Маркетплейсы становятся все более значимым каналом продаж товаров разных категорий.
Так, за последние пять лет, по данным Минпромторга РФ, оборот таких площадок увеличился в 5 раз.
По итогам 2023 года совокупный объем трат населения на маркетплейсах вырос почти в 1,5 раза, а число транзакций – в 1,6 раза, это свидетельствует о том, что интерес потребителей к онлайн-покупкам только укрепляется, отмечается в исследовании Tinkoff eCommerce.
Несмотря на активное развитие этого направления торговли, в России до сих пор отсутствует правовое регулирование деятельности маркетплейсов, устанавливающее права и обязанности собственников площадок, работающих на платформе продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов.
В то же время количество жалоб и исков в отношении маркетплейсов ежегодно увеличивается. К работе площадок есть вопросы как со стороны потребителей, так и продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Запрос на качество и споры из-за комиссий
Как показывает исследование компании ЦСП «Платформа», результаты которого приводит ТАСС, в целом по России около 75% россиян получали на маркетплейсах некачественный или подмененный товар, а примерно пятая часть потребителей заявила, что такая проблема случалась регулярно. С контрафактом и несоответствием заявленных потребительских свойств товара хотя бы раз сталкивались 39% респондентов.
Если говорить о юге страны (исследование по ЮФО и СКФО есть в распоряжении «Деловой газеты.Юг»), то здесь, согласно результатам анализа, проблема с качеством встречается чаще, чем в среднем по России. В Южном федеральном округе она стоит более остро: 81% жителей сталкивался со случаями получения некачественного и подменного товара, при этом почти треть отмечает, что таких случаев было много. Схожая ситуация на Северном Кавказе, где о таких случаях заявили 79%. С контрафактными товарами и вещами, несоответствующими заявленным свойствам, встречались 46% жителей ЮФО и 41% жителей СКФО.
Как показывает опрос, большинство потребителей понимают, что маркетплейс по сути является посредником между продавцом и покупателем, поэтому не может на 100% отвечать за качество. В то же время, считаю россияне, полностью освобождать площадку от ответственности в этом моменте нельзя.
Согласно результатам опроса, преобладающее число жителей уверены, что в части защиты прав потребителей маркетплейс должен подчиняться тем же правилам и нести такую же ответственность, что и традиционные торговые сети, включая их онлайн-магазины. С этим согласны 86% россиян. В ЮФО 87% жителей поддерживают такое утверждение, в СКФО — 85%.
Необходимость наличия документов, которые подтвердят качество и подлинность товара, разделяют 90% опрошенных в целом по России, 90% — на юге и 92% — на Северном Кавказе.
При этом, как показало исследование, большая часть опрошенных считает допустимым некоторое увеличение цены на товары на маркетплейсах при условии введения контроля качества. Заплатить больше и быть при этом уверенными в товаре согласен 41% жителей ЮФО и 44% — в СКФО, что выше среднего по стране показателя в 36%.
Более тщательный контроль качества и подлинности продаваемых через площадку товаров, по мнению людей, наиболее желательное направление развития маркетплейсов. Этот пункт выбрали 55% опрошенных в целом по России, 51% в ЮФО и 59% — в СКФО.

В понятных правилах работы заинтересованы также собственники пунктов выдачи заказов и продавцы. Сейчас отношения между продавцом и маркетплейсом регулируются соглашением между ними. В отсутствие конкретных законодательных рамок, устанавливающих особенности работы маркетплейсов, условия соглашений можно оспорить только в судебном порядке.
Как отмечается в исследовании Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ), количество судебных споров с маркетплейсами растет. Если в 2020 году арбитражные суды рассмотрели около 200 споров с участием крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon, то в 2023 году — более 1,5 тысяч.
Согласно исследованию, в основном продавцы оспаривают действия маркетплейсов, связанные со взиманием штрафов и изменением условий комиссионных сборов.
Также отмечается, что значительно вырос объем судебных разбирательств в сфере защиты нарушенных прав на интеллектуальную собственность (в частности, товарные знаки). Споры с правообладателями касаются нарушения интеллектуальных прав на продукцию, реализуемую на онлайн-площадках. В частности, число подобных дел с участием маркетплейса Wildberries, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам, за год выросло почти в 2 раза — с 126 в 2022 году до 236 в 2023 году.
Иски с участием потребителей касаются широкого спектра вопросов, связанных с качеством товаров, сроками доставки и т.п.
Как отмечают авторы исследования, административная и судебная практики сегодня не способны разрешить накопившиеся противоречия между маркетплейсами, с одной стороны, и потребителями, продавцами и государством – с другой. При этом маркетплейсы практически освобождены от ответственности за нарушения, которая по общему правилу возлагается на продавцов товаров.
