, вошедшие в эту группу, стали настоящими друзьями.
Как работает бизнес-сообщество в кластере
В креативных кластерах С52 и Р5, которые создал Александр, действует некое самоуправление. Их резиденты могут обращаться за консультациями к руководству, но в основном они сами между собой взаимодействуют.

В бизнес-сообщество кластера обычно не принимают всех подряд — отбор происходит по тематике кластера.
Например, в пространстве Р5 работают сервисы для маркетплейсов, архитектурные, гончарные и художественные мастерские. Для этих людей важно иметь свое окружение — жить и работать среди таких же творческих людей как они.
Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.