фото: freepik.com

Дробление по-семейному: за что родственников-бизнесменов могут привлечь к ответственности

За что семейные компании могут привлечь к ответственности и почему, в авторской колонке рассказала генеральный директор ООО «Консалтинг ЮК» Юлия Кручанова

Дружный налаженный семейный бизнес — чудесная картинка, где все счастливы и занимаются своими небольшими направлениями, которые в итоге образуют большой бизнес. Но чаще всего при налоговом мониторинге такие компании действительно квалифицируют как аффилированные лица, и в большинстве случаев виноваты в этом сами собственники.

Еще раз напомню, что в российском законодательстве пока нет понятия «семейное предпринимательство»: были подготовлены законопроекты, но пока ни один нормативный правовой акт не принят.

Представим ситуацию, что в компании, которую собственники квалифицируют для себя семейной, в учредителях которой все взаимозависимые лица, разработан, подготовлен к реализации, произведен совершенно новый продукт или услуга. И вот один из учредителей — один из родственников — решает выделить это направление в отдельный бизнес, который — а это важно — преследует свою самостоятельную деловую цель. Вот это как раз случай, когда деление на две организации или ИП совершенно законно.

фото предоставила Юлия Кручанова

Самостоятельный бизнес должен иметь характеристики, которые не позволят контролирующим органам квалифицировать вашу деятельность как незаконное дробление. К таким признакам относятся, прежде всего, независимые центры принятия решений, отдельные, самостоятельные производственные мощности, разные ОКВЭД, разные и независимые источники ресурсов, банковские счета, разные поставщики и покупатели, разные сайты.

Но чаще всего семейные предприниматели, увы, пренебрегают характеристиками самостоятельного бизнеса и открывают «новое» юридическое лицо или ИП, на которое переводят часть выручки, а сами, к примеру, автоматически сохраняют право на упрощенку и патент.

У наших предпринимателей очень силен архетип поведения «а сосед так же делает — и ничего». Я всегда на консультациях, на своих выступлениях призываю срочно избавиться от этого мнения и осознать, что налоговый орган сегодня — это самый оцифрованный орган власти, где программные продукты ведут максимальный сбор информации и сопоставляют данные. Весь прошлый год медиапространства публиковали громкие новости о российских блогерах, и у многих было недоумение: откуда такие космические суммы, это ж какой доход!

Друзья, за незаконное дробление (а именно эту статью вменяют всем блогерам, которые считали, что платят налоги правильно) налоговые органы пересчитывают налоги за последние три года и обязывают доплатить разницу, а также применяют штрафные санкции в размере 40% от суммы недоимки. При этом наказание могут применить не только к собственнику, но и к руководителям — директору, главному бухгалтеру — и другим участникам бизнеса.

Если вашу компанию не сопровождают опытные налоговые консультанты, то советую собственникам семейных компаний и их бухгалтерам внимательно изучить в открытом доступе Письмо ФНС России от 11 августа 2017 года № СА-4-7/15895@, где выделены признаки фиктивного, незаконного дробления бизнеса.

Выделю самые распространенные:

  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • при расширении в целом всей хозяйственной деятельности налоговые обязательства уменьшились либо остались без изменений;
  • несение расходов участниками схемы друг за друга;
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей исходя из применяемой ими системы налогообложения.