Обозначит регламент
Законопроект, предусматривающий особенности организации торговли через маркетплейсы, в марте 2024 года в Госдуму внесли председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Ожидается, что Госдума рассмотрит этот законопроект уже в июне 2024 года, сообщил Андрей Кутепов на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Он отметил, что маркетплейсы — в числе самых динамично развивающихся рынков. «Мы подошли уже к тому, чтобы навести определенный порядок. Мы хотим защитить наших потребителей, которые пользуются данными продуктами», — сказал Андрей Кутепов в ходе дискуссии «Регулирование маркетплейсов: необходимость или новый стимул для развития?» в рамках ПМЭФ.
По словам сенатора, внесенный в Госдуму законопроект о регулировании торговли через маркетплейсы, призван навести порядок в этой сфере.
Документ предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», закрепив в нем понятия «агрегатор информации о товарах», «пункт выдачи заказов», «карточка товара» и прочее.
Кроме того, в проекте закона определяются требования к договору между маркетплейсом с владельцем пункта выдачи заказов, а также устанавливаются права и обязанности владельца агрегатора, продавца, владельца пунктов выдачи заказов.
Для маркетплейсов, занимающих значимое положение на рынке, предусмотрен ряд ограничений. В том числе совокупная стоимость всех услуг, оказываемых владельцем агрегатора продавцу, не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, реализуемого на площадке. Также указано, что совокупный размер всех неустоек, подлежащих уплате владельцу площадки продавцом или собственником пункта выдачи товаров в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением, не может превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.
Кроме того, как сообщает РИА Новости, новый законопроект о регулировании работы маркетплейсов разрабатывают министерства РФ, в первую очередь Министерство экономического развития и Минцифры. Об этом в мае 2024 года заявил журналистам глава Минцифры Максут Шадаев.
По его словам, законопроект разрабатывается в связи с тем, что к отрасли возникает много вопросов: существуют отдельные инициативы, как регулировать комиссию, куда маркетплейсы должны доставлять товар, надо ли обязывать их доставлять во все населенные пункты или не надо, как они трудоустраивают своих курьеров и так далее.
По словам Максута Шадаева, это будет большой отдельный комплексный законопроект. Сроки, в которые планируют представить документ, он не обозначил.
Важность правового регулирования работы маркетплейсов в рамках дискуссии на ПМЭФ обозначил и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Шаскольский.
Он напомнил, что в 2022 году на площадке ФАС разработали принципы добросовестного поведения участников цифровых рынков и крупные компании к этим принципам присоединились. Однако, по его мнению, этого оказалось недостаточно.
«Это были инструменты мягкого регулирования, саморегулирования. И в отсутствие каких-то карательных мер в условиях резкого развития электронной торговли все-таки продолжили развиваться негативные практики. В 2023 году вступил в силу пятый антимонопольный пакет, который позволил нам применять меры антимонопольного реагирования, и компании обратили на это внимание. Но в итоге мы все время догоняем, исправляем то, что уже произошло. И вот понимаем, что контрольно-надзорными мерами мы правовые отношения в этой сфере не создадим. Все мы пришли к единому пониманию того, что нужно регулировать, причем отдельным законом», — высказал мнение Максим Шаскольский.
Он добавил, что подходить к вопросу регулирования стоит «взвешенно и аккуратно, сбалансированно защищая законные права и интересы потребителей, участников рынка и самих маркетплейсов».

Смотреть шире
Представители самих агрегаторов не отрицают необходимость отдельного законодательства, которое будет регулировать взаимоотношения маркетплейсов, собственников ПВЗ и продавцов. Однако, по их мнению, для начала необходимо четко разобраться, что конкретно станет предметом регулирования.
«Я сторонник того, чтобы регулирование решало те задачи, ради которых оно вводится. А для этого нужно четко понимать, что мы хотим регулировать и какие особенности отношений в сегменте электронной коммерции в деятельности маркетплейсов, цифровых платформ наблюдаются, они отличаются в значительной степени от отношений поставщик и торговая сеть», — отметил в ходе дискуссии на ПМЭФ управляющий директор Ozon Сергей Беляков.
Основатель Wildberries Татьяна Бакальчук, выразила уверенность, что законопроект о регулировании маркетплейсов, в итоге будет учитывать интересы всех сторон.
«Мы находимся в активном диалоге со всеми законодательными органами нашей страны, и не только касательно данного проекта. <…> Думаю, что точно будет принято какое-то решение, которое будет учитывать интересы всех сторон», — прокомментировала Татьяна Бакальчук «Деловой газете.Юг».
Она добавила, что в данном вопросе нужно шире смотреть на историю и учитывать развитие цифровой экономики.
«Мы считаем, что на самом деле нужно шире смотреть на историю. Считаем, что вопрос не в маркетплейсах, а в том, что мир меняется. <…> Сейчас идет другое развитие экономики, цифровой», — заключила основатель Wildberries.
Оксана Стрелкова