фото: freepik.com

Установить рамки: в России готовят законы о регулировании маркетплейсов

Обороты маркетплейсов в России растут уверенными темпами, как и число предпринимателей, реализующих товары на таких площадках. По мнению экспертов, масштаб отрасли не просто большой, он продолжает стремительно расти.

Маркетплейсы становятся все более значимым каналом продаж товаров разных категорий.
Так, за последние пять лет, по данным Минпромторга РФ, оборот таких площадок увеличился в 5 раз.

По итогам 2023 года совокупный объем трат населения на маркетплейсах вырос почти в 1,5 раза, а число транзакций – в 1,6 раза, это свидетельствует о том, что интерес потребителей к онлайн-покупкам только укрепляется, отмечается в исследовании Tinkoff eCommerce.

Несмотря на активное развитие этого направления торговли, в России до сих пор отсутствует правовое регулирование деятельности маркетплейсов, устанавливающее права и обязанности собственников площадок, работающих на платформе продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов.

В то же время количество жалоб и исков в отношении маркетплейсов ежегодно увеличивается. К работе площадок есть вопросы как со стороны потребителей, так и продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Запрос на качество и споры из-за комиссий

Как показывает исследование компании ЦСП «Платформа», результаты которого приводит ТАСС, в целом по России около 75% россиян получали на маркетплейсах некачественный или подмененный товар, а примерно пятая часть потребителей заявила, что такая проблема случалась регулярно. С контрафактом и несоответствием заявленных потребительских свойств товара хотя бы раз сталкивались 39% респондентов.

Если говорить о юге страны (исследование по ЮФО и СКФО есть в распоряжении «Деловой газеты.Юг»), то здесь, согласно результатам анализа, проблема с качеством встречается чаще, чем в среднем по России. В Южном федеральном округе она стоит более остро: 81% жителей сталкивался со случаями получения некачественного и подменного товара, при этом почти треть отмечает, что таких случаев было много. Схожая ситуация на Северном Кавказе, где о таких случаях заявили 79%. С контрафактными товарами и вещами, несоответствующими заявленным свойствам, встречались 46% жителей ЮФО и 41% жителей СКФО.

Как показывает опрос, большинство потребителей понимают, что маркетплейс по сути является посредником между продавцом и покупателем, поэтому не может на 100% отвечать за качество. В то же время, считаю россияне, полностью освобождать площадку от ответственности в этом моменте нельзя.

Согласно результатам опроса, преобладающее число жителей уверены, что в части защиты прав потребителей маркетплейс должен подчиняться тем же правилам и нести такую же ответственность, что и традиционные торговые сети, включая их онлайн-магазины. С этим согласны 86% россиян. В ЮФО 87% жителей поддерживают такое утверждение, в СКФО — 85%.

Необходимость наличия документов, которые подтвердят качество и подлинность товара, разделяют 90% опрошенных в целом по России, 90% — на юге и 92% — на Северном Кавказе.
При этом, как показало исследование, большая часть опрошенных считает допустимым некоторое увеличение цены на товары на маркетплейсах при условии введения контроля качества. Заплатить больше и быть при этом уверенными в товаре согласен 41% жителей ЮФО и 44% — в СКФО, что выше среднего по стране показателя в 36%.

Более тщательный контроль качества и подлинности продаваемых через площадку товаров, по мнению людей, наиболее желательное направление развития маркетплейсов. Этот пункт выбрали 55% опрошенных в целом по России, 51% в ЮФО и 59% — в СКФО.

фото: freepik.com

В понятных правилах работы заинтересованы также собственники пунктов выдачи заказов и продавцы. Сейчас отношения между продавцом и маркетплейсом регулируются соглашением между ними. В отсутствие конкретных законодательных рамок, устанавливающих особенности работы маркетплейсов, условия соглашений можно оспорить только в судебном порядке.

Как отмечается в исследовании Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ), количество судебных споров с маркетплейсами растет. Если в 2020 году арбитражные суды рассмотрели около 200 споров с участием крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon, то в 2023 году — более 1,5 тысяч.

Согласно исследованию, в основном продавцы оспаривают действия маркетплейсов, связанные со взиманием штрафов и изменением условий комиссионных сборов.

Также отмечается, что значительно вырос объем судебных разбирательств в сфере защиты нарушенных прав на интеллектуальную собственность (в частности, товарные знаки). Споры с правообладателями касаются нарушения интеллектуальных прав на продукцию, реализуемую на онлайн-площадках. В частности, число подобных дел с участием маркетплейса Wildberries, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам, за год выросло почти в 2 раза — с 126 в 2022 году до 236 в 2023 году.

Иски с участием потребителей касаются широкого спектра вопросов, связанных с качеством товаров, сроками доставки и т.п.

Как отмечают авторы исследования, административная и судебная практики сегодня не способны разрешить накопившиеся противоречия между маркетплейсами, с одной стороны, и потребителями, продавцами и государством – с другой. При этом маркетплейсы практически освобождены от ответственности за нарушения, которая по общему правилу возлагается на продавцов товаров.

