Существа из фольклора, сказочные животные и загадочные пираты уже два года являются для Марины Заам из Таганрога источником дохода. Замысловатые рисунки по мифическим мотивам, что рождаются в ее голове, девушка переносить на авторские открытки, которые востребованы у коллекционеров и фанатов посткроссинга.
Началось все в 2016 году, когда Марина Заам ушла в отпуск по уходу за вторым ребенком. До этого она работала в сфере менеджмента. Но, как признается предпринимательница, эта деятельность не приносила ей удовлетворения.
Поэтому, находясь в декрете, девушка решила реализовать свою детскую мечту и стать художницей.
«В детстве, как и многие дети, я любила рисовать. Как любому ребенку, родившемуся в 80-90-х годах, мне нравились книги с картинками, и я мечтала рисовать такие книги. Не знаю, как другие, но я всегда знала, что стану художником», — вспоминает Марина.

Предпринимательница, а тогда — мама в декрете, — начала практиковаться в рисовании. Из материалов она использовала лишь акварель, кисти и бумагу, однако работы уходили «в стол», а мотивация моментами угасала. Но, девушка все же не бросала практику и спустя время начала замечать, что работы получаются все лучше и лучше. Тогда Марина приобрела сканер и компьютер для обработки изображений.
«Обучившись работе с ПО, я начала продавать арты на стоках. Это были акварельные работы. Лет 8-10 назад стоковые сайты приносили хороший доход, но все меняется. Работа со стоками имеет свои нюансы. Затем я перешла на фриланс, начала получать свои первые заказы», — делится она.
Начало деятельности, признается Марина, не было гладким: она начала сталкиваться с различными страхами и психологическими барьерами, с которыми ей приходилось справляться для дальнейшего роста. Впоследствии девушка научилась улавливать настроение рынка более четко, и узнала, что большим спросом пользуются диджитал-иллюстрации, т.е. рисунки, изначально выполненные на компьютере.

«Путь осилит идущий. В художественной сфере мне всегда нравилось развиваться, поэтому выбор не мог быть другим. И я начала изучать программы для рисования растровой и векторной графики. На этом этапе мне уже понадобился обычный графический планшет и монитор с хорошей цветопередачей. Сейчас я работаю на «экранике» — графическом планшете с экраном, и мне обязательно нужен компьютер и принтер», — отмечает Марина.
Идея развивать магазин именно с открытками и другими товарами, где напечатаны иллюстрации Марины, появилась еще в момент тренировки навыков рисования. И вот, набравшись достаточно опыта и выбрав нишу и концепцию, предпринимательница начала печать открыток, при этом будучи в третьем декретном отпуске.
Для развития своего дела художнице понадобилось около 150 тыс. рублей. В эту стоимость вошло оборудование, заказ печати и реклама. Но самый важный ресурс для такого бизнеса — много времени, труда и обучения, говорит Марина.
«На первых покупателей я вышла, когда начала продавать свои арты в магазины почтовых открыток, которые специализируются на посткроссерах. Тогда пришла моя первая аудитория, связанная с открытками, — рассказывает художница. — Сейчас я развиваю свой маленький магазинчик, реализую свой товар через соцсети и маркетплейсы».

Целевая аудитория творчества Марины — женщины 30-45 лет, увлекающиеся психологией, мифологией и историей. Среди клиентов также встречаются коллекционеры открыток и любительницы книг различных жанров. При этом идеи для открыток часто зависят от аудитории: по словам предпринимательницы, именно покупатели вдохновляют на новые творения. «У меня самая начитанная и дорогая мне аудитория!», — добавляет художница.
Свое дело, признается Марина, она очень любит. «Мне приносит это огромное удовлетворение, и я чувствую, что я на своем месте. Как бы трудно ни было, я никогда не прекращу рисовать, потому что по-другому не умею — подмечает предпринимательница. — Мне кажется, только такая одержимость, любовь и страсть к своему делу дают свои результаты».
Однако, по мнению девушки, не каждый сможет стать предпринимателем. Для этого нужно обладать определенными чертами характера: быть авантюристом, обладать дисциплиной и быстро принимать решения.
«Если говорить о бизнесе как о понятной механике, то здесь все так, как и в других направлениях. Найти нишу, где будет спрос на твой продукт, вложить средства, время, идеи, развить свой бренд и найти свою аудиторию. Но особенности такого бизнеса — находить баланс и вырасти до момента, когда можно делегировать, не совмещая работу на фрилансе и на себя», — отмечает предпринимательница.

В своем деле, подчеркивает Марина, нужно отключаться от романического настроя творца, и включать аналитическую часть. Но несмотря на то, что развиваться тяжело, тяжело вырабатывать в себе предпринимательское видение, видеть перспективы или наоборот вовремя отказаться от идеи, девушка видит много положительного в бизнесе.
«Самое радостное — это увидеть результат своих трудов, держать открытки в руках или видеть, как люди отзываются о них, что они нужны им», — поделилась девушка.
В планах художницы — добавить в ассортимент магазина не только коллекционные открытки, но и стикеры, календари, маккарты и товары для художников. Марина также планирует разить свой бренд и по возможности сотрудничать с другими художниками, открывать новые имена.
«Возможно, даже вырасти в издательство, — делится она планами. — Вообще художественная сфера достаточна обширна, и, на самом деле, я только в начале пути развития своего бизнеса. Магазин открыток — это только часть того, что я хотела бы создавать в будущем».

Дарья Коробская, Екатерина Мухамедова
Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.
Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции