Среди главных трендов развития легкой промышленность на Юге России – автоматизация процессов и использование искусственного интеллекта, зеленая повестка, конкуренция офлайн магазинов с маркетплейсами, где наблюдается засилие товаров из Китая и Узбекистана, а также, несмотря на это, — популярность русской стилистики в одежде во всем мире. Такие направления развития отрасли назвали участники панельной дискуссии «Надень свое – сними чужое: как южный легпром становится модным?» в рамках Международной выставки индустрии моды «Модафест».
Автоматизация производства
Приглашенный гость дискуссии, генеральный директор ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Анна Богаделина из Ивановской области, назвала сразу три тренда в развитии российского легпрома. Во-первых, это автоматизация, цифровизация и искусственный интеллект. По мнению специалиста, искусственный интеллект будет оказывать серьезное давление на те профессии, которые касаются административно-управленческого аппарата. Здесь ИИ станет инструментом для развития и поиска интересных решений.

Автоматизация процесса контурирования одежды уже сегодня применяется на швейных фабриках АО «Элис Фэшн Рус». По словам генерального директора предприятия Александра Еремеева, на швейных фабриках компании из ста человек в должности «швея» за машинками трудятся только 25, обязанности остальных выполняют специализированные автоматические комплексы и отделочное производство.
«У нас стоят две системы – одна американская, вторая немецкая. Совмещая их достоинства, мы достигаем, на мой взгляд, хорошего качества», — пояснил руководитель компании.
Спрос на российских дизайнеров
«Второй тренд – это тренд на свое, российское, с акцентом на региональное. Истории о людях и традициях будут набирать обороты», — считает Анна Богаделина.
В этом плане с ней согласна и основательница бренда одежды Vicky Mails Виктория Маилян, которая отмечает, что вдохновлять нужно богатейшим культурным наследием, которое нам оставили наши предки.
«Все работы, которые мы показываем, которые рождаются у нас, они должны транслировать любовь к нашей Родине. Особенно когда говорят, что вернутся европейские марки, у всех все сжимается внутри: «Как же так? Мы все развиваем, а вдруг что-то поменяется?». Мы слишком долго смотрели на Запад, впитывали культурные коды других стран, забывая о себе. Мы же сами по себе умные, достойные, стильные и грамотные. Так почему бы нам не верить в собственные силы? Мы должны верить», — заявила Виктория Маилян.

Дизайнер уверена, что и российские рюшечки с сарафанами тоже у кого-то найдут отклик. К слову, Виктории, которая раньше жила и творила в Испании, до сих пор поступают заказы из-за рубежа: спрос на российских дизайнеров есть и сегодня.
Министр промышленной политики Краснодарского края Дмитрий Хмелько призвал не забывать про риск возвращения западных брендов, но при этом продолжать создавать достойную альтернативу.
«Прошли новости о послаблении санкционной политики, и мы боимся, что опять рынок будет насыщен импортом. И здесь позиция наших федеральных коллег простая: мы сейчас работаем в направлении насыщения рынка качественной, конкурентоспособной продукцией. А когда она будет, тогда уже можно будет послушать предложения об ограничении некачественного импорта в нашу страну», — заявил Дмитрий Хмелько.
«Зеленая» повестка
Еще один тренд, который озвучила Анна Богаделина, – это зеленая повестка, история про экологию и экономику замкнутого цикла.
«Эта повестка сейчас поддерживается на всех уровнях правительства и в финансовых институтах. Что, на мой взгляд, отразится и на сфере легпрома. Рациональное потребление будет развиваться» — подчеркнула специалист.
Александр Еремеев в этом ключе напомнил о том, что ежегодно разрабатываются новые технологии и создаются новые ткани, в том числе ткани из конопли. И конструкторы компании вместе с технологами осваивают новые методы обработки этих тканей.
Перепроизводство и конкуренция с Китаем
Гендиректор АО «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев рассказал о существующей в отрасли легпрома проблеме — недобросовестной конкуренции со стороны коллег из Киргизии, Узбекистана и Китая, которые снижают стоимость продаваемой в России продукции.
Российские же предприятия не могут ни снизить стоимость товара, ни поднять заработную плату сотрудникам. Всему виной – действующая экономика: в себестоимости продукции оплата труда и налоги составляют порядка 60%.

Об обилии «ширпотреба» на российском рынке одежды высказалась и президент бизнес-сообщества брендов Юга, основатель бренда одежды и директор выставки «МодаФест» Татьяна Орган. По ее словам, перепроизводство стало причиной того, что потребители теперь меньше ценят ручную работу, чем те, кто жили в Советском Союзе.
Чтобы отсеять некачественный товар на маркетплейсах, в России недавно была принята нормативно-правовая база. Теперь не зарегулированный пока что рынок онлайн-торговли будет курировать федеральный Минпромторг, уточнил Дмитрий Хмелько.
Анастасия Талызина