Рынок труда все чаще ориентируется на соискателей, но даже с высокой заработной платой и интересными бонусами сотрудники не желают идти на предлагаемую должность. О том, какие тренды найма сотрудников сложились на рынке труда, а также как привлечь и удержать работников, «Деловой газете. Юг» рассказала управляющая кадрового консалтинга LifeJob Юлия Пономарева.
«Процент безработицы в России в феврале 2024 года составила 2,8%. Это нонсенс. И легче не будет. Многие компании уже поняли, что без внутреннего обучения и «понижения планки» в этой игре не победить», — сказала эксперт.
Тенденции рынка
По словам Юлии Пономаревой, одним из трендов кадрового рынка сейчас является найм сотрудников без опыта работы или с нерелевантным опытом. Компании набирают таких работников, самостоятельно их обучают и получают необходимых специалистов.
«Не зацикливайтесь на опыте работы. Все новые сотрудники были успешны, но в другой компании. Их успех в Вашей компании зависит только от того, как качественно Вы их введете в должность, обучите и адаптируете», — отметила эксперт.
Для того, чтобы нанять перспективного сотрудника, управляющая кадрового консалтинга LifeJob рекомендует анализировать по интервью, способен ли кандидат выдавать нужный результат, а также обратить внимание на то, подходит ли кандидат на должность по личностным качествам. Если кандидат подходит по всем минимальным требованиям, можно составлять план адаптации и приступать к обучению сотрудника.
«В том числе это может сыграть вам на руку и в работе с руководителями. Мы ощущаем, что отсутствует культура управления. Приходят руководители, у которых в резюме огромный багаж достижений, а на деле не дают никакого результата. Поэтому взращивайте своих профессионалов, которые будут понимать вашу нишу на сто процентов и соответствовать всем вашим требованиям», — добавила Пономарева.
Еще один тренд, по словам эксперта, — переманивание сотрудников. Эта тенденция сложилась из-за того, что предложений по поиску сотрудников крайней много, а новых резюме — нет.
Для качественного хантинга Юлия Пономарева советует применять три правила:
- Работодатель должен подстраиваться под кандидата, а не кандидат под работодателя;
- Быстрая реакция — главный залог успешного хантинга;
- Готовьтесь к затяжным переговорам.
«Проверьте, в рынке ли заработная плата. В наших компаниях в 2023 году индексация заработных плат была три раза. Делайте мониторинг рынка заработных плат хотя бы раз в квартал. Сейчас нужно работать на удержание сотрудников», — подчеркнула управляющая кадрового консалтинга LifeJob.
Привлечь сотрудников
Для привлечения сотрудников Юлия Пономарева рекомендует начать с простых публикаций вакансий на специализированных сайтах. При этом важно, чтобы вакансии были продающими. Чтобы написать продающую вакансию, можно задаться несколькими вопросами:
- Почему кандидат из сотни предложений должен выбрать Вас? Продумайте, в какую компанию вы бы хотели пойти работать сами, и сверьте, отвечает ли ваша компания этим требованиям. Если да — следует выписать их в преимущества;
- Много ли лет компания на рынке? Это может стать преимуществом для тех сотрудников, кто ценит стабильность и статусность компании;
- Реализует ли компания амбициозные проекты? Ответ на данный вопрос позволит понять, актуальна ли вакансия для молодых специалистов, которые ценят нест ценят нестандартный подход к делу и интересные задачи.
«Главная особенность работы с молодым персоналом – это легкое общение. Найдите с соискателем, что вас объединяет. И будьте с кандидатом постоянно на связи, доводите его от звонка до собеседования, от собеседования до выхода на работу», — отметила управляющая кадрового консалтинга LifeJob.
Эксперт добавила, что самыми эффективными способами привлечения сотрудников все еще остаются холодный поиск, поиск по рекомендациям и хантинг.
Удержать специалистов
Для удержания сотрудников Юлия Пономарева рекомендует:
1. Мониторить уровень заработной платы. «Никто не будет работать за идею, у всех есть свои потребности, которые зарплата должна хотя бы перекрывать», — сказала эксперт.
2) Аудит, или оценка рабочего места по каждому аспекту. «Мы общаемся с сотрудниками, оцениваем их результативность, видят ли они свои достижения, какие неоптимальности видят в компании, как видят свое развитие в компании и так далее. Таким образом мы понимаем, насколько сотрудник лоялен и как мы ему можем помочь достичь результата», — пояснила управляющая кадрового консалтинга LifeJob.
Помимо этого, предприниматели могут предложить сотрудникам ДМС, соцпакет, занятия в спортзале или организованный досуг. Некоторым сотрудникам также может понравиться организованное компанией питание, четкая стратегия карьерного роста или гибридный формат работы.
«Интересно, что после пандемии все больше и больше кандидатов стремятся перейти на удаленку или гибридный формат работы. Не избегайте такого формата работы. Главное тут разработать систему контроля», — сказала Юлия Пономарева.
При этом главными факторами остаются адекватное руководство и хороший оклад, отметила эксперт.
«Один из вопросов на интервью с кандидатом: что для Вас важнее всего при выборе работы? Многие говорят об адекватном руководителе. <…> Однако, повторюсь, без оклада или с окладом 20 тыс. рублей никто не будет работать в 2024 году. Хотите крутого специалиста? Тогда вообще придется отталкиваться от его ожиданий», — подчеркнула она.
Сотрудники по хантингу
Если у компании достаточно ресурсов, то Юлия Пономарева рекомендует взять на работу сотрудника, ответственного за найм.
«Я не говорю, что это будет HR, HRD, который ответственен за стратегическое планирование и управление персоналом, или HR бизнес-партнер, как сейчас модно. Если у Вас небольшая компания, возьмите личного помощника и отдайте ему найм на 50% времени и на 50% выполнение ваших личных поручений», — сказала эксперт.
Управляющая кадрового консалтинга LifeJob добавила, что с ростом нагрузки можно нанять рекрутера — сотрудника, который занимается только наймом, потом — HR, который возьмет на себя стратегическую работу с персоналом. В итоге можно нанять адаптолога — сотрудника, который отвечает за адаптацию персонала.
«Отталкивайтесь от того, какую проблему хотите решить, взяв нового сотрудника. Пока у Вас не будет отлажена работа с персоналом, роста прибыли компании можно тоже не ожидать», — заключила Юлия Пономарева.