Житель города Азова Ростовской области Андрей Яковер 11 лет успешно выступал на сцене КВН – как в Ростовской области, так и в Москве – его команда даже дошла до премьер и высшей лиги КВН на «Первом канале». Сегодня Андрей является собственником сети быстрого питания «Шаурма shop» с 33 точками.
Однако в ходе семинара «Тиражируем успех. Практические советы по организации бизнеса на основе франшиз» в Центре истинных ценностей, предприниматель рассказал, что не всегда ему в его начинаниях так везло.
Зарабатывали на баре все, кроме владельца
По признанию самого Андрея, КВН дал ему очень много: быстрое принятие решений, оперативность, коммуникабельность и нахождение общего языка с людьми. Также КВН повлиял на формирование будущей компании бизнесмена, которая занималась организацией мероприятий.
Собственник сети быстрого питания «Шаурма shop» Андрей Яковер
«Кавээнщики во многих случаях потом уходят в организаторы мероприятий. В течение 16 лет я работал в сфере ивента. Но потом подумал, что в 50 лет быть ведущим – это такое себе. Следующая стадия после ведущего и юмористических проектов – это свой бар, где можно выступать и зарабатывать. При этом люди будут приходить и смотреть на тебя. Тогда я открываю бар «Ван Гог» в Азове… Весь город был у нас, деньги лились рекой… Но мимо меня», — рассказывает Андрей Яковер.
По его словам, зарабатывать на его баре получалось всем – от официантов до барменов, охранников и администраторов. В итоге такое свободное управление привело к плачевным последствиям: через три года работы бара предприниматель стал банкротом, заведение было закрыто. Чтобы вернуть долги, Андрею даже пришлось продать дорогой автомобиль и квартиру.
Сеть быстрого питания, состоящая из одной точки
Однажды, когда уже бывший предприниматель, но еще действующий организатор свадеб, оставшийся без постоянного заработка, получил аванс в размере 5 тыс. рублей за проведение будущей свадьбы, он даже вскричал: «Ребя, живем! Есть еще одна пятерочка». Но в этот же момент для себя почувствовал обиду за себя и захотел полностью поменять свою жизнь.
«На следующий день я уже начал думать. И я придумал создать сеть фастфуда. Почему фастфуд? У меня уже был опыт – бар «Ван Гог». Пусть он плохой, но на его примере я понял, что было не так. Не было точек контроля, не было нужного персонала, не было понимания, как устроен общепит, как ведется товарный учет… Я поработал над этими ошибками», — вспоминает предприниматель.
Но сначала Андрей начал с себя – похудел на 13 кг. Далее, собрав «последние деньги», в 2019 году он открывает первую точку шаурмы в Азове, которая работает до сих пор. По его словам, уже тогда он знал, что у него будет целая сеть, хотя в то время люди еще не совсем доверяли уличным лавкам с едой. Но бизнесмен сразу разместил на фасаде киоска вывеску «Сеть быстрого питания», хотя тогда не было еще никакой сети.
«Мы потратили на эту вывеску 120 тыс. рублей, а на открытие всей точки (включая ремонт) – 450 тыс. рубле. Не зная, что эту точку открыл я, люди говорили: «О, наконец, в нашем городе появится федеральная сеть общественного питания, что-то серьезное и достойное», — рассказывает Андрей.
Тестирование разных точек в разных местах
Несмотря на то, что точка располагается далеко не в центре города и не была особо трафиковой, люди начали приезжать в нее специально, чтобы поесть шаурмы. После этого в течение двух лет предприниматель открывает еще пять точек в городах Ростовской области: в Азове, Батайске и Ростове-на-Дону. Точки специально создаются разные по формату и площади: 15, 20, 95 кв. м – чтобы проанализировать, как работают точки, находясь в разных местах.
«Шаурмичную можно открыть и за 10 млн рублей – в нашей стране есть примеры таких сетей франчайзинга, которые открывают шаурмичные за 5-10 млн рублей. Но там окупаемость будет 2-3 года», — поясняет Андрей.
