Фото: предоставлено Екатериной Сидоровой.

Comedy-актриса из Ростова-на-Дону рассказала, как заработать на стендапе

Юмор помогает справиться с болью, считает преподаватель комедийных курсов

Десять лет назад жанр StandUp-комедии начал набирать популярность в России, на данный момент он уже вышел на пик. Отчасти это связано с легкостью выступления в жанре: достаточно одного комика, микрофона и сцены.

Comedy-актриса, психолог и преподаватель комедийных курсов Екатерина Сидорова рассказала «Деловой газете. Юг», благодаря чему жанр остается популярным, всем ли комикам нужно становиться медийными и как можно монетизировать хорошее чувство юмора.

Ростов-на-Дону, как и другие российские города, подхватил волну популярности стендапа, люди здесь любят хороший и острый юмор. В донской столице есть как минимум три точки, в которых активно выступают комики — «Stand Up бар», «FlashBar» и «Галактика».

Фото: предоставлено Екатериной Сидоровой.

ЛЮДЯМ НУЖНА ИСКРЕННОСТЬ

— Почему стендап востребован?

— Мне кажется, у людей есть потребность в искренности. Стендап — это когда люди рассказывают о себе, своих переживаниях и тяжелых и смешных ситуациях. Пока люди нуждаются в общении, стендап будет. Неважно, что происходит в политике, в религии, в мире, будь то всемирное похолодание – стендап не исчезнет. Чем тяжелее снаружи, тем теплее и веселее нужно сделать внутри.

У меня есть идея, что каждый человек хоть раз должен выйти со стендапом или со сторителлингом, потому что это сильно влияет на когнитивные способности. Стендап учит замечать и фиксировать что-то новое, формулировать мысли смешно.

— Много ли в Ростове-на-Дону комиков?

— В Ростове-на-Дону классные и профессиональные комики. Они выступают как на Юге, так и по России. Например, наша команда «Флэш-Рояль» стала победителем сезона КВН-2023. Я уверена, что ниша стендапа продолжит свое развитие.

ТОЧКА ВХОДА В СТЕНДАП НЕДОРОГАЯ

— Нужно ли начинающему стендап-комику становиться медийным для монетизации своего юмора? Есть ли возможность зарабатывать сразу в регионах?

— Прелесть стендапа в том, что у него недорогая точка входа. Любой человек независимо от возраста может стать комиком. Будущему стендаперу не обязательно проходить курсы или иметь огромный талант. Нужно лишь выбрать один из трех путей. Первый связан с наращиванием медийности. Понятно, что выступать нужно в городе-миллионнике, так как важно, чтобы тебя заметили.

Многие специально приезжают из области в Ростов-на-Дону. Комик должен на регулярной основе шутить в разных заведениях. Если его продукт нравится разной аудитории, то стендапер выступает больше. Так появляется заработок. Также комик может стать медийным, если его заметят на фестивалях. Например, на «Открытом микрофоне» или «VK».

Фото: предоставлено Екатериной Сидоровой.

Второй путь — это выкладывать видео на YouTube и других площадках. Конечно, для начала нужно отработать материал: рассказать его друзьям, потом в баре, а позже выкладывать в интернет. Монетизация в данном случае идет за счет просмотров и рекламы.

Я же предпочитаю идти по третьему пути — совмещение основной работы и стендапа. Для него нужно иметь конкурентное преимущество в виде своей деятельности или знания в какой-то области. Основные деньги человек получает с помощью своих клиентов, дополнительным заработком становятся стендап-выступления.

НЕСМЕШНЫЕ ШУТКИ НЕ ВСЕГДА ПЛОХИЕ

— Что делать, если публика не смеется?

— Нужно иметь с собой подготовленный запас шуток. Условно, если публика не реагирует, то стоит открыть другую «папку» в своей голове или перелистнуть страницу в дневнике стендапера. В этой книжке обычно есть набор уникальных «рецептов» шуток, проверенных на разных людях.

Комик, как по мне, должен уважать предпочтения аудитории, но и ей, в свою очередь, необходимо понимать, что артисту нужна отдача. Я вам даю хорошую шутку, вы мне — смех. Важно помнить, что те шутки, которые не понравились один раз, не обязательно плохие. Это зависит от человека и его настроения в определенный день.

— Есть ли в юморе «табу» или темы, которых лучше не касаться на сцене?

— В Административном кодексе РФ есть три статьи, которые запрещают юмористам употреблять нецензурную лексику, оскорблять чувства верующих и шутить на тему СВО. Шутки на эти темы нарушают закон. Есть еще гибкие внутренние «табу» — моральные нормы, которые меняются со временем. Вряд ли в настоящее время публика оценит юмор из сериала «Друзья».

Психологические табу запрещают комику шутить над личностью. В этом случае смеются над поведением, а не задевают человека. Выбор тем — это вопрос этики. Кроме того, показатель профессионального стендапера — отсутствие шуток о том, что невозможно поменять: пол, особенности физиологии человека, внешность. Личные ограничения — рамки комика. Я, например, не шучу над клиентами или над чьим-либо положением, в котором не была.

КАК ЗАРАБОТАТЬ КОМИКУ

— Вам удается монетизировать свои выступления как комика?

— В основном, я зарабатываю как психолог, но люди приходят на лекции и разные мероприятия, которые я организую. Они знают, что там точно будет весело, это привлекает. Да, я предпочитаю третий путь монетизации (смешение основной работы и стендапа), хотя и понимаю, сколько стоят 10 минут комика. Стендапер продает свое время и продукт. Когда я еду в другой город, то часто могу выступить в баре и заработать на этом.

— Стендапу можно научиться или нужно иметь врожденное чувство юмора?

— Этому однозначно можно и нужно учиться. Хорошее чувство юмора никому не повредит. Например, на курсах по юмору я встречаюсь со своими учениками, мы делаем задания, упражнения, а в конце выходим в бар и выступаем. Это может быть как чистый стендап, так и сторителлинг, музыкальная постановка или импровизация. После курсов кто-то остается в комедии, кто-то выбирает другие творческие жанры или вновь уходит в обычную жизнь. Я всегда говорю ученикам — идите и шутите, не бойтесь, пробуйте создавать шутки. Единственное, следует избегать сарказма, потому что это разъединяющий тип юмора.

— В чем вы видите связь между своей профессией психолога и стендапом?

— Юмор помогает справиться с внутренними проблемами. Шутить про свою боль — это нормальный психологический элемент. Юмор становится способом справиться с переживаниями и травмами. На курсах с учениками мы обычно выбираем эмоционально цепляющую тему, чаще всего она связана с болью человека. Уже к концу занятий человек «отпускает» боль.

Сейчас, когда в мире что-то происходит, сначала появляются мемы. Они помогают справиться с новыми реалиями. Важно уметь работать с разными эмоциями через слово и юмор. Не стоит фокусироваться только на негативе, ведь можно создавать что-то хорошее, даже если это будет состоять из чего-то плохого.

Кристина Бочарова

Новости