Обозначит регламент

Законопроект, предусматривающий особенности организации торговли через маркетплейсы, в марте 2024 года в Госдуму внесли председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Ожидается, что Госдума рассмотрит этот законопроект уже в июне 2024 года, сообщил Андрей Кутепов на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Он отметил, что маркетплейсы — в числе самых динамично развивающихся рынков. «Мы подошли уже к тому, чтобы навести определенный порядок. Мы хотим защитить наших потребителей, которые пользуются данными продуктами», — сказал Андрей Кутепов в ходе дискуссии «Регулирование маркетплейсов: необходимость или новый стимул для развития?» в рамках ПМЭФ.
По словам сенатора, внесенный в Госдуму законопроект о регулировании торговли через маркетплейсы, призван навести порядок в этой сфере.

Документ предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», закрепив в нем понятия «агрегатор информации о товарах», «пункт выдачи заказов», «карточка товара» и прочее.

Кроме того, в проекте закона определяются требования к договору между маркетплейсом с владельцем пункта выдачи заказов, а также устанавливаются права и обязанности владельца агрегатора, продавца, владельца пунктов выдачи заказов.

Для маркетплейсов, занимающих значимое положение на рынке, предусмотрен ряд ограничений. В том числе совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора продавцу, не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, реализуемого на площадке. Также указано, что совокупный размер всех неустоек, подлежащих уплате владельцу площадки продавцом или собственником пункта выдачи товаров в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, не может превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.

Кроме того, как сообщает РИА Новости, новый законопроект о регулировании работы маркетплейсов разрабатывают министерства РФ, в первую очередь Министерство экономического развития и Минцифры. Об этом в мае 2024 года заявил журналистам глава Минцифры Максут Шадаев.

По его словам, законопроект разрабатывается в связи с тем, что к отрасли возникает много вопросов: существуют отдельные инициативы, как регулировать комиссию, куда маркетплейсы должны доставлять товар, надо ли обязывать их доставлять во все населенные пункты или не надо, как они трудоустраивают своих курьеров и так далее.

По словам Максута Шадаева, это будет большой отдельный комплексный законопроект. Сроки, в которые планируют представить документ, он не обозначил.

Важность правового регулирования работы маркетплейсов в рамках дискуссии на ПМЭФ обозначил и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Шаскольский.

Он напомнил, что в 2022 году на площадке ФАС разработали принципы добросовестного поведения участников цифровых рынков и крупные компании к этим принципам присоединились. Однако, по его мнению, этого оказалось недостаточно.

«Это были инструменты мягкого регулирования, саморегулирования. И в отсутствие каких-то карательных мер в условиях резкого развития электронной торговли все-таки продолжили развиваться негативные практики. В 2023 году вступил в силу пятый антимонопольный пакет, который позволил нам применять меры антимонопольного реагирования, и компании обратили на это внимание. Но в итоге мы все время догоняем, исправляем то, что уже произошло. И вот понимаем, что контрольно-надзорными мерами мы правовые отношения в этой сфере не создадим. Все мы пришли к единому пониманию того, что нужно регулировать, причем отдельным законом», — высказал мнение Максим Шаскольский.

Он добавил, что подходить к вопросу регулирования стоит «взвешенно и аккуратно, сбалансированно защищая законные права и интересы потребителей, участников рынка и самих маркетплейсов».

фото: freepik.com

Смотреть шире

Представители самих агрегаторов не отрицают необходимость отдельного законодательства, которое будет регулировать взаимоотношения маркетплейсов, собственников ПВЗ и продавцов. Однако, по их мнению, для начала необходимо четко разобраться, что конкретно станет предметом регулирования.

«Я сторонник того, чтобы регулирование решало те задачи, ради которых оно вводится. А для этого нужно четко понимать, что мы хотим регулировать и какие особенности отношений в сегменте электронной коммерции в деятельности маркетплейсов, цифровых платформ наблюдаются, они отличаются в значительной степени от отношений поставщик и торговая сеть», — отметил в ходе дискуссии на ПМЭФ управляющий директор Ozon Сергей Беляков.

Основатель Wildberries Татьяна Бакальчук, выразила уверенность, что законопроект о регулировании маркетплейсов, в итоге будет учитывать интересы всех сторон.

«Мы находимся в активном диалоге со всеми законодательными органами нашей страны, и не только касательно данного проекта. <…> Думаю, что точно будет принято какое-то решение, которое будет учитывать интересы всех сторон», — прокомментировала Татьяна Бакальчук «Деловой газете.Юг».

Она добавила, что в данном вопросе нужно шире смотреть на историю и учитывать развитие цифровой экономики.

«Мы считаем, что на самом деле нужно шире смотреть на историю. Считаем, что вопрос не в маркетплейсах, а в том, что мир меняется. <…> Сейчас идет другое развитие экономики, цифровой», — заключила основатель Wildberries.

Оксана Стрелкова

Читайте нас в социальных сетях