Столица Кубани, где доля женщин-предпринимателей достигает 45%, возглавила список. В число лидеров также вошли Уфа (43%), Волгоград, Ростов-на-Дону и Новосибирск (по 42%).
В целом, как отмечается в исследовании, количество женщин в бизнесе в России за последние три года увеличилось с 32 до 41%. Обороты компаний, во главе которых стоят женщины, за последний год выросли на 17%, а обороты на маркетплейсах — на 61%.
Медианный возраст женщин-предпринимательниц — 37 лет.
За последние три года доля владелиц интернет-магазинов и женщин-продавцов на маркетплейсах превысила долю мужчин. Так, 52% женщин (против 48% мужчин) развивают собственный интернет-магазин, 54% женщин (против 46% мужчин) торгуют на маркетплейсах.
Самый популярный онлайн-сервис среди женщин в бизнесе — Wildberries, доля предпринимательниц там составляет 58%. На втором месте по популярности Ozon, однако количество мужчин и женщин там практически одинаковое (51% и 49% соответственно).
Что касается других маркетплейсов, согласно статистике, на Яндекс Маркете доля продавцов-мужчин составляет 60%, женщин — 40%, на AliExpress ведут бизнес 70% мужчин и 30% женщин, а в Мегамаркете — 71% мужчин и 29% женщин, говорится в исследовании.
Женщины чаще всего запускают свое дело в сфере продуктовых магазинов, кафе и ресторанов, салонов красоты и магазинов одежды. Мужчины предпочитают открывать заведения общественного питания, магазины для дома и ремонта, продуктовые магазинов и магазины автозапчастей.
По данным Тинькофф бизнес, в онлайн отрасли предпринимательницы также работают в сфере образования и туризма, а также продают одежду и товары для дома.

Как отмечается в исследовании по женскому предпринимательству Минэкономразвития России, женщины более оптимистичны, чаще проходят обучения, при этом не строят долгосрочных планов.
«Женщины показывают высокий уровень адаптации, менее склонны к риску и строят бизнес на более прочном фундаменте. Женщины реже берут кредиты, а если и берут, то быстрее их погашают: в прошлом году только 38% получателей заемных средств — женщины. Та же тенденция наблюдается и в льготном кредитовании. Женщины чаще участвуют в образовательных проектах, у них большая склонность к кооперации и объединению за рамками собственного дела в женских сообществах, клубах», — сказала заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Согласно исследованию, оптимистично настроены на развитие бизнеса 51% женщин, среди мужчин-предпринимателей оптимистов всего 46%. При этом, предпринимательницы не склонны к долгосрочному планированию, только 43% из них строят планы больше, чем на 6 месяцев, тогда как 54% мужчин любят планировать развитие своего бизнеса на длительные сроки.
Женщины-предприниматели чаще проходят различные обучающие программы — только 29% из них уверены в своих знаниях.
Женщины в бизнесе, отмечают эксперты, в большинстве случаев используют демократический стиль управления, они также склонны к более тщательному анализу при принятии решений и отличаются умением выполнять несколько задач одновременно.
Также исследование показало, что для 70% женщин-предпринимательниц главное в жизни — семья, так же считают только 58% мужчин.
Статистика показала, что за 2023 год женщины запускали свой бизнес почти на 30% чаще, чем в 2022 году. По данным исследования Минэкономразвития, самые популярны сферы деятельности по России среди это образование и здравоохранение (по 65%), розничная и интернет-торговля (55% и 53%), гостиницы и общепит (51%).
Анастасия Матевосова