Доктор психологии, сооснователь проекта по профориентации SKILLFOLIO и признанный эксперт в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская в преддверии Дня знаний поделилась с «Деловой газетой. Юг» рецептами, как родителям-предпринимателям грамотно и эффективно совместить развитие своих детей и бизнеса, а также как превратить избитую фразу «важны не оценки, а знания» в реальность и при этом не перегрузить ребенка.
— Виктория, скоро 1 сентября. У родителей эта дата ассоциируется чаще всего с суетой, нервами и тратами. Кто-то берет отпуск, отгул на работе, а что делать предпринимателям, которые живут совсем в другом ритме и не могут поставить на паузу свою работу? Как и ребенку, и родителям максимально успешно пройти учебный год?
— Первое, что стоит сказать, — 1 сентября и вся связанная с ним суета — это не только про подготовку тех, кто идет в школу, колледж или вуз. Многие смотрят на сентябрь — и часто это именно предприниматели — как на свой новый бизнес-год. И я рекомендую практиковать такой способ тем, кто занят в бизнесе. Решить для себя, что «к следующему лету» я бы хотел сделать для развития своего бизнеса. Какая у меня цель? И, исходя из этого, уже определять, что нужно делать каждый месяц, каждую неделю и ежедневно.
Эту же практику можно и нужно применить к учебному году своего ребенка. Акцентировать внимание не на школьной форме и покупке учебников, а на целях и стремлениях ребенка. И неважно, идет он в первый класс, в колледж или в вуз. Его нужно спросить: «Каким ты видишь себя в конце этого учебного года? Какие у тебя ожидания?» Ваша задача — помочь ребенку достичь этих целей. Прямо записать: «Если ты хочешь в конце выйти с хорошими оценками, то каждый день будешь делать домашние задания. Если хочешь быть здоровым, значит, нужно каждый день уделять внимание физической активности» — и так далее.
— То есть суть в том, что мы переводим внимание с деталей и внешней, материальной стороны вопроса на результат, который хотим получить? Как в бизнесе?
— Именно так. Мы делаем что-то не потому, что надо, а исходя из нашей долгосрочной цели. На моей практике немногие родители умеют это делать и смотрят таким образом на учебный год ребенка и на свои собственные планы. Но мне кажется, именно родители-предприниматели могут гораздо быстрее перейти на эту модель.
Когда у нас есть цель, все внешнее и рутинное воспринимается лишь как необходимые ресурсы. Как и в предпринимательстве. Так что можно сказать, что учебный год ребенка — это своего рода бизнес-проект родителя-предпринимателя.
— Вообще, большинство советов родителям перед началом нового учебного года — это как раз где и что купить, на какие кружки и секции записать, где найти грамотного репетитора и так далее. А как в суете и рутине не упустить эмоциональную сторону вопроса?
— Сохранить контакт с ребенком, эмоциональную связь — самое важное. Можно порекомендовать в качестве своеобразной ежедневной рефлексии анализировать эмоции своего дня, вести дневник эмоций. Уделять хотя бы минут десять разговору о них. И вести этот диалог на равных. Худшее, что можно здесь делать и чего нужно избегать, — это контролировать эмоции ребенка, ограничиваться вопросами о них. Потому что тот же подросток, возможно, не готов ими вообще делиться, тем более в одностороннем порядке.
Вы должны не просто спрашивать и слушать ответы, но и сами отвечать на вопросы, рассказывать о своем дне, спрашивать мнение своего ребенка. Это как игра в карты, семейная игра. И увлекательно, и помогает всем развивать эмоциональный интеллект.
— К слову, о нем: что это такое простыми словами? И зачем он нам нужен?
— Эмоциональный интеллект позволяет не только понимать эмоции, чувства и переживания себя самого и других людей. Это умение работать с причинами возникновения эмоций, управлять ими.
Первое, что здесь важно понять, — любые эмоции важны и нужны. И тревога, и страх того же предпринимателя, когда он осознает, что ему не хватит каких-то ресурсов и «я не понимаю, куда двигаться», — лишь сигнал, что пора менять подход. Такая же тревога будет и у ребят в школе. Важно учиться понимать ее причину, а не фокусироваться на ней самой. Мы говорим: «Окей, мы это фиксируем, признаем» — и стараемся перевести внимание на то, что можем сделать прямо сейчас. Например, если тревога связана с тем, что ребенок не успевает что-то сделать, значит, нужно помочь ему научиться планированию.
