изображение сгенерировано ИИ / freepik.com

Рынок курортной недвижимости Юга: кто инвестирует в отдых

Рынок курортной недвижимости Юга продолжает привлекать инвесторов и тех, кто мечтает о втором доме у моря. Девелоперы рассказали «Деловой газете.Юг», кто является основным покупателем такой недвижимости, какие тенденции формируют портрет покупателя и какие лоты являются самыми востребованными.

Основные покупатели

фото предоставлено пресс-службой инвестиционно-строительного холдинга «Самсон» / Татьяна Фоменко

Как сообщила генеральный директор инвестиционно-строительного холдинга «Самсон» Татьяна Фоменко, жители Москвы и Московской области составляют до 30-35% покупателей курортной недвижимости Юга. На втором месте – покупатели из южных регионов: Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье. На них приходится 25-30% от числа покупателей. Жители крупных городов Северного Кавказа занимают в общем объеме покупателей курортной недвижимости небольшую долю – до 10%.

«По социально-демографическому портрету видно, что среди покупателей преобладают мужчины. Они чаще инвестируют в сугубо коммерческие и инвестиционные лоты (гостиничные номера) или элитные домовладения. Женщины же больше участвуют в выборе семейного жилья, ориентируясь на безопасность, инфраструктуру для детей и комфорт», — сказала она.

Основатель компании-девелопера BRAVO Аркадий Погосян

Основатель компании-девелопера BRAVO Аркадий Погосян отметил, что основными покупателями курортной недвижимости являются семьи с детьми, которые приобретают жилье для отдыха. Ключевые ценности покупателей: традиционная семья, забота о здоровье и высокий уровень комфорта.

«Как правило, это люди с активной жизненной позицией, достаточным уровнем дохода и высокой насмотренностью. Собственная недвижимость на море является для них более комфортной альтернативой туристическим отелям, позволяя отдыхать с детьми на море в любое время года более длительный период. В курортный город переезжают ради благоприятного климата, моря и красивой природы – те, кто устал от суеты мегаполисов и хочет спокойной жизни», — объяснил Погосян.

По словам гендиректора холдинга «Самсон», наиболее активная группа покупателей – люди в возрасте 35–50 лет.

«Это люди на пике карьеры, с устойчивым доходом, состоящие в браке, люди с активной жизненной позицией, поклонники активного зимнего туризма и спорта», — подчеркнула Фоменко.

Аркадий Погосян считает, что ядром покупателей курортной недвижимости сегодня являются люди со стабильными доходами и наличием накоплений. Он связывает популярность этого вида недвижимости с ситуацией в банковской сфере: увеличение ключевой ставки и уменьшение доступности ипотечных кредитов.

Цели покупки

Как уточнила Татьяна Фоменко, чаще всего целями покупки становятся инвестиции в арендный поток и капитализацию курортной недвижимости (60-75% спроса), а также собственное сезонное размещение (20-30%).

«В то же время в последние годы становится популярным мотив покупки с акцентом на ментальное и физическое здоровье, приватность. После пандемии вырос спрос на жилье в регионах с чистым воздухом, горными или морскими пейзажами. Крайне важным стал поиск такого места, где можно сочетать отдых и удаленную работу. Покупатели чаще ищут не статусные объекты, а рациональные концепции, функциональные пространства для восстановления силы духа, физических возможностей, расслабления и работы», — считает генеральный директор ГК «Самсон».

Аналогичного мнения придерживается и Аркадий Погосян.

«В последние годы существенно увеличилась доля покупателей, приобретающих жилье в инвестиционных целях. Курортная недвижимость считается надежным источником стабильного дохода: ее всегда можно выгодно перепродать или сдать в аренду для получения пассивного дохода. Для таких клиентов привлекательны жилые комплексы с профессиональным управлением», — сказал он.

Популярные лоты

Согласно данным аналитиков девелопера BRAVO, площадь наиболее востребованного жилья на курортах Кубани в типовом классе составляет 42,6 кв. м. Этот показатель свидетельствует о популярности среди покупателей более компактных и доступных решений для проживания, отмечают аналитики.

При этом в комфорт-классе средняя площадь продаваемых объектов увеличивается до 47,6 кв. м, что говорит о предпочтении более просторных и функциональных квартир, обеспечивающих повышенный уровень комфорта по сравнению с типовыми вариантами.

«В бизнес-сегменте средняя площадь составляет 49,5 кв. м, где основной акцент делается не столько на увеличение метража, сколько на улучшение качественных характеристик жилья, включая современные планировки и использование премиальных отделочных материалов», — сказал основатель BRAVO Аркадий Погосян.

При этом средняя площадь проданных апартаментов во всех классах составляет 35,3 кв. м, отмечают аналитики девелопера.

В целом, по словам Погосяна, покупатели все больше акцентируют внимание на качестве архитектуры, благоустройстве и развитии социальной инфраструктуры. В ответ на эти запросы застройщики совершенствуют свои проекты, повышая уровень комфорта и функциональности.

«В Анапе, как и в других городах Черноморского побережья, более востребованными становятся строящиеся жилые проекты с комплексным развитием территории, расположенные в красивых природных локациях, рядом с морем, но в некотором удалении от шумных курортных зон. Такие объекты наиболее перспективны для инвестиций с точки зрения конкурентных преимуществ», — сказал основатель BRAVO.

Аркадий Погосян добавил, что основными конкурентными преимуществами курортного объекта, кроме удобного расположения, планировок и живописного вида, должен быть максимальный уровень сервиса и инфраструктурное наполнение территории в части наличия детских площадок, локаций для отдыха и спорта. Например, бассейны во дворах, зоны отдыха с шезлонгами, прогулочные аллеи, большая площадь озеленения и ландшафтный дизайн. Покупатели курортной недвижимости обращают внимание на проекты с продуманным благоустройством и красивыми дворами, отмечает Аркадий Погосян.

«Значимым преимуществом объекта является и наличие отделки квартир. Учитывая, что большинство покупателей люди из других регионов, они не готовы самостоятельно контролировать ремонтные работы», — сказал он.

В то же время на курортах СКФО, в частности, в Архызе, наибольшим спросом пользуются гостиничные номера с сервисным управлением от профессиональных и известных операторов, отмечает Татьяна Фоменко. Ключевыми факторами выбора являются привлекательность расположения, наличие широкой инфраструктуры отдыха и восстановления.

«Все эти факторы в совокупности формируют мнение покупателя об инвестиционном потенциале объекта, что в конечном итоге влияет на решение о покупке. Покупатели ищут баланс между стоимостью, комфортом и возможностью использовать недвижимость круглый год», — заключила она.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях