Создание своего бренда и его масштабирование — важный этап в становлении бизнеса. Председатель комитета по франчайзингу при торгово-промышленной палате Краснодарского края Евгения Гертель рассказала о том, что такое бренд, как грамотно масштабировать свой бизнес, а также какие есть преимущества и недостатки у различных способов продвижения.
Что такое бренд?
Простыми словами, бренд — нематериальный актив бизнеса. Это те ценности, которые создаются внутри организации, в которые верит сама компания и транслирует их потребителю.
«Для некоторых бренд — это просто логотип, но за понятием «бренд» стоит колоссальная работа. Брендинг — это то, через что проходят продвинутые, современные компании, начиная с определения цели и ориентиров, и заканчивая визуальным воспроизведением результата», — объяснила Евгения Гертель.

-
Повышает узнаваемость, увеличивает охвата;
-
Удерживает на плаву в кризис и позволяет быстрее восстановиться после него;
-
Выделяет на фоне конкурентов с похожими предложениями;
-
Повышает лояльность, увеличивает базу клиентов;
-
Увеличивает цену товаров и услуг за счет узнаваемости;
-
Стимулирует потребителей на совершение повторных покупок;
-
Облегчает вывод на рынок новых продуктов, поскольку люди уже доверяют компании.
Этапы создания бренда
1. Разработка бизнес-модели. Это обязательное условие, которое необходимо для того чтобы начать развивать свою компанию. Бизнес-модель можно построить через исследование рынка и своей компании изнутри.

3. Разработка уникального торгового предложения (УТП). «Когда мы поняли сильные стороны продукта и кто наш потребитель, приступаем к УТП. Оно должно быть простым, понятным и привлекать внимание, и в то же время быть уникальным и выгодным», — поделилась эксперт.
4. Разработка фирменного стиля и брендбука, т.е. визуального документа, который содержит в себе информацию от логотипа до всех использований вариаций цветов, шрифтов и др.
После того, как продукт выведен на рынок, можно приступать к его продвижению. Осуществить продвижение можно через точки контакта, которые являются проводником между брендом и потребителем.
Существует несколько точек контакта:
— продукция (название, упаковка, гарантия, дизайн, цены);
— сотрудники и обслуживание;
— офисы и магазины;
— сайт, блог, социальные сети, выдача в поисковиках;
— коммуникация в качестве рекламы и пиара.
Анализ точек контакта помогает определить пробелы и заполнить их.

Необходимость масштабирования продукта может возникнуть на двух этапах. Первый — на старте компании, когда происходит планирование перспектив и целей. В другом же случае при достижении «потолка».
Виды масштабирования:
1. Внутреннее масштабирование. Оно подразумевает расширение ассортимента, подключение дополнительных функций к действующему оборудованию, расширение каналов сбыта, внедрение новых технологий, совершенствование бизнес-модели, автоматизация процессов. Все это не требует колоссальных изменений.
2. Внешнее масштабирование подразумевает:
— открытие новых точек или филиалов;
— выход на новые рынки, новую целевую аудиторию;
— запуск продаж на маркетплейсах;
— старт экспорта;
— развитие засчет франчайзинга;
— продвижение через дистрибьюторскую сеть.
Каждый из каналов масштабирования считается эффективным и действенным. Для понимания наиболее подходящего именно вам, можно попробовать каждый вариант. Однако не стоит забывать про предварительные расчеты, и оценку плюсов и минусов.
Плюсы и минусы каждого канала внешнего масштабирования
Открытие филиалов:
+ деньги у головной компании;
+ внедрение новых технологий и продуктов;
+ полный контроль;
— человеческий фактор (проблема с кадрами).
Дистрибьюторская сеть:
+ наименьшие затраты на территории дистрибьютора;
— вместе с вашим товаром присутствует 3-4 конкурента на одной площадке, а дистрибьютор не заинтересован продавать именно вас.
Маркетплейсы:
+ имидж;
+ не нужен собственный склад;
+ можно быстро вывести товар на рынок;
— комиссия;
— штрафы;
— управление в руках частных собственников, условия могут поменяться в любой момент в одностороннем порядке.
Франчайзинг:
+ легко открыть;
+ инвестиционные затраты несет партнер;
+ быстрая популяризация бренда и покрытие географии присутствия
— заработок делится, прибыль становится меньше.
«Если у вас уникальная технология и товар, который легко скопировать, и вам надо быстро покрыть рынок, но у вас нет финансовых, кадровых или любых других ресурсов, то франчайзинг — самый выгодный вариант. Он позволяет за счет другого предпринимателя быстро покрыть определенную территорию», — добавила Евгения.
При этом франшиза также может быть каналом сбыта.
