Фото взято из Википедии / общественное достояние

История праздника 1 Мая и особенности его проведения на Кубани 

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КубГУ Сергей Шаповалов рассказал, как на Кубани праздновали 1 Мая

Парады, демонстрации, митинги и карнавалы — все эти мероприятия долгое время сопровождали праздник 1 Мая на Кубани. Как развивались традиции Дня рабочих от дореволюционного времени до современной России, как век назад готовили мероприятия в станицах и зачем на 1 Мая по городам проезжали грузовики, «Деловой газете. Юг» рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КубГУ Сергей Шаповалов. 

Дореволюционный период 

— Если говорить о российской истории праздника, то считается, что впервые у нас праздник отметили в 1890 году на территории Западного края, который входил в состав Российской империи. В некоторых промышленных городах западных областей, в частности, в Варшаве, состоялись демонстрации, как раз приуроченные к 1 Мая. Тогда рабочие требовали уменьшения рабочего дня и расширения своих прав. Постепенно эти мероприятия стали охватывать и другие города.  

Поэтому уже, например, в 1898 году, количество празднований увеличивается. Они охватывают не только западный край, но уже непосредственно центральную Россию. То есть в Москве, Санкт-Петербурге того периода, Харькове, Донецке и других городах проводятся первомайские демонстрации.   

Конечно, нужно помнить, что Россия не являлась в тот период инициатором зарождения этого праздника. Он появился в США в память о событиях в городе Чикаго в 1886 году, когда в столкновении с полицией погибло несколько рабочих. Затем было расследование этого эпизода, и по итогам 8 “анархистов”, как когда писали, то есть боровшихся за права рабочих, приговорили к смертной казни. Троим потом заменили эту смертную казнь на длительные сроки заключения, а вот пятерых казни. В память об этом событии в 1889 году учредили День солидарности трудящихся всего мира. Соответственно, рабочие стали воспринимать этот день как день памяти этих событий в Чикаго и как свой праздник, когда они могут попытаться реализовать свои права, расширить эти права.  

Поскольку Российская империя это заимствовала, то у нас первоначально подобный праздник был на окраине. В дореволюционный период он был запрещен, поэтому официально не существовало ни программ, ни какого-то единого плана празднования, то есть только между собой представители разных политических сил, допустим, те же эсеры, эсдеки, большевики, меньшевики договорились о том, что 1 мая в конкретном городе они проведут демонстрацию или митинг, или еще какое-то на то время нелегальное мероприятие. Таким образом все большее количество городов, прежде всего промышленных, где была концентрация больших рабочих, присоединялись к празднованию 1 Мая. Соответственно, до революции 1917 года все это носило разрозненный характер.  

Что касается Кубани, то у нас впервые празднование Дня интернационала, как он будет официально называться, произошло в 1902 году. В это время состоялась маевка, которая была разогнана полицией. В окрестностях Екатеринодара собирались рабочие, читали запрещенную литературу, обсуждали ее, и даже приняли решение о борьбе против самодержавия. Собственно говоря, эти политические заявления и разговоры стали причиной обесценивания подобных мероприятий.  

Хотя существовала и другая традиция, которая тоже выпадала на 1 мая и никак не была связана с рабочим движением. Это, по сути, празднование весны, когда обычные горожане, в том же Краснодаре, просто выезжали на природу, и как сейчас уже в современной России с семьей устраивали пикники, игры на открытом воздухе. Школьники часто посещали эти мероприятия вместе с учителями. Это, в принципе, одна традиция.  

Другая, опять же, была связана с рабочими, которые старались найти уединенные места для того, чтобы обменяться программами, партийными заявлениями, лозунгами, скоординировать свои действия и так далее. Естественно, с 1902 года на Кубани с Екатеринодара начались эти маевки. Они в основном охватывали крупные промышленные города — на тот период это была Кубанская область и Черноморская губерния. Соответственно, до 1970 года говорить о каком-то принципиальном различии между российской и кубанской традицией не приходится.  

Послереволюционное время 

Уже после революции 1917 года действительно можно проследить изменения, поскольку в 1917 году впервые в нашей стране официально было разрешено отпраздновать День рабочих. Тогда он назывался так, и этот день впервые признали выходным. Официально были разрешены демонстрации, митинги. Сначала на российском уровне стали создавать специальные комиссии, как правило, с конца марта или начала апреля. Они полностью готовили программу праздника. Определяли временный период, начало, какие будут действия, из которых будет состоять праздник, его продолжительность, планировали, как будет проходить демонстрация, военный парад, какие инсценировки можно показать, кого привлечь, какова будет примерно численность зрителей. Все такие детали стали очень бурно обсуждаться.  

У нас на территории Кубани в 1917 году впервые тоже отметили праздник, уже официальный, добровольческой армии. И поэтому, конечно, здесь были проведены целевые мероприятия, состоялась демонстрация и небольшой военный парад. Но таких широких народных гуляний, как это, например, было в Петрограде, в Москве, у нас не было. Во-первых, и средства отсутствовали, во-вторых, военная опасность. И все это привело к тому, что праздник был половинчатый. А вот уже после окончания гражданской войны, после 1920 года, у нас полноценно ежегодно стали праздновать День рабочих.  

Какие были принципиальные отличия? Прежде всего, в Краснодаре того периода и в других городах Кубанской области, в отличие от Москвы и Петрограда, не было такого количества людей, связанных с искусством. Из-за это привлечь большое количество опытных театралов к постановкам, к инсценировкам на открытом воздухе возможности не было. Поэтому у нас это проходило гораздо скромнее. И многие задумки интересные, которые реализовывались в Москве, например инсценировки революционных событий, захвата Зимнего дворца, штурмы и многое другое у нас продемонстрировать не могли. 

