Министерство труда РФ выступило с инициативой внесения изменений в Трудовой кодекс, предложив добавить восемь новых критериев, определяющих наличие трудовых отношений, сообщает РБК
Цель таких нововведений — более точное разделение трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера. Это позволит избежать их неправомерного смешения и урегулировать потенциальные разногласия, возникающие в процессе работы. Оформление гражданско-правовых соглашений может быть предпочтительным для работодателя, однако нанимаемый сотрудник лишается положенных социальных выплат и гарантий.
Предлагаемый законопроект также расширяет функционал Роструда, наделяя ее дополнительными полномочиями, включая право обращения в судебные инстанции для установления факта трудовых отношений. В Минтруде данное предложение считают основной концепцией законопроекта.
«Это не только повысит эффективность имеющихся механизмов защиты нарушенных трудовых прав граждан, но и обеспечит достижение экономических интересов государства», — следует из сопроводительных материалов к законопроекту.
Вступление законопроекта в силу ожидается 1 сентября 2025 года.
По данным Роструда, в течение 2024 года было обнаружено более 829,4 тыс. человек, работающих неофициально (то есть без трудового договора или лицензии, а также получающих неофициальную зарплату). Это на 4,3% превышает показатель предыдущего года. Использование гражданско-правового договора для регулирования фактических трудовых отношений может привести к включению работодателя в реестр работодателей, допускающих нелегальную занятость, который ведется Рострудом с 2025 года.
Восемь признаков трудовых отношений
Трудовой кодекс трактует трудовые отношения как соглашение между сотрудником и компанией, по которому сотрудник выполняет определенные трудовые обязанности в интересах и под управлением работодателя. Эти отношения предполагают предоставление работнику надлежащих условий труда и соблюдение им установленного рабочего графика.
Министерство труда предлагает детализировать определение трудовых отношений, добавив следующие отличительные черты:
— Продолжительность и регулярность взаимоотношений;
— Зависимость и подчиненность труда;
— Предоставление работнику дополнительных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами;
— Включение работника в организационную структуру компании;
— Признание работодателем права сотрудника на еженедельные выходные и ежегодный оплачиваемый отпуск;
— Компенсация работодателем затрат сотрудника на поездки, связанные с выполнением работы;
— Регулярные выплаты работнику, являющиеся его основным или единственным источником дохода;
— Обеспечение работника необходимым оборудованием, инструментами и материалами со стороны работодателя.
Минтруд отмечает важность правильного разграничения трудовых и гражданско-правовых договоров. Признаки трудовых отношений определены на основании постановления пленума Верховного суда, но судебная практика их квалификации неоднородна. Контроль за соблюдением правил заключения трудовых отношений является очень важным, так как трудовое законодательство, включая права на отпуск и МРОТ, распространяется только на лиц с трудовыми договорами.
Расширение полномочий Роструда
Предлагаемый законопроект предусматривает увеличение компетенции Федеральной службы по труду и занятости. Теперь инспекцию предлагают наделить правом подавать исковые заявления в судебные органы для установления факта трудовых отношений между работником и работодателем. Инспектор Роструда сможет воспользоваться этой возможностью, если ранее работодателю было выдано предписание об устранении нарушений в этой сфере, но требования остались без внимания.
«Работник, с которым работодатель не оформил трудовые отношения, всегда является экономически слабой и зависимой от работодателя стороной, что зачастую не позволяет ему самостоятельно обратиться в суд (или в инспекцию труда) с соответствующим заявлением», — аргументируют необходимость изменений в ведомстве.
Отмечается, что это не только повысит эффективность защиты прав граждан, но и обеспечить достижение экономических интересов государства.
Отрицательные стороны неофициальной работы
Министерство труда отмечает, что отсутствие оформления работников в государственном масштабе приводит к снижению поступлений налогов и страховых взносов, что, как следствие, сдерживает возможности для развития государственной системы социальной поддержки.
Также компании оказываются в состоянии нечестной конкуренции: фирмы, соблюдающие закон, находятся в менее благоприятной ситуации. Если исполнитель является физическим лицом, с которым заключен договор гражданско-правового характера, то компания платит за него аналогичный НДФЛ, что и за штатного сотрудника, а также аналогичные страховые отчисления по общему тарифу (за исключением взносов на страхование от несчастных случаев). Однако часто такие соглашения заключаются с лицами, зарегистрированными как самозанятые, которые самостоятельно уплачивают налог на профессиональный доход (4 или 6% от полученной прибыли).
В настоящее время, согласно заявлению адвоката компании Orchards Петра Мацкевича, Рострудобладает полномочиями лишь по вынесению обязательных для исполнения распоряжений об исправлении выявленных отклонений от трудового законодательства, а также по привлечению работодателей к ответственности в рамках административного кодекса, а именно по статье 5.27, части 4.
«Однако такие меры не всегда эффективны: организация (работодатель) может исполнить предписание, фактически расторгнув договор с гражданином. <…> Без решения суда выводы Роструда достаточно неустойчивы. Более того, часто акты инспекции отменяются в судебном порядке в связи с процедурными нарушениями», — отмечает он.
Признаки подмены трудовых отношений с самозанятыми
Федеральная налоговая служба также не оставляет без внимания недобросовестных работодателей и разработала письмо от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 (далее — письмо ФНС), в котором подробно разъяснила основания для квалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
К основным признакам относятся:
— Выполнение регулярных или периодических работ (охрана предприятия, доставка грузов, работа консьержем и т. д.), а не разового задания;
— Оказание обезличенных услуг по определенной трудовой функции, а не конкретный объем работ или конечный результат этих работ;
— Ежемесячная оплата труда в заранее определенном размере, а не за фактически оказанные услуги или работы;
— Оплата производится за фактически отработанное время без результата оказания услуг или работ;
— Оплата услуг самозанятого производится один или два раза в месяц в определенные числа и сразу всем самозанятым вместе с работниками;
— Размер вознаграждения не меняется при отсутствии актов с четким и разным перечнем оказанных услуг или работ;
— Ообязанность подчиняться внутреннему трудовому распорядку работодателя и выполнять его распоряжения, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность;
— Договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
материальная ответственность самозанятого перед заказчиком;
— Предоставление работодателем материалов, инструментов, оборудования и рабочего места при отсутствии арендных платежей со стороны самозанятого;
— Обязанность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (при этом при прекращении получения денежных средств от работодателя индивидуальные предприниматели прекращали деятельность и снимались с учета);
— Предоставление отчетности самозанятого в налоговый орган по телекоммуникационным каналам в один период либо по доверенности сотрудниками работодателя.
Компании рискуют столкнуться с серьезными финансовыми санкциями, если контролирующие органы выявят факты неправомерного привлечения самозанятых специалистов взамен официального трудоустройства работников. Нарушение правил оформления трудовых отношений повлечет следующие штрафы:
— должностные лица понесут наказание в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
— индивидуальные предприниматели будут вынуждены уплатить штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
— юридические лица подвергнутся взысканию суммы от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Помимо наложенных штрафов, организации обязаны компенсировать государству недоплаченные налоговые платежи и обязательные социальные выплаты. Так, потребуется произвести удержания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в объеме 13%, а также внести дополнительные отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования суммарно в размере 30% от сумм выплат самозанятым исполнителям.