фото: freepik.com

От микрозелени до пищевых цветов: как открыть сити-ферму в квартире

Рассказываем, как открыть сити-ферму и почему такой вид растениеводства становится все более перспективным

Сити-фермерство активно развивается последние годы, спрос на их продукцию постоянно растет. Сегодня в городах, используя гидропонику, выращивают микрозелень, клубнику и даже пищевые цветы. Начать свой бизнес в такой сфере можно с инвестициями от 200 тыс. рублей.

Что необходимо знать для запуска собственной сити-фермы, какое оборудование для этого нужно и как быстро можно окупить вложения, «Деловой газете.Юг» рассказали краснодарские сити-фермеры и эксперты в этой области.

С чего начать и где искать информацию

Жительница Краснодара Мария Кириленко занимается выращиванием микрозелени. Площадь ее сити-фермы составляет порядка 20 кв. метров.

Как отмечает предприниматель, начинать бизнес в данной сфере стоит с подробного изучения ниши. Первым делом для грамотного старта она рекомендует подсчитать объем средств, которые бизнесмен готов вложить в дело. Далее стоит понять, какое необходимо помещение, потребуются ли вам сотрудники.

Перед запуском бизнеса Мария Кириленко также настоятельно рекомендует понять, какие будут точки сбыта.

«Плюс сити-ферм в том, что можно попробовать начать выращивать дома и понять, интересно ли это вам. Потому что есть люди, которые начинают заниматься этим, потом понимают, что это не их направление. Выращивание — это труд, особенно на первых порах», — сказала Мария Кириленко.


фото предоставила Мария Кириленко


Как поделилась краснодарский сити-фермер Ольга Пищальникова, свой бизнес она также начинала с выращивания микрозелени. Для продвижения девушка предлагала товар знакомым и соседям в домовом чате. Кроме того, она наладила сбыт микрозелени ресторанам.

Перед покупкой оборудования начинающим сити-фермерам она советует изучить информации о данном направлении растениеводства. «Я находила информацию, где только возможно, из книг, из интернета. Собирала ее по крупицам того, что мне нужно было. Потом я заинтересовалась гидропоникой, начала уже изучать информацию о гидропонике», — поделилась Ольга Пищальникова.

По словам девушки, знания, полученные о гидропонике, не сразу получилось применить на практике. Так, первая партия листьев салата у нее не удалась. «Я стала искать другие семена и способы выращивания. Это не такой легкий и быстрый процесс», — отметила сити-фермер.

Фото предоставила Ольга Пищальникова

Цена вопроса

Как отмечают сити-фермеры, объем инвестиций в старт бизнеса варьируется от того, что планируется выращивать. Если выбор пал на микрозелень, то объем вложений оценивают в 200-300 тыс. рублей. На эти средства получится приобрести семена, оборудование, пройти сертификацию, создать бренд, настроить логистику и даже заказать рекламу. Иными словами, на эти деньги получится с нуля запустить бизнес со всеми процессами.

По подсчетам Марии Кириленко, при условии интенсивной работы, выращивании микро-зелени может начать приносить доходы уже через год.

Размер прибыли, отметила сити-фермер, зависит от объемов. Она добавила, что выращивание микрозелени — выгодный бизнес, поскольку производство круглогодичное, сезонность отсутствует и зарабатывать можно все 12 месяцев. Еще одной выгодной стороной сити-фермерства Мария Кириленко называет высокую маржинальность товаров.

«Контролируемые условия, меньше потерь, меньше брака и быстрее цикл производства, благодаря этому у вас все растет, и вы не платите за поля, которые стоят больших денег. Например, маржинальность продукта у микрозелени может быть больше 150%», — объяснила сити-фермер.

фото: freepik.com

Начать с микрозелени

Сити-фермеры обычно выращивают микрозелень, пищевые цветы, грибы и клубника. Мария Кириленко советует начать с микрозелени, поскольку она относительно недорогая и простая для выращивания.

«Все зависит от того, сколько денег вы можете вложить. Если есть возможность открыть сразу крупную ферму, можно выращивать сразу все и разных видов, и дальше есть возможность экспериментировать. Если бюджет средний или малый, то можно начать с микрозелени и с беби-листа», — посоветовала фермер.

При выборе растений также стоит учитывать территориальные особенности. Жители Краснодарского края, считает Мария Кириленко, любитель экзотики. Поскольку свежими овощами и зеленью жителей Кубани не удивишь, все хотят попробовать что-то новое.

«В северных регионах в целом спрос на микрозелень чуть больше, там, в принципе, можно больше экспериментировать, но и больше давать упор на простые и понятные виды, вроде петрушки, кинзы, укропа, — сказала девушка. — На Кубани все-таки любят экзотичные виды, а простыми никого не удивишь».

Сити-фермер Ольга Пищальникова рекомендует высаживать разные семена и наблюдать, какие прорастут лучше. По ее опыту, в среднем на выращивание салата на продажу уходит месяц.

Сама она советует начинающим фермерам обратить внимание на листья салата и базилик. При этом, отмечает девушка, первый опыт не обязательно будет сразу удачным, но негативный результат, по ее мнению, не повод сдаваться.

