В ходе ведения внешнеэкономической деятельности предприниматель рано или поздно может столкнуться с таможенными спорами, при этом вопрос зачастую должен решиться как можно скорее. Начальник правового отдела Новороссийской таможни Татьяна Корякина во время бизнес-форума «Деловое собрание Юга» рассказала, как урегулировать спор с таможней без похода в суд и как подать в ведомство электронную жалобу.
Досудебное урегулирование
По словам Татьяны Корякиной, обжаловать решения в области таможенного дела можно во внесудебном порядке. При этом отсутствует необходимость оформления сложных процессуальных документов.
«Помимо письменной подачи жалобы, в последние годы существует механизмы электронного обжалования через личный кабинет», — отметила Корякина.
Начальник правового отдела Новороссийской таможни добавила, что установленный срок на рассмотрение таких жалоб — месяц, но предельный срок, в случае продления, составляет 2 месяца. Помимо этого, при подаче жалобы не нужно платить госпошлину, единственные возможные затраты — почтовые расходы, однако и они отпадают, если направлять такой документ через личный кабинет.
При этом существует несколько условий подачи жалобы:
- Жалобу нужно подать в течение трех месяцев с того момента, как ведущий ВЭД должен был узнать о нарушении своих прав;
- Жалобу можно подать либо письменно — через почтовое отделение, либо электронно — с электронной цифровой подписью через личный кабинет декларанта;
- Жалоба должна содержать сведения о заявителе, существо обжалуемого решения, а также основания, по которым права нарушили.
«Кроме того, в случае подачи жалобы в письменной форме, необходимо подтвердить право на обжалование решения, действия или бездействия в области таможенного дела», — добавила Татьяна Корякина.
Причины отказа
Как рассказала начальник правового отдела Новороссийской таможни, в некоторых случаях в рассмотрении жалобы могут отказать. Всего таких оснований семь. Так, жалобу отклонят, если:
- По данному предмету жалобы уже имеется решение, принятое этим же таможенным или вышестоящим таможенным органом;
- Сроки обжалования (3 месяца) не были соблюдены, при этом заявитель не обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обжалования, либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;
- Решение, действие или бездействие таможенного органа являются предметом рассмотрения суда;
- Жалобу подал тот, чьи права, свободы или законные интересы данным решением не затронуты;
- Предмета обжалования нет, т.е. факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия или бездействия не подтвердился;
- Заявитель не соблюдал требования к форме и содержанию жалобы;
- Заявитель не предоставил документы, подтверждающие полномочия.
«Хотелось бы обратить особое внимание на то, что 3 из них отпадают сами собой при подаче жалобы в электронном виде через электронный кабинет декларанта. При такой подаче существует форматно-логический контроль, который не позволяет в данном случае, если вы не заполнили какие-то графы, не подтвердили полномочия и так далее, в принципе эту жалобу подать», — сказала Татьяна Корякина.
Направить жалобу
Для того, чтобы направить электронную жалобу для внесудебного урегулирования спора с таможней, по словам эксперта, необходимо совершить 5 действий.
Шаг 1. Зайти в личный кабинет декларанта

Шаг 2. Вбить в поисковой строке «жалоба»

После того, как поисковая система нашла раздел «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов», необходимо кликнуть на него и выбрать «Начать работу».

Шаг 3. Выбрать «Подать жалобу» и сформировать жалобу

«В данном случае заполняются сведения о внешнеэкономической деятельности, ИНН, все соответствующие реквизиты. Затем оформляется предмет жалобы, где мы формируем сведения о предмете обжалования, в основании которого, как мы полагаем, нарушения», — сказала Татьяна Корякина.

Так, в графе «Общие сведения о заявителе» необходимо указать:
- Сведения о лице, которое подает жалобу;
- ОГРН, ИНН, КПП;
- Адрес регистрации;
- Должность и ФИО лица, которое подает жалобу;
- Нужно ли направить ответ по почте.
После этого следует перейти в раздел «Жалоба» и описать:
- Вторичная ли это жалоба;
- Перечень обжалуемых решений, действий или бездействий (указать таможенный орган и сам предмет обжалования);
- Добавить реквизиты обжалуемого решения, действия или бездействия;
- Указать реквизиты обжалуемой декларации на товары или иного документа, который выступает в качестве таможенной декларации;
- Обжалуемое действие или бездействие;
- В какой именно таможенный орган подается жалоба;
- Основания, по которым, предположительно, были нарушены права, а также указать дополнительную информацию.

Шаг 4. Приложить необходимые документы

Шаг 5. Сохранить и отправить жалобу


«Деловое собрание Юга» проходит в Арбау-Дюрсо. Мероприятие собрало более 200 предпринимателей, региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей и представителей бизнес-сообществ из Волгограда, Ростова-на-Дону, Астрахани, Краснодарского края и Крыма.