Юг России – яркий и колоритный регион не только для отдыха, но и для бизнеса. Предприниматели рассказали «Деловой газете.Юг» о том, какой характер у южного бизнесмена, как климат влияет на предпринимательскую сферу и что нужно учитывать, когда ведешь бизнес на Юге.
Юг как зона возможностей
Южные регионы представляют собой огромный потенциал и зону перспективных возможностей, здесь активно развиваются не только традиционные направления — АПК и туризм, но и промышленность, особенно в части импортозамещения, считают местные предприниматели.
По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, уникальные перспективы для региональных предпринимателей открыл уход крупных иностранных игроков. Благодаря этому, в частности, активизировались процессы импортозамещения.

«Например, в Азове развивается кластер станкостроения. А еще я узнал, что у нас в Ростовской области будут печатать платы. Все знают, что их делают в Азии, а тут и у нас будут. Я восхищен»,— поделился уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области.
Ресторатор и основатель сети Tori Ramen Олег Сычов (Краснодар) главным ресурсом для развития бизнеса на Юге считает высокую плотность населения, которая увеличивается в курортный сезон. По его словам, трафик обеспечивает южным предпринимателям стабильный поток клиентов, нужно только найти к ним подход.

«Южные регионы — это зона возможностей, которую бизнес до сих пор недооценивает»,— уверена CEO сервиса доставки Broniboy Наталья Поляхова (Краснодар).
По ее словам, на Юге быстро принимаются новые форматы, а конкуренция стимулирует инновации. «Южный менталитет, безусловно, тоже играет свою роль. Люди здесь открыты к новому, но в то же время ценят стабильность и качество. Это требует от бизнеса максимального уровня сервиса, четкости в логистике и персонального подхода»,— добавила Наталья Поляхова.

Если говорить о трудностях ведения бизнеса на Юге, то они схожи с проблемами предпринимателей других регионов, говорит Олег Дереза. По его словам, на сегодня основные сложности связаны с высокой ключевой ставкой, проблемами с получением оборудования и других технологий из-за санкций и ограничениями поставок. Однако, отметил уполномоченный, импортозамещение поможет справиться с этим.
По мнению Натальи Поляховой, основные трудности, с которыми сталкиваются южные предприниматели, включают высокую конкуренцию, особенно в туристических регионах, и сезонные колебания спроса. Также нередки проблемы с привлечением квалифицированных кадров и недостаток специалистов в узких областях, добавила она.
Влияние Юга
По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, успех регионального бизнеса во многом определяется и природно-географическими условиями. Близость моря и благоприятный климат способствуют развитию таких отраслей, как сельское хозяйство, переработка продукции и торговля.
«Торговля близка южанам. Ростов-на-Дону исторически развивался как торговый купеческий город, поэтому и сейчас местные предприниматели активны в этом направлении»,— добавил Олег Дереза.
Вместе с тем на Юге успешно функционируют и развиваются промышленные предприятия, добавил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области. По его мнению, в последнее время стала набирать обороты легкая промышленность.
По словам Натальи Поляховой, немалую роль в развитии бизнеса также играют культурные особенности региона. Она отметила, что на Юге России ценятся личные отношения, именно поэтому предприниматели здесь часто строят бизнес на основе доверительных контактов и партнерств.
Также, считает CEO, важным элементом является культура гостеприимства и открытости, что благоприятно сказывается на ведении переговоров и установлении деловых контактов.
По мнению Олега Сычова, у Юга есть свой колорит, и если предприниматели открывают бизнес «по правилам» местной культуры, тогда дело становится успешным.
«Если ты открываешь «шашлычку» с хорошими кавказскими культурными ценностями, тогда точно все получится. И у тебя всегда будут гости, если ты их встречаешь, с ними разговариваешь, провожаешь. Гостеприимство точно сработает»,— считает ресторатор.
В то же время, добавил предприниматель, подобный местный бизнес тяжело масштабировать за пределы города или региона, где правила меняются.

Трудолюбивы и не сдаются
Уникальность южных предпринимателей заключается в их способности не сдаваться и не унывать, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза.
«Южане — народ с предприимчивой ноткой, отличаются деловой хваткой. Еще одна особенность южного менталитета — способность быстро принимать решения»,— говорит Олег Дереза.
CEO сервиса доставки Broniboy Наталья Поляхова отмечает, что южные предприниматели отличаются гибкостью и готовностью быстро адаптироваться к изменениям.
«Это связано как с климатическими условиями региона, так и с характером местного населения. Здесь ценятся инициативность, открытость и способность быстро реагировать на спрос»,— сказала Наталья Поляхова.
Ресторатор и основатель сети Tori Ramen Олег Сычов считает, что южные предприниматели особенно хорошо чувствуют своего гостя. «Важно понять, кто твой гость и закрыть его запросы. Южное гостеприимство очень ценится»,— поделился Олег Сычов.
Он добавил, что южные предприниматели отличаются трудолюбием. «Успех сопутствует тем предпринимателям, кто искренне увлечен своим делом, погружается в процессы, живет бизнесом, постоянно развивая и совершенствуя его, а не ограничивается лишь решением текущих оперативных вопросов»,— отметил бизнесмен.
Южные тонкости бизнеса
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, при запуске своего дела на Юге важно помнить, что в бизнесе должна быть своя фишка. По его словам, не стоит полагаться на общие тенденции, важно найти собственный рецепт успеха и двигаться в своем направлении.
Вместе с тем, по мнению уполномоченного, важно обладать бизнес-интуицией, уметь определять, нужны ли обществу конкретные товары и услуги, соблюдать законодательство и уважительно относиться к сотрудникам.
«Бизнесу я всегда желаю успехов, процветания и как можно меньше поводов обращаться к уполномоченным по защите прав предпринимателей»,— сказал Олег Дереза.

Наталья Поляхова уверена, сегодня южное предпринимательство вступает в фазу зрелости. По ее словам, если еще несколько лет назад рынок напоминал стартап-среду — с хаотичным ростом и интуитивными решениями, то сегодня наблюдается переход к системности, качеству и долгосрочному мышлению.
«Считаю, что именно Юг станет полигоном для новых сервисов, локальных франшиз и форматов, которые позже будут переноситься в другие регионы. Южный рынок ценит эмоциональность, честность и прямоту. Важно развивать рынок, опираясь на локальную идентичность. Это не просто уникальность, это сила»,— сказала Наталья Поляхова.
При открытии своего бизнеса важна тщательная подготовка, считает ресторатор и основатель сети Tori Ramen Олег Сычов. Тем, кто хочет начать бизнес на Юге, он советует разработать бизнес-план, определить стратегию развития и проанализировать работу конкурентов. Если бизнес сильно привязан к импортным товарам, надо просчитывать риск ограничения необходимых поставок, говорит ресторатор.
По убеждению предпринимателя, залог долгосрочного успеха заключается в честности и открытости ведения бизнеса. «Люди интуитивно ощущают искренность намерений, и именно это притягивает клиентов»,— заключил Олег Сычов.