фото: freepik.com

Повысить привлекательность: как обстоит ситуация в санаторно-курортной сфере Кубани

Работа на грани рентабельности, неэффективность сотрудников и отсутствие реноваций замедляют развитие санаторно-курортной сферы Краснодарского края, однако регион имеет большой потенциал для расширения данного направления

О том, работают ли санатории в убыток, с какими основными проблемами сталкивается санаторно-курортная сфера и как можно рекламировать ее без затрат для бюджета в ходе конференции «Драйверы развития медицины и туризма Юга России», организованной «ЮгTimes», рассказал сооснователь Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

Статистика

По словам эксперта, в 2023 году санатории Краснодарского края оказали услуги на 60 млрд рублей, что на 17% больше показателей 2022 года. При этом прибыль составила 16 млрд рублей, что, по мнению Богданова, является неплохим показателем в условиях минимального уровня наценки. В то же время он отметил, что санатории часто работают почти в убыток.

«По целому ряду услуг и в межсезонье наши санатории работают на грани рентабельности, иногда даже в убыток. Стараются минимизировать потери, но тем не менее несут операционные убытки. И, как правило, примерно полгода наши санатории в операционном убытке», — отметил сооснователь Ассоциации отельеров АМОС.

Он уточнил, что средняя продолжительность отдыха в отелях в 2023 году составляла около 2-3 ночей, в санаториях — 11 ночей. Однако было бы полезным увеличить длительность путевок в такие лечебницы до 21 дня.

«Мы ратуем за возвращение длинных путевок на 18-21 день, потому что это позволяет добиться качественно иного результата с точки зрения поддержки здоровья наших отдыхающих, которые приезжают именно в санатории Краснодарского края, юга России», — подчеркнул Дмитрий Богданов.

Сооснователь Ассоциации отельеров АМОС также отметил, что региону нужен закон о медицинском туризме. По его словам, это позволит создать предпосылки для устойчивого стратегического развития отрасли, где будут связаны и санатории, и медицинские учреждения региона.

«Люди едут из других регионов, других стран, активно пользуются услугами. Для отрасли нужно создавать правовые условия в том числе. Закон о медицинском туризме в масштабах всей страны — это тоже очень важная вещь, которую точно стоит взять на заметку», — сказал эксперт.
При этом нужно учитывать ряд трудностей, с которыми сталкивается сфера медицинского туризма, отметил Дмитрий Богданов.

фото: freepik.com

Кадровый вопрос

Главным вызовом для отрасли, по словам эксперта, является кадровый вопрос. Согласно наблюдениям Богданова, спрос на отдых в санаториях и на ведение здорового образа жизни возрастает, однако туристической отрасли, несмотря на спрос, не хватает рабочих рук.

«Ничего лучше, чем ежегодное санаторно-курортное лечение, пока в мире не придумано. Есть масса исследований в институте курортологии, реабилитации. В советские времена были зарубежные исследования о том, что ежегодная поездка в санаторий позволяет увеличить продолжительность жизни на 8-15 лет. <…> Общемировая тенденция, обратите внимание, это тенденция — это рост спроса на здоровье. Он выражается по-разному. Кто-то делает 10 тысяч шагов каждый день. Кто-то начинает заниматься йогой. Кто-то следит за весом», — отметил сооснователь АМОС.

Однако, добавил эксперт, в санаториях, которые становятся сейчас все более востребованными, уже сейчас катастрофически не хватает врачей, медсестер.

Помимо найма сотрудников, по словам Дмитрия Богданова, отрасль сталкивается с вопросом переобучения сотрудников, руководителей, владельцев и топ-менеджеров, поскольку в санаториях есть колоссальный резерв для роста по эффективности.

«Сейчас предприятия санаторно-курортного комплекса, гостиничная индустрия, начинают потихонечку заходить в национальный проект по повышению производительности труда. Это нужно всячески приветствовать, но пока из нескольких тысяч предприятий Краснодарского края участвует очень небольшое количество [прим. ред.: санаториев]. Здесь нам нужно вместе подумать и с профильным министерством, и с депутатским корпусом, и с администрацией Краснодарского края о том, как сделать так, чтобы после этого высокого сезона больше предприятий занялись этим вопросом», — отметил эксперт.

фото: freepik.com

Реновации

Следующим важным моментом, по словам Дмитрия Богданова, является реновация. Эксперт подчеркнул, что за последние 30 лет многие здравницы Юга не задавались этим вопросом, в связи с чем получали меньшую прибыль, чем могли бы.

«Занимались они в лучшем случае ремонтом. Но сейчас, при нынешней ставке, нам нужно находить форматы для того, чтобы здравницы могли получать [прим. ред.: финансирование] максимум под 6%-7% годовых, в идеале — под 3%-4% годовых. Если мы найдем формат финансирования из фондов развития экономики Краснодарского края, то, условно говоря, каждый рубль, который будет направлен в помощь предприятиям санитарно-курортной сферы, в этом же году может поступить в бюджеты всех уровней в виде налогов. Это очень выгодное дело, но здесь нужен анализ, точный расчет и популяризация. Конечно, с жестким контролем за расходованием бюджетных средств», — сказал сооснователь АМОС.

Развитие на международном рынке

По словам Дмитрия Богданова, санаторно-курортной отрасли сейчас не хватает маркетинговой поддержки со стороны профильного министерства для взаимодействия с другими регионами и странами.
«Когда мы проводили в последний раз презентацию возможностей санаторно-курортного комплекса Краснодарского края в Израиле, а там <…> бюджет поддерживает и дает возможность гражданам получать деньги на санаторно-курортное лечение в других странах, то [прим. ред.: выяснили, что] они сейчас все прибывают для этого в Болгарию, в страны Прибалтики. Мы точно можем побороться за этот рынок. Нужно просто активнее там работать в плане маркетинга», — пояснил он.

Совместная работа с минздравом

Для популяризации санитарно-курортного лечения среди сограждан, по мнению Дмитрия Богданова, туристической отрасли необходимо взаимодействовать с Минздравом и Минэкономразвития РФ. Он добавил, что для популяризации санаториев не хватает личных примеров представителей интеллектуальной элиты региона, т.е. тех, кто задает тренды и влияет на мнение определенных аудиторий.

«Очень мало я слышал, чтобы врачи в публичном пространстве рекомендовали поездку в хорошие санатории. И некоторые вещи можно делать, не затрачивая ни рубля из средств предприятий. Важно научиться это использовать, применять и правильно делать в режиме повседневной практики», — заключил Дмитрий Богданов.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях