фото: Midjourney 5.2 / freepik.com

Как устроен предметный дизайн: основные принципы и подходы

Эксперт в сфере дизайна рассказал о том, как заработать на предметном дизайне

Почему предметный дизайн — самый прибыльный вид дизайна, как эксперту в этой сфере приумножить доход за счет сотрудничества с фабриками и сможет ли искусственный интеллект заменить художника, рассказал предметный дизайнер, участник Международной выставки мебели UMIDS в Краснодаре Александр Коваль.

Что такое предметный дизайн

Предметный дизайнер занимается созданием предметов всевозможного назначения — от товаров для быта до объектов в шоу-индустрии и промышленности. Такой дизайнер разрабатывает концепцию изделия, продумывает его облик и функциональность.

Александр Коваль уже больше 20 лет занимается предметным дизайном, на его счету более 2 тыс. спроектированных элементов мебели. Он создает стулья, кресла, диваны, столы, комоды, тумбы, консоли, однажды проектировал пылесос.

По мнению Александра Коваля, в мебельный дизайн идут те, кто хочет «обессмертить» свое имя. Во многих сферах тренды меняются из года в год, и разработанные концепции теряют свою актуальность через пару лет, но в предметном дизайне, как отмечает спикер, картина несколько другая.

«Корпус автомобиля на рынке визуально живет максимум 2 года. Потом он требует того, чтобы на рынок вышел новый корпус. В автомобильной промышленности ты должен проектировать что-то на будущее. Ты должен смотреть завтрашний день, изучать вот эти все тренды и как бы приносить уже в конструкторское бюро то, что будет актуально через минимум полгода, может быть год. Я не такой. Я рисую мебель, которая, как мне кажется, наделена такими универсальными линиями, которые позволяют говорить, что этот предмет вне времени», — поделился Александр Коваль.

фото: Анастасия Матавосова

Что прибыльнее: предметный или интерьерный дизайн

Преимущество предметного дизайна как минимум в том, что эта ниша еще не так широко распространена среди российских специалистов. Рынок наполнен архитекторами и дизайнерами интерьера, считает Александр Коваль, а вот «предметников» крайне мало, что делают эту сферу неконкурентной и дает возможность развиваться в комфортных условиях.

Говоря о долговечности предметного дизайна, Александр Коваль привел в пример кресло известного дизайнера, которое сохраняет свою популярность уже 96 лет.

«Если оно продавалось на данный момент 96 лет, я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы через 3 года мировая промышленность и рынок потребления от него отказались», — добавил дизайнер.

Он также отметил, что предметный дизайн может стать источником пассивного дохода. Так, однажды разработав универсальное и практичное изделие, дизайнер может долгие годы получать прибыль за его тиражирование. Для этого нужно сотрудничать с мебельными производствами, отметил эксперт.

Так, дизайнер может подписать договор о работе с мебельным производством, на условиях того, что фабрика единоразово выплачивает создателю изделия гонорар и затем продает его. Однако, как считает Александр Коваль, выгоднее будет получать проценты с каждого проданного товара, это принесет большую прибыль дизайнеру.

От идеи до предмета

Для того чтобы создавать успешные проекты, считает дизайнер, нужно следовать определенному порядку:

1. Генерация идеи

2. Создание эскиза

3. Моделирование

4. Визуализация

5. Проект технической декларации (ПТД), конструирование и прототипирование

Преимущество такого подхода в том, что первые четыре этапа не требуют от дизайнера никаких финансовых затрат, сказал Александр Коваль.

Готовые изделия он советует не стесняться отправлять на дизайнерские конкурсы. Участие в конкурсах, считает дизайнер, станет инвестицией в развитие собственного бренда и продвижение. Суммы за участие бывают большие, но если объект выигрывает в конкурсе, многие крупные фабрики обращают внимание на автора и приглашают для совместной работы, сказал Александр Коваль.

В этом случае, отметил эксперт, дизайнер сможет выполнять только четыре основных пункта из процесса создания предметов, а конструирование возьмет на себя производство.

Как отмечает Александр Коваль, сегодня некоторые его коллеги паникуют, когда видят, как технологии искусственного интеллекта все больше внедряют в разные сферы. По его мнению, переживать по этому поводу не стоит, поскольку нейросеть может быть хорошим инструментом.

При этом он считает, что в предметном дизайне, товары, созданные руками человека, все равно выглядят лучше, чем разработанные нейросетью.

«Я пробовал через нейросеть смоделировать стул, стол, кресло. Ну не знаю, может быть, я не углублялся, но пока это все выглядит не очень. Пока это какая-то фантазийная история. Пока человек, как мне кажется,  на порядок круче», — поделился опытом Александр Коваль.

В заключение он добавил, что в России предметный дизайн еще развит не сильно, и для конкурентоспособности у нас на рынке должны появляться специалисты, которые позволят России развивать это направление.

Анастасия Матевосова

Новости