«Можно месяц ждать, холить, лелеять, а потом в конце пробуешь салат, а он горький и приходится его выбрасывать. Путем пробы и ошибок в течение года я пыталась вывести формулу, которая мне нужна. И только сейчас у меня получается выращивать салат», — поделилась девушка.

фото: freepik.com

Одно из удобств сити-фермерства в том, что подходящего поставщика семян можно без затруднения найти через интернет или на маркетплейсе. В то же время, обратила внимание Мария Кириленко, что для сити-фермерства подходят не все семена.

«Если вы занимаетесь сити-фермерством, то вам важно не брать семена промышленных аграриев, то есть те, которые производят на полях, потому что там семена обработанные, так как они рассчитаны на то, что растения дорастут до взрослого вида. А все, что выращивается в рамках сити-фермерства в помещениях, там другие требования и нужны семена, которые не обработаны», — предупредила фермер.

Помимо выращивания микрозелени Ольга Пищальникова также занимается производством пищевых цветов. Сначала она изучала информации о таком виде растениеводства, процессе посева. Летом сити-фермер посадила семена, а в начале осени уже собирала первый урожай цветов и предлагала их на продажу ресторанам, т.е. процесс занял три месяца.

Как поделилась сити-фермер, в начале своего пути она столкнулась с тем, что в Краснодаре предлагают только один вид цветов — виолу, хотя ассортимент в этой сфере доходит до 40 разных видов.

«И самое обидное, когда я вырастила пеларгонию, бегонию, бархатцы, то такие цветы, которые тоже съедобные, и когда я начинала предлагать, рестораторы делали огромные глаза. Такие цветы, помимо того, что просто их можно кушать, они еще приносят пользу. Я бы хотела этот спектр расширить, предложить более интересные варианты, помимо виол, и познакомить рестораторов с разнообразием», — рассказала Ольга Пищальникова.


Фото предоставила Ольга Пищальникова


Сейчас она также занимается выращиванием таких сортов как бораго и васильки.
При выборе между гидропоникой и почвой стоит помнить, что первая среда позволяет выращивать растения без использования средств защит, что уменьшает вероятность появление паразитов и другой живности.

Именно благодаря отсутствию каких-либо препаратов в гидропонике, цветы, выращенные в условиях сити-фермерства, можно употреблять в пищу.

«Когда в земле выращивается цветок, все-таки там какая-то живность может завестись. Когда выращивается на гидропонике, на растворе, вероятность меньше. То есть нужно опять же соблюдать влажность и воздухооборот и мы тогда минимизируем появление всякой живности на цветах. Это вот категорически должно отсутствовать для того, чтобы цветок действительно был съедобным», — объяснила Ольга Пищальникова.

Помимо этого, благодаря гидропонике улучшается внешний вид цветов, они выглядят красивее и ярче, чем выращенные в горшках.

фото: freepik.com


Спрос и каналы сбыта

Особенность сити-фермерства в том, отмечают эксперты, что объем и скорость реализация будет зависеть только от ваших усилий. На начальном этапе рекомендуют много общаться с людьми и продвигать продукт, настраивать рекламу и искать варианты сбыта. Однако преимущество этого вида фермерства в том, что срок роста продуктов не такой большой, как у полевых растений. Например, вырастить микрозелень можно всего за 7 дней.

«Когда уже более-менее все налажено, реализовывать товар можно очень быстро и огромными объемами», — поделилась Мария Кириленко.

Она отметила, что самый высокий спрос на такую продукцию наблюдается в зимний период. «За последние годы микрозелень становится более популярной. То есть даже в сетевых магазинах можно увидеть такую продукцию, выращенную в условиях помещений. И люди понимают, что цена не завышена, и сам товар вкусный, и даже иногда вкуснее, чем то, что выращено на полях», — рассказывает Мария Кириленко.

Основными каналами сбыта товаров сити-фермеры считаются рынки и ярмарки, а также интернет и соцсети. Для продвижения Мария Кириленко советует вкладывать деньги в рекламу, но, что более важно, обратить внимание на «сарафанное радио», которое поможет наладить продажи.
Как считает фермер, даже реклама не так эффективна, как информация, которую вы напрямую доносите людям о своем товаре. Поэтому важно знать преимущества и особенности своей продукции, чтобы умело его презентовать.

Фото: freepik.com

Сертификация

Для успешной реализации товара требуется сертификация. Для начала необходимо получить декларацию о соответствии пищевой продукции. Для этого продукты отправляются в лабораторию на оценку качества, по их итогам фермер получает протокол испытаний, если все соответствует требованиям, то товар можно зарегистрировать. Как уточнила Мария Кириленко, получение сертификата обойдется в 35 тыс. рублей.

Поскольку сити-фермерство относительно новое направление бизнеса, законов и норм, регулирующих его, нет. Из-за отсутствия четкого законодательства вытекает и отсутствие прямой господдержки, направленной на сити-фермерство. Тем не менее, есть большое количество программ и площадок для предпринимателей, например, сити-фермеры могут получить поддержку для сельхозпроизводителей.

«Говоря о господдержке, мы же имеем ввиду не только финансовую, но и образовательную. Это различные курсы, это консультации, это помощь, например, с местом для работы в коворкинге», — посоветовала Мария Кириленко.

Анастасия Матевосова