После ограничения льготной ипотеки 1 июля 2024 г. в южных регионах России усиливается спрос на жилые комплексы с благоустройством и развитой инфраструктурой. В первую очередь это связано с обострением конкуренции на рынке недвижимости, считают опрошенные «Ведомости Юг» представители девелоперских компаний и отраслевые эксперты.
Теперь строительные компании будут проектировать дворы, ориентированные на конкретную категорию покупателей с определенными покупателями, считает руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик.
«Это делается для того, чтобы в рекламе можно было показывать преимущество уникальных домов и собирать покупателей из специализированной аудитории», – отметил эксперт.
Застройщики стараются выделить проекты на рынке
Заместитель директора по первичному рынку и зарубежной недвижимости жилищно-ипотечного центра «Каян» Инна Грибанова добавила, что на юге этот тренд в первую очередь актуален для жилья комфорт-класса, поскольку объектов бизнес-сегмента на Кубани немного, и там наличие дорогостоящего благоустройства является само собой разумеющимся.
«Однако и в комфорте эти требования сильно повышаются. Когда показываем дома потенциальным покупателям, то часто слышим вопросы вроде «где мой парк Галицкого под окном?». Все хотят видеть фонтан, озеро или другие элементы, отличающие жилой комплекс от других», – констатировала Грибанова.
На юге в список преимуществ ЖК входят конструкции, создающие на территории тень, бассейны и летние спортивные площадки. В девелоперской компании AVA также упомянули перголы (навесы с вьющимися растениями) и характерные для южных регионов растения. К примеру, в Сочи в озеленении актуальны пальмы, магнолии, лаванда, фейхоа и пр. Также востребованы арки с системой охлаждения.
«Сегодня при выборе ЖК клиенты обращают внимание не только на стоимость, этаж, планировки и площадь помещения. Существенное влияние на покупательский спрос оказывают развитая инфраструктура и благоустройство», – пояснили в AVA.
Если коммерческие помещения в жилых комплексах разных девелоперов примерно одинаковы, то в малых архитектурных формах и украшении дворов застройщики стараются друг друга обойти, комментирует руководитель отдела маркетинга ГК «Метрикс Development» Алена Садрутдинова.
«Каждый такой элемент стоит денег, но мы уже прошли период, когда людей интересовали только квадратные метры. Базовые потребности практически одинаковы в любом крупном городе, в Москве к ним добавится близость метро, а в Сочи – расстояние до моря, но основа неизменна. Однако девелопер должен предложить что-то большее», – считает представитель ГК «Метрикс Development».
Благоустройство добавляет к себестоимости 10%
Заместитель директора по проектированию и продукту ГК «Точно» Александр Блиндер рассказал, что благоустройство территории жилого комплекса является нормативным показателем, без соответствия которому не получится ввести объект в эксплуатацию. Это, в частности, наличие проездов и тротуаров, клумб и озеленения, детских площадок, а также зон отдыха. При этом требования на юге периодически пересматриваются. В частности, за последние пять лет увеличилась площадь, необходимая для размещения зон активного отдыха, требуемая емкость паркинга и критерии озеленения. Теперь при вырубке зеленых насаждений застройщик обязан выполнить компенсационные мероприятия и обеспечить показатель озеленения на уровне 10-20% от всей территории.
В целом, по оценке Блиндера, наличие благоустройства увеличивает себестоимость реализации девелоперского проекта на 10%, хотя эта цифра может сильно отличаться в зависимости от класса используемого оборудования, качества материалов и т.д.
Алена Садрутдинова подтверждает, что качественное благоустройство стоит дорого.
«Поэтому важно относиться к этому вопросу рационально. Возьмем озеленение – можно засадить двор экзотическими деревьями. Красиво, но такие растения требуют особого ухода, который сотрудники управляющей компании едва ли смогут обеспечить. И это только деревья, а есть еще газоны, живые изгороди, вертикальное озеленение», – считает Садрутдинова.
В компании AVA уточнили, что это не относится к строительству социальных объектов.
«Школы, детские и поликлиники, как правило возводятся в рамках проектов комплексного развития территории по государственному контракту и напрямую не влияют на стоимость квартир», – пояснили представители девелопера.
Впрочем, это работает и в другую сторону, так как существует прямая корреляция стоимости жилья и наличия инфраструктуры и продуманного благоустройства. По данным Инны Грибановой, объекты, обладающие таким преимуществом, могут быть дороже на 7-10%. Однако люди готовы платить больше, чтобы получить развитую дворовую территорию.
Михаил Лукашов / Ведомости Юг