фото: marymarkevich / freepik.com

Личное и публичное: как бизнес-семьям разделять рабочие и родственные отношения

Рассказываем, как бизнес-семьям разделять личные и деловые взаимоотношения

Семейный бизнес часто сталкивается с уникальными вызовами, связанными с тем, как разграничить деловые и личные взаимоотношения. Когда речь идет о семейном бизнесе, границы между работой и семейной жизнью могут стать размытыми, что может послужить причиной возникновения проблем и конфликтов.

Лидер Южного дивизиона национальной федерации профессиональных менторов и коучей, а также основатель компании «Осознанный бизнес» Ирина Кирпичникова рассказала «Деловой Газете.Юг», как распределять обязанности в семейном бизнесе, нужно ли совместно посещать все обучающие мероприятия с коллегой-родственником и зачем нужно избегать оценивающих комментариев.

Определить роли

Первое, что советует сделать коуч, — определить роли в бизнесе и в обычной жизни. Так, определившись, что в рабочей сфере вы только начальник, а ваш родственник — сотрудник и не более, следует отделить привычные роли от публичных.

«Это помогает в управлении эмоциями, например, когда нужно обсудить какие-либо рабочие вопросы. Нужно осознавать, в какой роли вы сейчас находитесь. Бывает, что на работе поднимаются семейные истории, неразрешенные личные или бытовые вопросы, хотя они бизнеса не касаются. Такие моменты нужно осознать», — сказала Ирина Кирпичникова.

фото: jcomp / freepik.com

Для этого коуч советует задать себе следующие вопросы:

  1. В какой роли я сейчас нахожусь?
  2. В какой роли я обсуждаю тему и задаю вопросы?
  3. Реагирую ли я из роли жены или мужа, или из роли предпринимателя?

Узнать сценарии

Далее эксперт рекомендует членам семьи, ведущим совместный бизнес, обговорить возможные сценарии поведения в различных ситуациях. Это позволит избежать перетекания личных отношений в рабочую сферу.

«В партнерстве можно обговорить заранее возможные сценарии, конфликтные вопросы. Потому что если люди уже давно состоят в родственных связях, они должны примерно знать, какие могут возникать конфликты, зоны недопонимания, и сразу обсуждать, как в случае их возникновения действовать», — пояснила основатель компании «Осознанный бизнес».

Так, в случае заранее обговоренных сценариев предприниматели будут знать, как лучше следует поступить, не возвращаясь в привычные роли родственников. В противном случае как личные, так и деловые взаимоотношения могут усугубиться.

Распределить ответственность

Следующим шагом Ирина Кирпичникова советует распределить функции и зоны ответственности. Например, как в обычном бизнесе главный бухгалтер не вмешивается в деятельность руководителя, так и, к примеру, муж не должен вмешиваться в рабочую зону супруги.

Помимо рабочих обязанностей также следует распределить и семейные дела в зависимости от нагрузки. В случае, если один из партнеров больше вкладывается в рабочие моменты, то второй должен взять более значительную часть обязанностей на себя.

фото: автор не указан / freepik.com

При этом когда бизнес растет, то обязанности также должны распределяться равномерно, иначе одна из сторон начнет чувствовать неравенство.

«Партнерство всегда есть и в бизнесе, и в семейной сфере, это очень важно. Один отвечает за одно, другой за другое. Но часто бывает, когда люди начинают бизнес вместе, потом он растет, и уже начинается дублирование функций, из-за этого возникают конфликты», — подчеркнула эксперт.

Также Ирина Кирпичникова рекомендует определить, за кем в бизнесе будет финальное слово, чтобы впоследствии не возникло обид, ссор и недопонимания. В противном случае могут пострадать не только личные взаимоотношения, но и качество бизнеса.

«Должен быть кто-то один, кто принимает окончательное решение. Это важно определить вне зависимости от роли человека в семье. Можно это разделять по направлению деятельности, а можно обозначить генерального директора, за которым будет закреплено решающее право голоса. Принцип единоначалия должен прослеживаться здесь», — отметила коуч.

Найти точки контакта

Несмотря на то, что в бизнесе с родственниками часто приходится вводить много ограничений, основатель компании «Осознанный бизнес» советует не забывать про положительные, общие моменты. Для этого можно найти общие сближающие точки.

Например, можно проговорить и обозначить общие бизнес-цели, какие ценности вкладываются в компанию и какие положительные эмоции приносит предпринимательская деятельность.

«Опять же, если мы говорим о разделении, то здесь нужно посмотреть, что сближает. На уровне действий нужно разграничение, а на уровне общих целей и ценностей нужно объединение», — отметила эксперт.

Ирина Кирпичникова добавила, что общие положительные моменты будет легче найти именно в семейном бизнесе, поскольку члены семьи давно знакомы и хорошо осведомлены о характерах друг друга.

«В конфликтных ситуациях можно поговорить о том, что вот, у нас общая цель, давай найдем решение, ценности у нас совместные. Это объединяет и положительно влияет на разрешение ситуации», — подчеркнула коуч.

Обозначить общий выходной

Для того, чтобы рабочие отношения не стали личными, Ирина Кирпичникова советует определить совместный выходной, в который родственники не будут обсуждать бизнес-моменты. Это поможет уделить внимание межличностным взаимоотношениям, а также обеспечит отдых от рабочих трудных моментов.

фото: автор не указан / freepik.com

«Важно, чтобы дома был отдых. Можно выделить один день, когда не обсуждаются рабочие дела. Тут нужно отталкиваться от комфорта каждого. Например, отдыхать от рабочих аспектов раз в неделю или раз в месяц, первого числа месяца и др. Это тоже помогает разгрузиться», — отметила эксперт.

Развиваться вместе

По словам коуча, для благоприятной рабочей среды и совместного равномерного роста членам семьи, которые участвуют в общем бизнесе, нужно создать общее инфополе и совместно посещать различные тренинги и обучения.

«Важно будет создать общее инфополе: совместное посещение обучений, форумов и мероприятий. Бывает так, что это разделяется, и тогда кто-то один будет развиваться более активно. После обучающих мероприятий бывает сложно что-то объяснять, доказать, из-за чего может возникнуть конфликт», — отметила эксперт.

Избегать осуждения

В случае, если супруги работают в коллективе, коуч рекомендует относиться к любым действиям и решениям объективно и непредвзято. Также желательно максимально избегать ссор и выяснения отношений при других работниках, даже если они касаются моментов, связанных с бизнесом.

«Можно придерживаться собственных мнений и суждений, не делать выводы за другого человека, не оценивать других, супруга, например. Не стоит оценивать чужие действия. Это основное. Не нужно отпускать осуждающие фразы, и если это коллектив, то тем более не спорить, не конфликтовать в присутствии других работников», — заключила Ирина Кирпичникова.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях