Порой отсутствие в магазине подходящего элемента одежды может привести к делу всей жизни. Так случилось и с жителем Краснодара Станиславом Глазачевым: не отыскав нужный по качеству ремень в массмаркете, он решил изготовить его самостоятельно, не имея при этом никаких навыков.
«Я искал действительно качественные изделия, но найти не смог. Все было усеяно дешевыми китайскими ремнями, а самому мне удалось сделать качественное изделие достаточно быстро, недорого, и как это оказалось, легко. Получился настоящий ремень, который действительно мне подошел», — вспоминает Станислав.
Так, с 2015 года предприниматель, будучи работником компании по продаже строительных материалов, начал отшивать кошельки, ремни, кейсы для документов, косметички, портмоне… В этот момент Станислав понял, что ниша хендмейда еще недостаточно развита, и на ней можно хорошо зарабатывать.
Создатель бренда GREY GOOSE WINGS рассказал, как он перешел от создания портмоне к пошиву фартуков, почему для поиска первых клиентов ему пришлось идти на цветочный рынок и не жалеет ли он, что из совета директоров крупной фирмы ушел в малый бизнес.
— Почему вы решили производить именно фартуки? Это далеко не первое направление, которое может прийти на ум.
— Я для себя понял одно: пока я шью руками — я зарабатываю. Как только прекращаю шить — я не зарабатываю. И поэтому я посмотрел по сторонам и задумался, как можно уже не шить самому, но оставаться в этом ремесле. Тогда я понял, что нужно нанимать сотрудников, и ушел от хендмейда в сферу производства униформы. Выбор пал на фартуки.
Я заметил, что фартуки — недооцененная ниша, которая только начинала развиваться 9 лет назад. Тогда в России было очень мало компаний, которые их отшивали. При этом фартуки были самые обычные, из ткани. Я бы сказал… они были не совсем модные, буду выражаться так.
Одновременно с этим я обратил внимание, что рынок запросил стильные фартуки с кожаными лямками, с вышивкой логотипов. Прикольные и модные. Поэтому мы начали работать в этой сфере.
— Получается, раз была такая потребность от рынка, вы быстро нашли первых клиентов, и заказы сразу начали сыпаться?
— Нет, конечно, не сразу. Я услышал добрый совет одного человека, который предложил проанализировать, кому нужны фартуки. Мне в голову сразу пришли рестораны и специализированные магазины, но найти партнеров в этой нише достаточно сложно. Тогда человек подсказал пойти на большой краснодарский цветочный рынок и поговорить с флористами.
И я пошел просто пешком, ногами по этому рынку, обошел все точки, и буквально за неделю собрал уже тучу заказов, которые нужно было экстренно выполнить. Те первые клиенты, которых я нашел, просто пройдя ногами, до сих пор сотрудничают с нами. Они все еще находятся на рынке, на тех же торговых точках.
Соответственно, начали мы работать с флористами, они и были нашей аудиторией первые два года.
Причем мы были одними из первых в России, кто начал отшивать флористические фартуки из водонепроницаемой ткани. Работа флориста ведь подразумевает, что фартук должен выполнять как защитную функцию, так и декоративную. Фартуки быстро пачкаются, рвутся из-за шипов роз, промокают. А все девочки-флористы хотят быть красивыми, да и вообще флористы — эстеты. Спецодежда быстро выходила из строя, поэтому мы начали делать водонепроницаемые фартуки из специальной ткани. Причем с яркими подкладами, с красивыми вышивками и кожаными ремнями.
Мы сейчас отшиваем фартуки флористам не только в России, но также и в странах СНГ: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Скоро должен прийти заказ из Израиля.
— А до какой самой дальней точки доезжали ваши фартуки?
— Самая дальняя точка — это Сейшельские острова, туда мы отправляли фартуки для барменов. К нам обратились напрямую краснодарские отельеры, заказали и самостоятельно увезли их на Сейшелы. Недавно списывались с ними, и они сказали, что скоро закажут еще.
— Для каких специалистов, помимо флористов, вы шьете?
