«Хотим быть в гуще событий»: в Ростове детей с ментальными особенностями учат дизайну и живописи
фото предоставлено фондом «Я Есть!»

«Хотим быть в гуще событий»: в Ростове детей с ментальными особенностями учат дизайну и живописи

Представители ростовского подразделения фонда «Я есть!» рассказали «Деловой газете. Юг», как быстро ребенок с ментальными особенностями может освоить ремесло и получить настоящую профессию, может ли инклюзия быть модной, а также о своем желании создать инклюзивное кафе

В Ростове-на-Дону подростки с ментальными особенностями придумывают уникальные коллекции одежды, участвуют в показах, мастерят гончарные изделия и создают картины. Осваивать ремесла и развивать творческие навыки им помогают педагоги ростовского подразделения фонда «Я есть!», который разместился в креативном кластере С52.

Здесь открыли гончарную студию, художественную и дизайнерскую мастерские. В фонде стремятся, чтобы все занятия и материалы были бесплатными. Финансирование осуществляется за счет грантов и частных пожертвований. 

Своей задачей педагоги мастерских видят создание для своих подопечных развивающей среды, где каждый может проявить свои творческие способности, получить новые навыки и умения, которые в дальнейшем могут стать реальным источником заработка.

Гончарные изделия для продажи

К выбору педагогов для особых ребят в фонде подходят серьезно. Все они — мастера своего дела. Так, например, руководитель керамической мастерской, педагог по гончарному мастерству Наталья Агеева училась на художественно-графическом факультете бывшего Ростовского государственного педагогического университета, работала в частной гончарной мастерской. Сейчас у нее — своя мастерская. В остальные же дни Наталья работает в фонде «Я есть!». 

«Наша цель в нашей профессиональной гончарной мастерской — научить ребят гончарному мастерству. У каждого нашего подопечного — свой диагноз: у кого-то получается лучше, у кого-то — хуже. Чтобы освоить этот навык на профессиональном уровне, ребенку с особенностями потребуется около двух лет — как и обычному здоровому ребенку», — рассказала Наталья Агеева. 

фото: Анастасия Талызина
фото: Анастасия Талызина
Для того, чтобы был результат, заниматься в мастерской ребенку придется регулярно — 10 часов в неделю. Сейчас же ребята приходят в мастерскую два раза в неделю, где проводят по два часа. Они занимаются лепкой и глазировкой готовых изделий — то есть происходит полный технологический процесс создания гончарных изделий. В керамической мастерской ребята создают из глины необычные вазы, украшения, посуду, элементы декора.

Результаты работы мастерской два раза в год представляются на «Керамофесте». На него съезжаются ремесленники со всей области и проводят уникальные мастер-классы для ребят. На этих фестивалях продают изделия, созданные ребятами из мастерских. Также фонд проводит «Арт-Фест» и праздник, посвященный Дню защиты детей. Фото предоставлено фондом «Я Есть!»Мода для подиума

В дизайнерской мастерской вместе с педагогом Ольгой Коновод подростки придумывают авторские коллекции одежды. От разработки идеи и эскиза, до пошива и показа коллекции на подиуме, как правило, проходит около шесть месяцев. 

«В основном я работаю с аутистами, — рассказывает Ольга. — Здесь важен интеллект участников мастерской и хорошо работающие руки. Важно, чтобы у ребят была хорошо развита мелкая моторика. Речь идет о безопасности для самих участников мастерской, прежде всего. Наши дети никогда не остаются без присмотра — за ними наблюдают тьюторы, волонтеры или родители. За швейными машинами подростки работают в специальных очках, защищающих глаза. Есть у нас две девочки, у которых проблемы с руками. Но у них тоже получается шить, хоть и чуть хуже — технически они не так четко выполняют задание».

Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
Путь к созданию коллекции начинается с обучения базовым навыкам шитья и кроя, работы за швейной машиной, с утюгом. Ребят учат понимать, какой инструмент необходим в той или иной ситуации. Такое обучение длится обычно около трех месяцев. Подростки, которые уже научились мастерству, помогают начинающим освоить азы этого искусства.

В ход идут старые джинсы, лоскуты и ленты. Все это превращается в изделия искусства юных творцов. Сейчас готовится уже пятая по счету коллекция юных модельеров — Family look. До этого вышли в эфир коллекции «Цветочные истории», «Я есть КОСМОС!», «Нордическая» и «Цирковая». Коллекции дизайн-мастерской фонда уже давно стали украшением модных показов на Don Fashion Week, чье руководство вдохновилось творчеством юных модельеров. Также новые коллекции демонстрируются в виде театральных перфомансов на «Керамофесте» или «Арт-фесте». 

Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
«Сначала детям было тяжело психологически и непонятно, как физически разместить свое тело на сцене, — поясняет Ольга. — Но спустя три года работы мастерской они привыкли и сейчас понимают, что нужно делать, какие задачи перед ними стоят. Сейчас они очень любят выходить на сцену, любят сам процесс подготовки выхода на сцену. Мы приглашаем визажистов для создания сценического образа. Наши ребята уже знают этих специалистов, а те — понимают особенности ребят. Сначала же девочки даже плоек боялись».

На сцену подростки выходят по-разному: кто-то в сопровождении волонтера или родителя, а кто-то — самостоятельно. Специальная группа волонтеров-детей предварительно готовит участников постановки к выступлению на сцене. Авторами коллекции всем зрителям представляются сами ребята. И сейчас, спустя три года после запуска мастерской, некоторые участники приходят, зная, где располагаются коробки с инструментами, что они хотят сшить и какую последовательность действий им предстоит выполнить. Такая осознанность, самостоятельность действий является главным результатом работы педагога.

Открытки, календари

За изобразительное искусство в фонде отвечает руководитель арт-мастерской Светлана Брикунова, которая 23 года проработала в Южном федеральном университете. С рождением младшего ребенка Светлана открыла семейную студию творческого развития «Лучик». Именно благодаря этому специалисту сегодня под кистью юных художников в полной свободе и полете фантазии рождаются картины в таких техниках как живопись, графика, монотипия и других. Работы ребят становятся основой для календарей и открыток, которые продают на фестивалях и маркетах.

Фото: Анастасия Талызина
Фото: Анастасия Талызина
«У нас занимаются достаточно взрослые ребята, которые сделали первые шаги на пути овладения техникой рисования. Кто-то уже рисовал дома, у них уже есть свой стиль. Они могут работать с какими-то референсами, дополнять примеры, выполнять заказы. Но когда ты просишь их нарисовать то, что они хотят, то тогда они рисуют работы, характерные для ребят с аутизмом. Теперь главная наша задача — раскрыть творческий потенциал этих ребят».

Сейчас художественную мастерскую посещают семь ребят, что позволяет педагогу одновременно следить за успехами каждого ребенка и наставлять его в процессе рисования. Занятия по живописи и графике начинаются в 09:00, после чего с перерывом на обед до 13:30 продолжаются пары по керамике.

Фото: Анастасия Талызина
Фото: Анастасия Талызина
Также в арт-мастерской есть группа и для мам, которые встречаются каждую пятницу и творят на протяжении двух часов, осваивают технику акварели. Для занятий в мастерской закупаются профессиональные краски и бумагу хорошего качества. Родители видят разницу: работа с профессиональной гуашью приносит заметные результаты.

Арт-мастерская фонда активно сотрудничает с региональным отделением Российского географического общества, которое помогает ребятам. Символом движения является исчезающий вид ежика ушастого. Именно этот образ разместят на авторских сумках, футболках и майках, которые будут продаваться на фестивалях, организуемых фондом. Вторая тематика работ, над которыми по заказу сейчас работают подопечные фонда, — растения из Красной книги. В календарь эти образы опубликуют вместе с кратким описанием. Эти же цветы представят и на авторских открытках. В начале 2023 года арт-мастерская планирует выпустить раскраску, посвященную достопримечательностям Ростовской области.

