фото: drobotdean / freepik.com

От внешнего вида до рукопожатия: азы делового этикета для предпринимателя

Деловой этикет — набор правил и норм поведения, которые регулируют взаимодействие между людьми в профессиональной среде. Он включает в себя манеры общения, внешний вид, культуру речи, организацию встреч и переговоров, а также другие аспекты профессионального взаимодействия.

В рамках мастер-класса на портале «Мой бизнес» дипломированный специалист по протоколу и этикету Евгения Ластовина рассказала о важных аспектах понятия бизнес-этикета. В материале «Деловой газеты. Юг» читайте, что бизнесмену поможет создать положительный имидж.

Для чего необходим деловой этикет

Этикет — уважение к себе и достоинству другого человека, правила и принципы поведения в определенном обществе.

Дипломированный специалист по протоколу и этикету Евгения Ластовина

«Владение хорошими манерами помогает лучше выстроить коммуникацию, развить бизнес, отстраниться от конкурентов, создавать положительный имидж, проецировать уверенность и авторитет», — рассказала Евгения Ластовина.

Этикет — важная часть коммуникации, от поведения руководитель в немалой степени зависит успех бизнеса.

«Именно этикет нам объясняет, как следует себя вести в определенном кругу и как оставить о себе хорошее впечатление, как оставаться самому в зоне комфорта без конфликтов с окружающими», — сказала эксперт.

В деловом этикете делают акцент на статусе и должности сотрудника. По словам Евгении Ластовиной, в деловом контексте не существует разделения по гендерному признаку, учитываются исключительно профессиональный статус и занимаемая должность.

Все, что выходит за рамки рабочих обязанностей, например семейные дела, домашние заботы или личные увлечения, относится к сфере светского этикета. В этом контексте вектор уважения ориентируется на такие факторы, как пол и возраст участников мероприятия.

Одежда в деловом стиле

Как отметила Евгения Ластовина, выделяют четыре аспекта, которые влияют на впечатление о человеке: внешний вид, речь, манеры, кинетика (невербальная коммуникация).

Останавливаясь на первом пункте, Евгения Ластовина отметила, что в деловом этикете предпочтение отдается классическому и строгому стилю во внешнем виде. Существуют два основных типа дресс-кода:

Business Traditional — этот стиль подходит для повседневной работы, деловых встреч и собеседований. Костюм может быть любого цвета, но должен выглядеть аккуратно и соответствовать ситуации.

Business Best — предназначен для ответственных встреч, переговоров и деловых приемов. В этом случае костюм обычно выбирают черного, темно-синего, серого или бежевого цветов для женщин. Для мужчин лучший деловой костюм обычно темно-синего цвета, возможно в еле заметную тонкую полоску.

 Он должен создавать впечатление профессионализма и серьезности.

Таким образом, в зависимости от контекста и уровня формальности мероприятия, деловой этикет предусматривает различные варианты одежды.

«Важно обратить внимание на то, что по деловому этикету юбка не должна быть выше колена, ноги не могут быть голыми — может лишь сохраняться такой эффект. Платье или другая одежда не должны быть с яркими принтами, обычно подходит что-нибудь однотонное», — поделилась Евгения Ластовина.

Она добавила, что женщинам важно помнить о количестве украшений: их не должно быть много, украшения не должны быть слишком броскими. Для мужчин обязательное требование — деловой костюм с туфлями, спортивная обувь исключается. Пиджак и брюки в деловом костюме должны быть одного тона. В качестве украшений можно использовать запонки, часы, обручальное кольцо.

Приветствие в деловом этикете

Рассказывая о приветствии в деловом этикете, Евгения Ластовина  отметила, что в этом вопросе действует принцип старшинства по вектору уважения делового этика — от статуса и должности. Первым здоровается тот, кто ниже по служебной лестнице. Руку для приветствия подает тот, кто выше по рангу.

«Если руководитель заходит в кабинет в начале рабочего дня, то подчиненные должны встать. А, например, войдя в кабинет руководителя, дождитесь приглашения — только потом сядьте», — эксперт.

В межличностных отношениях выделяются четыре основные зоны дистанции:

Интимная зона — это пространство на расстоянии до 46 см от тела человека. Эта зона предназначена для близких контактов, таких как общение с друзьями, членами семьи и романтическими партнерами.

Личная зона — они простирается от 46 см до 1,2 метра. Она используется в повседневном общении с коллегами, знакомыми и другими людьми, с которыми мы регулярно взаимодействуем в рамках деловых и социальных ситуаций.

Социальная зона — она начинается примерно на расстоянии от 1,2 до 3 метров. Эта зона используется для более формальных взаимодействий, таких как разговоры с незнакомцами или обсуждение профессиональных вопросов.

Публичная зона — начинается на расстоянии от 3 метров и продолжается до бесконечности. Это пространство применяется в ситуациях, когда необходимо общаться с большой группой людей, например, во время выступлений на конференциях или презентаций перед аудиторией.

Эти зоны помогают ориентироваться в различных ситуациях и поддерживать комфортный уровень общения с разными категориями людей.

Задать тон взаимодействия рукопожатием

Отдельно Евгения Ластовина остановилась на рукопожатии. Эксперт отметила, что это важный элемент делового этикета, который может задать тон всему последующему взаимодействию.

«Самая большая ошибка при рукопожатии — когда человек еще не подошел к собеседнику, а уже тянет руку. Этикет — это не про суетливость. Это понижает ваш статус», — сказала эксперт.

Евгения Ластовина обратила внимание, что на фуршете лучше бокал держать в левой руке, чтобы правая рука была свободна для приветствия. В конце вечера можно сменить руку. Во время приветствия нельзя курить, подавать левую руку не рекомендуют.

«Самое правильное рукопожатие — равноправие, когда вы подаете руку прямо. Если вы подали руку ладонью вверх — значит, что вы готовы принять «власть» от человека, если ладонью вниз — значит, что вы хотите быть «над» собеседником», — рассказала Евгения Ластовина.

Она добавила, что при себе полезно иметь визитную карточку — один из самых важных аксессуаров в бизнес-сфере. Это подчеркивает статус, помогает наладить контакт с собеседником. На визитной деловой карточке должен быть логотип компании, ФИО, а также адрес, номер телефона и электронную почту.

«Чем статуснее и крупнее компания, тем проще выглядит визитная карточка. Не нужно изощряться над дизайном, это может многое сказать о ее владельце», — посоветовала Евгения Ластовина.

Она добавила, что соблюдение правил делового этике и стиля способствует укреплению профессиональных связей. Поэтому важно уделять внимание обучению сотрудников основам делового поведения и постоянно совершенствовать собственные навыки в этой области.

Алина Полянская

Читайте нас в социальных сетях