На открытие заведений быстрого питание его сети можно потратить до 1,5 млн рублей, но не дешевле. Если открыть заведение за 500-600 тыс. рублей, то зарабатывать с него не получится, считает предприниматель.
Корпоративную культуру – сотрудникам, шаурму — посетителям
Андрей Яковер сравнивает свою сеть питания с «Макдональдсом» и мечтает достичь таких же высот. Поэтому уже сейчас бизнесмен выработал уникальное товарное предложение для гостей «17 абсолютно разных видов шаурмы, где каждый сможет найти свою»». При этом на кухне не используются усилители вкуса и добавки, мясо используется только охлажденное.
«Теперь говорят, что деньги – не главное для сотрудников – они хотят еще что-то, они хотят чувствовать себя частью одной большой компании. Понятное дело, что мы не «Макдональдс», но скоро мы им будем. И они будут гордиться, что работают у нас. Многие смотрели фильм «Основатель» — про основателя «Макдональдса». В чем была его уникальность? Они быстро делали один вид бургера: человек только заказал – и тут же получили заказ. То есть люди не ждали. Но сейчас «Макдональдс» поменял свое видение – сейчас у них много бургеров и не только бургеров. Мы сразу пошли к тому, что сегодня есть у «Макдональдса», цепляя разную целевую аудиторию.», — смело заявляет Андрей Яковер.
За время работы сети быстрого питания поменялась и ее главная миссия, которая сегодня звучит как: меняем стереотипы о шаурме. Сегодня шаурмичная – это не та точка у метро, которая долгое время была в сознании потребителей, где повар «непонятно в каком фартуке непонятно, из чего делает шаурму». По мнению предпринимателя, эти шаурмичные у метро должны наконец понять, что им нужно меняться или иначе — закрываться. «Шаурма Shop», по его мнению, — это будущее фастфуда в стране.
Франшиза по стране и в новых регионах
Франшизу предприниматель упаковал в 2021 году, после чего начались первые продажи. Партнеры компании, чтобы начать работать, должны были подписать договоры коммерческой концессии, где прописывались все условия взаимодействия: обязательства компании и штрафные санкции к нарушителям. Благодаря этим условиям и был определен порядок создания новых точек.
«Если человек захотел бы сменить нашу вывеску и начать свое дело, то он бы лишился тех ценностей, которые дает наша компания — это бы ему очень дорого стоило. Во-первых, наш дизайнер делает дизайн-проект помещения. Во-вторых, у нас есть визоры, которые два раза в неделю смотрят точку партнера и говорят, что делается не так. Мы отправляем в точки наших партнеров тайных покупателей. Наш бренд-шеф часто делает обновление меню, мы даем всем точкам готовое меню с калькуляционными картами и видео их приготовления. Мы просчитываем, что будет пользоваться популярностью, а что нет. Мы полностью замыкаем на себе маркетинг», — рассказывает Андрей.
В первые два года работы франшизы было решено не выходить за пределы Ростовской области, что бы понять, как взаимодействовать с партнерами в разных городах в радиусе 100-200 км.
«В течение первых двух лет мы открывались в Каменске, Зернограде, Белой Калитве, Красном Сулине, в поселках городского типа с числом жителей в 9,5 тысяч. В Красновке, где 5 тыс. жителей, ежемесячно делают выручку более 1 млн рублей. После этого были открыты точки в 11 регионах России: Смоленске, Пскове, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Сочи, Уфе, Ханты-Мансийске и др.», — рассказывает Андрей.
В 2024 году компания вышла на рынок Казахстана, где на сегодняшний момент заключены договоренности с тремя партнерами: в Астане, Павлодаре и Уральске.
«На Казахстан у нас большие планы. Там рынок очень большой – есть где развернуться», — пояснил Андрей.
В планах у компании – создание новых точек в новых регионах России, где уже есть два партнера в Макеевке. По мнению бизнесмена, его сеть быстрого питания будет востребована у жителей ЛНР и ДНР.
Анастасия Талызина
Информационный обзор редакции
Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела. Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост.
«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявил глава государства. Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.