Ростовчанин Олег Калиниченко со своими друзьями, уличными художниками, сегодня организовывают фестивали уличного искусства и творчества, развивают хутор Красильников в Ростовской области, при этом являясь успешными коммерческими авторами. Этих «работников баллончиков с краской» сегодня приглашают для оформления интерьеров создатели общественных пространств, владельцы ресторанов, фитнес-клубов и даже автомастерских с концепцией.
Между первым рисунком ростовских граффитчиков в общественном пространстве до огромной очереди заказчиков, которые выстроились в ряд за их услугами, прошло более двадцати пяти лет. О своих первых опытах рисования на улицах, в том числе коммерческих, о том, зачем бесплатно расписывать торцы многоэтажек и развивать донской хутор, «Деловой газете. Юг» рассказал Олег Калиниченко, более известный в Ростове-на-Дону под тегом «Том3».
Согласованное уличное искусство
По его собственному признанию, зарабатывать на создании муралов, больших красочных изображениях на торцах домов, Тому3 и его коллегам до недавнего времени не особо удавалось. Причина этого — до сих пор ростовчане просто не видели подобных работ своими глазами: полномасштабные муралы в городе никто не рисовал.
Но после того, как летом 2023 года провели фестиваль уличного искусства «ПроЛюбовь» и торцы десяти многоквартирных домов украсили визуальными историями-легендами, к их авторам сразу же поступило несколько заказов на подобные изображения.

Как признался сам Олег, проект был придуман давно, но долго ожидал согласования изображений для размещения на торцах от администрации Ленинского района. Власти города также помогли команде художников найти спонсоров для реализации такого масштабного проекта: кто-то содействовал в покупке билетов на перелеты из разных городов, кто-то — с организацией аренды жилья для творцов. С мира по нитке собрались ресурсы для проведения всероссийского фестиваля муралов — с участием художников из разных городов страны.
«Красильщики» возрождают хутор Красильников
Во время фестиваля «ПроЛюбовь» в хуторе Красильников Родионо-Несветаевского района высадился десант художников, которые раскрасили заброшенные дома красками из баллончиков. Выбор площадки для такой творческой активности был обусловлен тем, что в этом хуторе проживает друг и соратник Олега Калиниченко — Евгений Матвеев. Его отец, Владимир Петрович Матвеев, является автором и идейным вдохновителем проекта возрождения Красильникова.

«Красильников — это маленький и уютный хутор с невероятно красивой и живописной природой, настоящий музей под открытым небом, который притягивает и влюбляет в себя с первого взгляда, — рассказывает Владимир Петрович. — Мы создаем самую большую на Юге пермакультурную ферму и эко-арт-парк. Высаживаем тысячи различных деревьев и растений, организуем уникальные и неповторимые события».

«Мы все — патриоты своей малой родины, — отмечает Олег Калиниченко. — Это прослеживается в историях, которые мы рисовали на домах в Ростове в рамках фестиваля «ПроЛюбовь»: высадка НЛО на Зеленом, гастроли Федора Шаляпина в Ростове, самое крупное ограбление… В хуторе Красильников мы создаем локацию, подобную Николо-Ленивцу в Калужской области. Там уже появляются свои арт-объекты, по которым проводятся экскурсии. А 15 октября там был проведен красочный забег с красками по этим объектам. И сейчас Красильников будет развиваться в этом же художественном ключе».
«Птюч» с граффити и первый рисунок в подъезде
Всего этого, фестиваля муралов, фестиваля «Авиарежим» и красочного забега в Красильникове, а также много другого могло бы и не быть, если бы 25 лет назад тогда еще двенадцатилетний Олежка Калиниченко не открыл разворот журнала про музыкальную культуру «Птюч». Несколько страниц этого издания были посвящены уличной культуре: брейк-дансу, хип-хопу, рэпу и… граффити.
После знакомства с теорией уличного искусства Олег и «сотоварищи» решили перейти к практике — стали рисовать во время уроков на листиках, на партах. На переменах придумывали свои граффити-имена, делились опытом.

Том3 и его друзья не стали пионерами уличного искусства Ростова, но были одними из первых в своем деле. Они ходили по дворам и искали теги, которые до них уже нанесли другие представители граффити-культуры. Как оказалось, в начале 2000-х уличным искусством в донской столице уже занимались две-три граффити-команды.
Зарплата — глазированными сырками
Первым коммерческим заказом для Олега стало задание нарисовать на металлической двери склада молочной продукции, расположенного в районе стадиона «Труд», коровью голову. Заказчик купил баллончики с краской и выплатил начинающему художнику заплатили «гонорар» глазированными сырками.

О чем точно Том3 не стесняется говорить, так о том, что цена на искусство только растет. Поэтому всем начинающим граффитчикам художник советует работать больше и лучше.
«У них потрясающее время, чтобы показывать свои работы в интернете, в социальных сетях, — считает Олег Калиниченко. — Они могут это без проблем делать. Чтобы сегодня стать знаменитым, не нужно оканчивать художественную школу или получать «корочку» Союза художников. Современный художник сразу рисует под заказчика. «Староверы» (хорошее, доброе слово) привыкли сначала делать коллекцию, а уже потом ее продавать. Я же… Видимо, я лентяй!».