— Для всех, кто связан с HoReCa. Это отели, рестораны, бары, кофейни, кафе, а также сфера профессиональных магазинов — мясных, рыбных, овощных, сырных… Большие же магазины обычно берут простые фартуки массового производства.
Еще одна сфера — это бьюти-индустрия. Все, что связано с красотой: парикмахеры, колористы. Для них мы тоже отшиваем.
Среди необычного мы отшивали фартуки для мастерской по ремонту и чистке обуви. Там был их логотип, кожаные вставки. Из известного — для «Абрау-Дюрсо» в фирменный магазин, также отшивали кители для их барменов. Сотрудничаем с сетью ресторанов «Любо», с «Фанагорией», недавно для ресторана «Голый повар» делали ремни с кожаными сумками.
Сотрудничали с рестораном «Черное Море» (by Mriya Resort), с курортом «Манжерок» на Алтае — отшивали им фартуки.
— А лекала для фартуков вы изначально сами разрабатывали? Дизайн тоже?
— Это хороший вопрос. Казалось бы, да, что там — фартук? Но на самом деле лекала и линии фартука имеют огромное значение. Это как те же самые рубашки. Есть приталенные рубашки, есть рубашки прямого кроя, и все они сидят по-разному. То же самое и с фартуками.
Первое, что мы сделали — нашли готовый фартук и сняли с него лекала. Просто разложили и обвели. Наша швея, которая тогда работала на дому, все сделала, но в дальнейшем мы поняли, что фартук сидит немножечко не так, как хотелось бы. На мужчинах — хорошо, на девушках — так себе.
В итоге мы сделали градацию лекал по размерам, сделали их приталенными, изменили линии. Уже 5 лет прошло, и мы меняли линии, фасоны… В итоге продукт стал более интересным, непохожим на массмаркет.
А вот кармашки… у меня инженерное образование, я взял линейку, карандаш, тетрадь в клеточку и просто рисовал. Нарисую вот так — не понравится, по-другому — уже лучше. Отдаю швее, а она говорит, что с этим будет сложно работать. Потом она объясняла, как можно реализовать, чтобы было не только красиво, но и удобно в производстве, ведь мы должны потом повторять изделие из раза в раз. Я к ней прислушивался, и мы меняли дизайн.
На самом деле, карманы в фартуках я подсматриваю. Не то, чтобы у конкурентов — я смотрю на различных западных производителей. Я не изобретаю велосипед, и это не зазорно, потому что человек уже учел все ошибки, и это можно повторить. А в России мало кто такое делает.
— То есть, получается, вы дизайну учились уже в ходе развития бизнеса?
— Да, конечно. Мы по ходу дела уже рисовали дизайн кармашков.
А иногда бывает и так, что сами клиенты присылают фартук, нарисованный на бумажке карандашом, и мы с этим работаем. И все, клиент счастлив. Потом я понимаю, что эти карманы были классными, и они приживаются.
— Сейчас вы сами рисуете дизайн, если приходят не со своими брендами?
— Да, чаще всего так и случается. Не все приходят с готовой идеей, и мы начинаем предлагать: какие кармашки, какой цвет… К нам обращался ресторан «Бородашвили», мы пошили им обычные фартуки, им понравилось. Потом они решили открывать новый ресторан, и захотели что-то необычное.
Так как это грузинский ресторан, мы сделали фартук со стилизацией. На нагрудной части грузинского костюма есть газыри, как для патронов. Сейчас этот элемент традиционно остался. И мы карманы сделали с такими элементами, тогда из-за униформы сразу было понятно, что это грузинский ресторан. Клиенту это очень понравилось.
— Вы упомянули, что у вас инженерное образование. До того, как пришли в эту сферу деятельности, чем вы занимались?
— До этой сферы я работал в найме, начиная от должности менеджера по продажам и заканчивая должностью директора по оптовым продажам, входил в совет директоров крупной компании на Урале. В основном я занимался строительно-отделочными материалами. То есть со сферой шитья я никак не был связан. Уход в эту сферу был для всех сюрпризом. Все думали, что я открою строительную фирму, но нет, у меня швейное производство. Кому не скажешь — удивляются.