Второй момент, на который тоже можно обратить внимание, это наша местная специфика, связанная с тем, что у нас довольно рано, уже в 1921-1922 годах, включались в программу празднования, например, скачки и джигитовка. Конечно, это касалось не только Краснодара, но и всех остальных городов и поселений, где скачки традиционно были одним из важнейших элементов практически любого праздника. Постепенно эти мероприятия стали уже традиционными для праздника.  

Также очень важный момент был связан с тем, что у нас большое внимание уделяли детям. С 1921 года их не просто привлекали, чтобы они участвовали в демонстрации вместе со своей школой или детскими организациями, но и отдельно придумывали для них программу. Хотели, чтобы 1 Мая также был интересным для них праздником. Тогда дети участвовали и в демонстрациях, и в митингах, и разыгрывали сценки, бесплатно получали билеты на представления. В 1922 году в план было включено и катание детей на пароходе по Кубани.  

Если говорить еще о местных особенностях, то это продолжительность гуляний. Так, в Краснодаре какие-то мероприятия начинались уже с 30 апреля. Это могли быть торжественные заседания, куда приглашались представители рабочего класса, партийные и профсоюзные деятели, часто приглашались и представительницы женских организаций. Таким образом, 1 мая разгружали для праздничных мероприятий: митингов и народных гуляний. Как правило, всегда во второй части дня, в 16-17 часов, начинались театральные представления, работали клубы. Соответственно, уже с 1924 года на Кубани пытались сделать так, чтобы 1 мая отмечали не один день, а два. Для этого выделяли еще один день и делали его выходным. Хоть это и не было закреплено в календаре, но все отмечали, да и 2 мая тогда было насыщенным.  

Были примеры, когда в станицах уже в середине 20-х годов, 1 Мая отмечали 3 дня. То есть 30 апреля, 1 и 2 мая. Три дня делали выходными днями за счет других праздников, прежде всего, церковных. Программу мероприятий старались максимально насыщать событиями: проводились футбольные матчи, скачки, театральные постановки, выступления артистов. Такая программа вызывала у населения интерес к празднику, поэтому, если посмотреть отчеты таких периодов, то можно увидеть, что в некоторые станицы съезжалось несколько десятков тысяч людей из соседних хуторов или населенных пунктов.  

Интересной формой празднования 20-х годов также стали карнавалы. С 1927 года их включали в состав первомайского праздника, в Краснодаре точно. Что такое карнавалы? Карнавалы – это определенная колонна, как правило, в которой были грузовики, украшенные определенным образом, прежде всего красным цветом. На этих грузовиках могли разыгрывать живые сценки из истории рабочего движения, или из истории уже советского государства. Они двигались по заранее проложенным маршрутам, и их достаточно хорошо встречали прохожие. Правда, это новшество у нас появилось на тот момент, когда в Москве и Ленинграде его уже достаточно давно проводили.  

В остальном, в принципе, программы были схожи. Тем более, уже к середине 20-х годов создавались единые комиссии, которые из Москвы рассылали циркуляры га продолжительный период. Согласно этим циркулярам все и организовывали. Создавались окружные, городские, районные и партийные комиссии, которые на основании планов готовили мероприятия. Предлагали, что можно реализовать. Но всегда проводились общегородские демонстрации и митинги.  

Послевоенный период 

Что касается послевоенного периода, то ушли военные парады. До военного периода, как правило, 1 Мая еще сопровождалась так называемой красной присягой. Тогда военнослужащие, уже поступившие на службу, отдавали присягу в торжественной обстановке. В послевоенный период военные парады остались только на 7 ноября, а также на День Победы. Поэтому 1 мая стало только гражданским праздником.  

В последующий период, когда праздник уже стал неотъемлемой частью жизни и календаря, появилась избирательность. Попасть на Первомайскую демонстрацию, а именно марш в колоннах, стало привилегией. К демонстрациям стали привлекать ударников, выдающихся рабочих, инженеров, научных деятелей. Особенно активно это началось как раз в послевоенный период. Раньше все хотели только заполнить улицы и площади народом, а теперь мероприятия стали более избирательными. Далеко не все стали попадать на демонстрации, потому что и численность рабочих изменилась. 

Тогда же развитие получило и телевидение, и праздник стал еще и транслироваться. Поэтому те, кто не попал в число избранных и не мог пройти с транспарантами, могли это все посмотреть по телевизору. Кроме того, у нас 2 мая сделали выходным днем, поэтому какая-то часть не участвовавших в официальной церемонии стали в этот день возвращать маевки. То есть выезжать на природу, на дачу или к друзьям. Эта форма частного празднования стала превалирующей.  

В таком ключе 1 Мая проводили вплоть до распада Советского Союза в 1991 году.  

Настоящее время 

Что касается настоящего времени, то получается, что праздник в календарь внесен, он является по-прежнему государственным, но его не празднуют с таким размахом, как раньше. 

Сейчас все еще есть профсоюзные организации, которые организовывают мероприятия, но такого размаха, как в советское время, нет. Потому что ранее все кинотеатры, все клубы, все, что только можно, было забито народом. Опять же, каждый раз старались чем-то удивить. Новое карнавальное шествие, инсценировки, живые газеты. Сейчас мы этого не видим.  

Есть план, есть улицы и площади, где разрешено провести демонстрацию. И, по сути, из года в год это воспроизводится. Но основная масса населения, как правило, в этих действиях не участвует. По телевидению кроме репортажей мероприятия уже не транслируется. Поэтому, в принципе, интерес к подобному угасает. Соответственно, часто воспринимают 1 Мая не как праздник трудящегося населения, а просто как выходные дни, как возможность провести время на природе, съездить в туристическую поездку или просто отдохнуть.  

Новости