фото: freepik.com / freepik.com

Клиповое мышление — умственная фикция?

Ростовский психолог на Фестивале науки рассказал о феномене клипового мышления

Явление, называемое клиповым мышлением, по факту представляет собой проблемы с концентрацией внимания и памятью из-за перегрузки информацией, считает кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Южного федерального университета (ЮФУ) Евгений Проненко.

В рамках XV Фестиваля науки Юга России, организованного ЮФУ, он рассказал, почему клипового мышления как такового не существует, что в статьях о нем далеко от реальности и при чем тут «цифровая амнезия».

Доцент кафедры общей и педагогической психологии Южного федерального университета (ЮФУ) Евгений Проненко

Представления о «клиповом мышлении»

По словам эксперта, многочисленные статьи о клиповом мышлении как будто написаны под копирку и состоят обычно из трех частей: пояснения автором термина «клиповое мышление», истории появления этого термина и советов по избавлению от него. Однако в таких статьях существует множество ошибок использования терминологических понятий.

«Сегодня существует ряд проявлений восприятия информации, которые характерны для современного человека», — отмечает Евгений Проненко.

Среди этих проявлений встречаются следующие:

— поверхностное чтение (чтение только заголовков);

— чтение текста по диагонали (внимание только на основные аспекты);

— быстрое утомление при чтении текста;

— предпочтение визуальной информации тексту;

— обмен короткими сообщениями;

— предпочтение коротких видеороликов вместо длинных;

— быстрый перебор информации (скроллинг);

— проблемы с концентрацией внимания на длительной умственной деятельности.

«Я думаю, многие за собой замечали такие проявления и думают, что это клиповое мышление. Однако его, на самом деле, не существует. Мышление — это процесс решения задач. В клиповом мышлении не используется никаких алгоритмов решения задач, поэтому и подобного термина не может существовать», — поясняет Евгений Проненко.

В 1960-80-е годы на Западе стали активно появляться короткие видеоклипы, которые транслировали по музыкальным и развлекательным каналам. Американский футуролог Элвин Тоффлер предложил понятие «клиповая культура». Футуролог применял предложенный термин для исследования медиа и новых форм подачи информации; он не имел в виду перестройку мышления человека, однако, на него часто ссылаются как на ученого, который положил начало исследованиям «клипового мышления».

Цифровая амнезия и «эффект Гугла»

По мнению Евгения Проненко, действительно, есть свидетельства существования некоторых феноменов, связанных с современными технологиями, например, цифровая амнезия связана с «эффектом Гугла»: человек быстро забывает информацию, так как знает, что ее можно найти в интернете. Мы можем замечать за собой подобную наклонность, однако это не является проблемой крупного масштаба.

«Конечно, если у нас под рукой есть гаджет и интернет и нам нужно найти быстро какую-либо информацию, то нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться этими инструментами. То же самое, если мы возьмем блокнот и запишем туда нужные нам данные, то мы будем использовать его как внешний вспомогательный предмет, на который переносим часть своей информации. Разницы в этом нет, перестройки в данном случае когнитивных процессов, мышления тоже нет», — подчеркивает Евгений Проненко.

По словам эксперта, при прочтении научных статей на тему клипового мышления важно отличать привычки, выработанные в связи с ростом объема поступающей информации от понятия самого мышления.

«На сегодняшний день нет четких научных эмпирических исследований и доказательств наличия клипового мышления, которое следует за изменениями в культуре и медиа, не существует», — отметил психолог.

Клиповое мышление как спекуляция

По словам Евгения Проненко, большинство научных статей и гипотез о клиповом мышлении являются научной спекуляцией. Все те явления, которые называют клиповым мышлением, на самом деле относятся к проблемам с устойчивостью внимания и памятью, которые вызваны большим объемом сведений. Действительно, когнитивная перегрузка способна привести к трудностям в восприятии. В этом случае важно соблюдать информационную гигиену, при необходимости сократить количество источников информации и время чтения новостей и лент соцсетей.

«Коварство этой темы в том, что клиповое мышление не имеет отношения к реальности. Мышление и психофизиологические процессы не могут измениться за столь короткий срок, сколько существует цифровая эпоха», — отметил Евгений Проненко.

В то же время, добавил эксперт, если вдруг исчезнут любые интернет-площадки, то весьма вероятно, что люди легко вернутся к классическим форматам информации в виде книг и газет, и привычки потребления информации у человека очень быстро подстроятся под это.  

Алина Полянская

Читайте нас в социальных сетях