— Не могу не спросить о нянях, репетиторах, всяких кружках и секциях. Нередко родители, особенно очень занятые, из-за высокой нагрузки и нехватки времени перепоручают вопросы развития своих детей другим людям. Есть ли здесь риски или, наоборот, стоит делегировать эти задачи экспертам?
— Здесь важно понимать, что именно мы делегируем и в каком объеме. И что нельзя делегировать. Невозможно делегировать любовь, искреннее принятие, доверие, совместный интерес. Это обязанности родителей, родных людей.
Даже при очень высокой нагрузке всегда найдется десять минут на игру, ту же игру эмоций или по такому же принципу на разговор о каком-нибудь школьном предмете. Родителю важно спросить у ребенка его мнение: какой предмет ему интереснее, что, помимо изучения учебника, мы еще можем вместе сделать, чтобы подготовиться к уроку? Может, сходить на выставку, посмотреть фильм на эту тему и так далее. Если же нужно отточить какой-то конкретный навык — вот тут как раз у репетиторов очень хороший инструментарий. А за родителями — эмоции, игровая форма. Есть замечательная фраза «научить учиться». То есть в первую очередь научиться разбираться в материалах, понимать вообще, какой предмет тебе будет наиболее интересен.
Лучше не просто проговаривать, но и визуализировать. Эти методы особенно классно работают для младшей и средней школы. Делать это в любой форме: записывать, рисовать, собирать мозаику или конструктор. Визуализация быстрее помогает ребенку понять, что ему ближе, разобраться с тем, что не получается. А для более старшего возраста есть всевозможные ресурсы и тесты для профориентации.
— Избитая тема — реализация своих детских желаний через детей. Не стал ученым — растишь из своего ребенка ученого, и так далее. Какие ошибки совершают родители в учебном процессе своих детей, как их определять и избегать?
— Нужно осознать, что ваш опыт не равен опыту вашего ребенка. То есть мы просто в этот момент говорим: «Да, мой опыт такой, я могу из него взять какие-то инструменты, но мой прошлый опыт не равен тому, как я сейчас смотрю на моего ребенка». То же самое делаем с будущим.
Все страхи, ожидания — «вдруг в вуз не поступит, а вдруг это, а вдруг то» — ваши. Вузы поменяются, когда придет время поступать, или востребованность профессий, или еще что-нибудь. Сейчас великолепно развивается среднее профессиональное образование, и, возможно, ребенок захочет получить специальность там. Главная задача родителей — поддерживать именно таланты ребенка и его выбор. Что для этого я могу сделать прямо сейчас?
— Желание родителей развить в ребенке предпринимательские навыки тоже относится к транслированию своих ожиданий на ребенка? Или предпринимательство — это не профессия, а склад ума и предпринимательские навыки нужно прививать всем детям, кем бы они потом ни стали?
— Да, предпринимательские навыки пригодятся ребенку в любом случае, вне зависимости от того, какой путь он выберет. Лишними точно не будут. Потому что предпринимательские навыки — это про то, как работать и принимать решения в условиях неопределенности и прекрасно при этом себя чувствовать.
Второе — это эмоциональный интеллект, который позволяет любые эмоции делать ценным ресурсом для построения взаимоотношений с людьми.
Еще в предпринимательстве многое связано с умением творчески подходить к тем или иным решениях, и это третий навык — креативность. Родители-предприниматели могут объяснить ребенку, что всегда есть несколько вариантов решений. Это умение можно применить в том же учебном процессе. Например, ты изучаешь сейчас историю по учебнику, учишь параграфы. Но это только один способ получения знаний. А можно еще пойти в музей, посмотреть ролики, почитать книгу. То же касается и математики, и вообще всех предметов. И мне кажется, в этом главное, что может дать предприниматель своему ребенку, — взгляд на школу, колледж или вуз не просто как на шаблонное заучивание. И это пригодится в жизни, чем бы ни занимался потом ребенок.
Беседовала Евгения Ерохина