Помощь меценатов и волонтеров

Сегодня в Ростове-на-Дону живут и работают люди, небезразличные к судьбе детей с ментальными особенностями. Эти педагоги учат их прикладным навыкам, учат самостоятельно своим трудом, своим творчеством создавать предметы обихода, которые продаются и позволяют особым ребятам получать свои первые самостоятельно заработанные деньги. Опыт педагогов фонда «Я есть!» планируется использовать для создания музейных инклюзивных программ в Ростовской области.

Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
«Нам помогают наши меценаты, неравнодушные к нашей деятельности, — рассказывает директор ростовского отделения фонда «Я есть!» Татьяна Степанова. — Плюс гранты. Сначала нужно придумать идею. Идеи нам всегда подсказывают наши подопечные — мы отталкиваемся от потребностей наших детей: какой еще вид деятельности позволит ребятам развить свой навык, найти свое любимое дело».

И речь не только о финансовой помощи — важна помощь людей, которые приходят в фонд волонтерами. Так, столярный цех может предоставить древесину для занятий, магазин тканей и мастерская по обивке тканей могут дать ткань или фурнитуру, которые будут использованы для создания дизайнерских изделий.

Инклюзивное кафе как место работы

Основная мечта регионального отделения фонда «Я есть!» на данный момент — открыть в Ростове инклюзивное кафе, где будет полка с керамическими изделиями, созданными подопечными. Здесь же смогут оставить на продажу изделия и мастера из других городов — Таганрога, Новочеркасска и Шахт. У горожан появится возможность продемонстрировать свое творчество. И эта мечта должна скоро осуществиться. 

Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
Фото предоставлено фондом «Я Есть!»
«Площадка, на которой будет открыто такое кафе, должна быть по-настоящему современной, комфортной, безопасной и творческой. Мы хотим быть полезными своему городу, мы открыты городу. Например, уже сейчас мы приглашаем наших друзей и гостей в нашу звукозаписывающую студию на Красноармейской. Чем больше к нам будет приходить студентов, семей с детьми и общаться, учиться вместе, тем гармоничнее будет общество. Мы не готовы прятаться на окраинах, мы хотим быть в гуще событий, быть на равных с другими. Предлагать новые идеи. Это про уважение, про место для каждого. Лишних людей не бывает — важен каждый. Мы надеемся, что в стенах нашего инклюзивного кафе найдется место для каждого».

От «доступной среды» — к преображению пространства

Татьяна Степанова рассматривает понятие «доступная цена» не только как наличие поручней или необходимую высоту ступеней, а более широко — как само общество, насколько оно доступно. Так, например, некоторые исторические здания невозможно адаптировать для ребят-колясочников, но само общество может открыть двери для таких ребят. На себе такой подход подопечные фонда испытали во время поездки в Санкт-Петербург, где не нашлось ни одного места, куда бы их не пустили и не оказали содействие.

«Доступная среда — она в головах, — отмечает руководитель фонда. — Новые же здания строятся с учетом возможности посещениях их слабовидящими, слабослышащими и колясочниками. Доступна среда — это показатель зрелости общества. И мы к этому все равно придем через такие проекты. Надеемся, что мы создадим вокруг себя такую среду, и к нам придут».

На ближайшее время у ростовского отделения фонда много планов. Так, 20 октября, их подопечные вместе с семьями, друзьями и волонтерами отправляются высаживать деревья вместе с лесниками Усть-Донецкого района. Фронт работы — два гектара распаханной земли и пять тысяч сеянцев крымской сосны. А в ноябре-декабре в Ростове пройдет инклюзивный марафон мероприятий, все пожертвования с которых пойдут на создание инклюзивного кафе: закупку оборудования и ремонт помещения. Только с участием горожан фонд сможет реализовать мечту своих подопечных.

Читайте нас в социальных сетях