— Но вы не жалеете, что ушли в эту сферу?
— Конечно, я не жалею. Не жалею, что я ушел в эту сферу, не жалею в принципе, что ушел из найма. Один из моих работодателей всегда говорил, что нужно быть созидателем и создавать что-то свое. И пока мы создаем, я чувствую, что нахожусь на своем месте.
Будущее России и мира за производством, наша страна тоже к этому клонит. Я считаю, что мы пока микропредприятие, малый бизнес, но все равно даем некую стабильность обществу. Стабильность 10 наемным сотрудникам, которые работают у нас уже не первый год.
— А что вам необходимо было для запуска бизнеса? Оборудование, материалы…
— Оборудование, которое мы используем, это швейные машинки, оверлок, раскройные столы, раскройные ножи. Ими работать легче, чем ножницами. Также у нас имеется оборудование для раскройки кожи, нож-стропорез, пресс, который нам вырезает определенные формы.
По поводу сырья, главное — это ткань нескольких видов. Это оксфорд — водонепроницаемая ткань, традиционная ткань джинса, канвас, смесовые ткани — хлопок плюс полиэстер. Это профессиональные ткани, которые мы покупаем у самых разных поставщиков. Но когда мы были маленькими, то покупали в обычных магазинах. Обрезками, метражом 35 метров, 2 метра, кусками. Нужна зеленая ткань? Мы едем, 3 метра покупаем, шьем фартуки. Но как только обороты начали расти, мы перешли на оптовые закупки. Привозим ткани рулонами, они лежат в запасе, и мы за счет этого в том числе не повышали цены два года подряд.
Еще один материал — кожа. Мы покупаем натуральную у ребят из Оренбурга, они завозят ее напрямую из Италии. Учитываем, чтобы она не пачкала униформу сотрудников, это важно. Но сейчас еще начали сотрудничать с Краснодарским производителем натуральной кожи из станицы Кущевская — они сами производят кожу.
Что касается металлической фурнитуры — мы ее сейчас закупаем напрямую в Китае. Нам удалось найти там партнеров, они русскоязычные. Мы им отправляем фотографии, какие нам нужны карабины, кольца, рамки-регуляторы, пряжки, а также измеряем вес необходимого изделия, и они их находят. Обратно присылают также все параметры, и мы заказываем.
— Обычно все стараются придать названию бренда особое значение. Почему вы выбрали именно такое?
— Я охотник, и когда я выбирал название, то вспомнил охотничью мечту — добыть серого гуся. У рыбака бывает, например, мечта поймать большую щуку или сома, для меня же целью был серый гусь.
В момент, когда я начинал заниматься кожаными изделиями, я жил еще в Оренбурге, который славится охотой на эту птицу. Поэтому и такое название.
— В итоге вы, наверное, поймали мечту в том, что открыли свое дело, причем в неожиданной сфере?
— Серый гусь — одна из самых осторожных птиц с огромными крыльями, которые несут нас дальше, поэтому да. Осталось только получить свидетельство о торговой марке, этот процесс уже в работе.
— Какие у вас планы на дальнейшее развитие бренда?
— Выпуск всего спектра униформы для бизнеса, исключая спецодежду. Это, соответственно, фартуки, кители, поварские брюки, футболки. Причем хочется до этого дойти полноценно, структурно, и выпускать эти позиции собственным трудом. Потому что некоторые вещи мы можем позволять себе перекупать, например, футболки, поло. Мы покупаем готовые, делаем на них логотипы, и предоставляем нашим клиентам. Сейчас это дешевле для нас. В дальнейшем мы планируем, конечно же, сами отшивать. Сейчас уже начали, отшили первые образцы кителей, рубашек, брюк, и сделали фотосессию.
Скоро у нас будет и новый сайт. Надеемся, что к 1 мая мы уже технически его запустим.
Дарья Коробская
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции